Игровая форма обучения химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении химии.
Гипотеза исследования:
- если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3
Глава 1. Игровые методы обучения в современной школе

5
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения……………………………

5
1.2 Виды игр в педагогической системе…………………………………....

9
Глава 2. Игровые системы в курсе химии …………………………………

14
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках химии……………………….…….……


14
2.2 Дидактические игры на уроках химии………………………….……..

21
Заключение…………………………………………………………….…….

26
Список используемой литературы………………………………….……...

27
Приложение 1…………………………………………………………….….

29
Приложение 2………………………………………………………….…….

34

Файлы: 1 файл

Курсовая проверена (5).doc

— 341.50 Кб (Скачать)


ГОУ ВПО «Северо-Осетинский Государственный университет

имени К. Л. Хетагурова»

 

 

 

                                                              Факультет химико - технологический

                                                              Кафедра общей и неорганической химии

 

 

 

 

Курсовая работа

по методике преподавания химии

 

Игровая форма обучения химии

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка  4  курса

Зацепина Валерия Анатольевна

 

 

Научный руководитель: к. х. н., доцент

Арутюнянц Анна Ашотовна

 

                                                                                                                                            _______________

                                                                                                                                            роспись

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ 2010


Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

Глава 1. Игровые методы обучения в современной школе

5

1.1 Игровая деятельность в процессе обучения……………………………

5

1.2 Виды игр в педагогической системе…………………………………....

9

Глава 2. Игровые системы в курсе химии …………………………………

14

2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной

деятельности учащихся на уроках химии……………………….…….……

 

14

2.2  Дидактические игры на уроках химии………………………….……..

21

Заключение…………………………………………………………….…….

26

Список используемой литературы………………………………….……...

27

Приложение 1…………………………………………………………….….

29

Приложение 2………………………………………………………….…….

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

              Актуальность исследования. В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания абитуриентов по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией.

              В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.

              В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическая совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.

              Несмотря на большое количество работ в области дидактических игр, отсутствует достаточная информация об их обучающих возможностях, продуктивных сферах учебного использования и принципах их применения в практике обучения. Поэтому задача определения дидактических возможностей игровых форм обучения на базе современных научно-педагогических средств, представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

              Объект исследования – игры в организации обучения химии в средней школе.

              Предмет исследования – влияние игры на познавательную активность школьников при изучении химии.

              Цель исследования – выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении  химии.

              Гипотеза исследования:

- если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании  химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.

              Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

а) провести анализ литературных источников и определить рациональное место игровых методов обучения в учебном процессе при преподавании  химии;

б) выявить дидактически значимые характеристики игр;

в) разработать методический материал с акцентом на игровые формы организации занятий;


Глава I. Игровые методы обучения в современной школе

1.1              Игровая деятельность в процессе обучения

             

              Педагогический процесс - это совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной воспитательной работы, проводимых педагогическим  и  ученическим  коллективом  по одному плану. В обучении применяются в основном уроки-семинары, практические и лабораторные работы, на которых используются различные методы и средства.

              Увеличение  умственной  нагрузки на уроках заставляет задуматься  над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению  знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.

              Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Широкое понимание термина «занимательность» идет еще от Н.И.Лобачевского, он считал, что занимательность - необходимое средство  возбуждать и поддерживать внимание, без нее преподавание не бывает успешным. Современная дидактика, обращаясь к игровым  формам  обучения  на уроке, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса.

              Профессор С.А.Шмаков в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» (1994 год) ставит перед педагогами задачу: создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по химии в том числе. Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен  преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Они с удовольствием примут и усвоят информацию взрослого наставника, но непременно как участника их игры, то есть действительным носителем информации, педагог должен научиться играть.

              Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая  потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться  своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

              Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения.

              Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ученика, которые  по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.

              Исследование значения игры для психического развития и формирования личности очень затруднено. Здесь невозможен чистый  эксперимент просто потому, что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей и посмотреть, как при этом будет идти процесс развития. Главнейшим является значение игры для мотивационно-потребностной сферы ребенка. Согласно работам Д.Б.Эльконина проблема мотивов и потребностей выдвигается на первый план. Указание на мотивы является недостаточным, необходимо найти тот психический механизм, через который мотивы могут оказывать воздействие.

              Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает игра на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться  сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся  условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся. Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а так же использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.

              Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной  обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

              Можно выделить шесть организационных форм игровой  деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую, групповую.

* К  индивидуальным формам  можно  отнести  игру  одного  человека  с  самим собой или с различными предметами и знаками.

* Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной им искомой цели.

* Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

* Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

* Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

* Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей

              Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и  последовательное  воплощение  на  практике  концепций  инновационных  процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе  игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является  комплексным носителем информации.

Информация о работе Игровая форма обучения химии