Инновация в формах обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 05:33, доклад

Краткое описание

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

Файлы: 1 файл

Инновации в формах обучения.doc

— 31.50 Кб (Скачать)


Инновации в формах обучения

  Нововведения,  или  инновации,  характерны  для  любой   профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом  изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по  себе  не  возникают,  они  являются результатом научных поисков,  передового  педагогического  опыта  отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс  не  может  быть  стихийным,  он нуждается в управлении.

  С  внедрением  в  учебно-воспитательный  процесс  современных  технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции  консультанта,  советчика, воспитателя.  Это  требует  от  них   специальной   психолого-педагогической подготовки, так как профессиональной  деятельности  учителя  реализуются  не только специальные, предметные знания, но и современные  знания  в   области педагогики и психологии, технологии обучения  и  воспитания.  На  этой  базе формируется готовность к  восприятию,  оценке  и  реализации  педагогических инноваций.

     В.  А.  Сластёнин   пишет  «понятие  "инновация"  означает  новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает  введение чего-либо  нового.  Применительно  к  педагогическому  процессу   инновация означает введение нового в цели, содержание,  методы  и  формы  обучения  и воспитания,  организацию  совместной  деятельности  учителя  и   учащегося»

     Индивидуальные,   фронтальные   формы   обучения    являются традиционными,  а  коллективные  –  принципиально  новыми   в   современном образовании. В последнее время интерес школьников к учению резко упал,  чему в  определённой  степени  способствовали  устаревшие  формы  урока.   Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нестандартных уроков. Среди наиболее распространённых типов нестандартных уроков наиболее распространённые: деловые игры, пресс-конференции, уроки типа  КВН,  уроки-

конкурсы, уроки-«суды», уроки-концерты,  ролевые  игры,  уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, уроки-экскурсии и др.

  В понимании сущности инновационных  процессов  в  образовании  лежат  две важнейшие   проблемы   педагогики   —   проблема   изучения,   обобщения   и распространения  передового  педагогического  опыта  и  проблема   внедрения достижений психолого-педагогической  науки  в  практику.    Необходимость  в инновационной  направленности  педагогической  деятельности  в   современных условиях  развития  общества,  культуры  и  образования  определяется  рядом

обстоятельств.

  Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость  коренного  обновления  системы  образования,  методологии  и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного  типа.  Инновационная  направленность  деятельности  учителей  и воспитателей,  включающая  в  себя  создание,  освоение   и   использование педагогических новшеств,  выступает  средством  обновления  образовательной

политики.

  Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска

новых организационных форм обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического  знания в учительской среде.

  В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических  новшеств.  В  условиях  жесткой  регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не  только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но  и  в  использовании новых  приемов  и  способов  педагогической   деятельности.   Если   раньше инновационная   деятельность   сводилась   в   основном   к   использованию рекомендованных сверху  новшеств,  то  сейчас  она  приобретает  все  более

избирательный,   исследовательский   характер.   Именно   поэтому    важным направлением в работе руководителей школ, органов  управления  образованием становится анализ и оценка  вводимых  учителями  педагогических  инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

  В процессе изучения темы «Формы  организации  процесса  обучения»  особое внимание следует обратить на эффективность отдельных  форм.  Небезынтересна так называемая   «пирамида  обучаемости  учащихся»,  предложенная  журналом «Директор школы» [4.45] по результатам американских исследований:

             Лекция-монолог                                                                                                                                   5%

              Чтение (самостоятельное)                                                                                                                 10%

            Аудио-видеообучение                                                                                                                         20%

             Показ (демонстрация)                                                                                                                         30%

              Дискуссионная группа(обсуждение учебного материала в малой группе)                         50%

             Практика в процессе деятельности                                                                                                75%

             Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)                                                                             90%

   Последняя форма является  коллективной. Учебная работа  имеет  специфику: это работа с людьми. Нет учителя без учеников и  каждый  ученик  у  кого-то учится. А это значит, что  при  всяком  обучении,  особенно  если  каким-то образом  обучаемые  объединяются,  всегда  имеют  место  какие-то  элементы сотрудничества, коллективизма, повышается интерес к  обучению,  формируется самостоятельность,   инициативность   учеников   –   устраняются   основные недостатки традиционных



Информация о работе Инновация в формах обучения