Игровая форма обучения химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении химии.
Гипотеза исследования:
- если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3
Глава 1. Игровые методы обучения в современной школе

5
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения……………………………

5
1.2 Виды игр в педагогической системе…………………………………....

9
Глава 2. Игровые системы в курсе химии …………………………………

14
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках химии……………………….…….……


14
2.2 Дидактические игры на уроках химии………………………….……..

21
Заключение…………………………………………………………….…….

26
Список используемой литературы………………………………….……...

27
Приложение 1…………………………………………………………….….

29
Приложение 2………………………………………………………….…….

34

Файлы: 1 файл

Курсовая проверена (5).doc

— 341.50 Кб (Скачать)

              Цель. Совершенствовать внимание, закрепить знания химической символики и формул высших оксидов.

              Атрибуты. Карточки с символами химических элементов, записанными в отдельные клетки-прямоугольники.

              Задание. Играющие должны найти прямоугольники-«двойняшки», содержащие одинаковые наборы символов химических элементов, и написать формулы их высших оксидов.

              Выигрывает тот, кто раньше всех справится с заданием.

 

 

Игра «Цепочка»

              Цель. Активизировать мышление учащихся, научить просчитывать нужные варианты решения и лучше ориентироваться в периодической системе.

              Атрибуты. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

              Задание. Ученики в классе делятся на команды (лучше по вариантам). Ребята за первыми столами по команде ведущего пишут на листе название химического элемента и передают листок ученикам за вторыми столами. Те должны написать рядом название другого элемента, начинающегося на букву, которой кончается первое название, и так далее. Побеждает команда, составившая наиболее длинную цепочку-чайнворд.

              Пример. Цинк – кобальт – тантал – лантан – неодим – мышьяк – кислород – диспрозий.

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 2

ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ ХИМИИ

1. Лабиринты

 

              Найдите путь, который приведет вас к финишу. Начните прохождение лабиринта с верхней левой клетки. Если суждение, вписанное в эту клетку, правильно, то продолжаете путь по стрелке с обозначением «да». Если данное суждение ошибочно, то вам следует продолжить путь по стрелке с обозначением «нет». Для полного усвоения сведений, приведенных в лабиринте, выбирайте в качестве исходных разные клетки лабиринта.

 

Водород

 

 

 

 

 

2. Ребусы

 

              Ребусом принято называть изображение какого-либо слова или целого предложения при помощи комбинации букв, цифр, рисунков, знаков и т.д. Следовательно, ребус — головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли.

              Ответы: а) железо, б) азот, в) мышьяк, г) медь, д) натрий, е) олово.

3. Кроссворды

 

1) Кроссворды по названиям химических элементов.

№1. Заполните пустые клетки русскими названиями следующих химических элементов: Ag, Br, Fe, Н, I, О, Sn.

№ 2. Ключевым словом является профессия, связанная с химией: 1) Сl, 2) Zn, 3) Вг, 4) К, 5) Ni. (Химик.)

2) Кроссворд по повторению первоначальных химических понятий

Ключевым словом является один из способов разделения смеси. (Выпаривание.)

1.  Физическое свойство веществ. (Цвет.)

2.  Химический элемент As. (Мышьяк.)                    

3. Предмет, который в руках детей может оказаться «опасной игрушкой». (Спички.)

4.  Предмет, который прикрепляется к штативу. (Лапка.)

5.  Стеклянная посуда для проведения химических реакций. (Пробирка.)

6.  Химический элемент Zn. (Цинк.)

7.  Физическое свойство веществ. (Твердость.)

8.  2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O — тип реакции. (Разложение.)

9.  Химический элемент In. (Индий.)

10.  Предмет,  который используют при фильтровании.

(Фильтр.)

11. Химический элемент ? + Сера = сульфид этого химического элемента. (Железо.)

              Кроссворд по периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению вещества.

Ключевые слова — вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (Химический элемент.)

1.  Химический элемент с порядковым номером 17 в периодической системе. (Хлор.)

2. Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление.)

3.  Химический элемент, названный в честь великого русского ученого. (Менделевий.)

4.  Химический элемент, электронная структура которого 2)8)8)1). (Калий.)

5.  Растворимые в воде основания. (Щелочи.)

6.  Химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу Is22s22p63s23p4. (Сера.).             

7.  Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов. (Масса.)

8.  Свойство атомов химического элемента, имеющее наибольшее значение у фтора. (Электроотрицателъностъ.)

9.  Заряженные частицы. (Ионы.)

10.  Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента. (Нейтроны.)

11.  Как назывался химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия? (Экасилиций.)

12.  Свойство атомов химического элемента образовывать два или несколько простых веществ. (Аллотропия.)

13.  Элементарные частицы, движением которых обуславливаются многие физические свойства металлов. (Электроны.)

14.  Тип кристаллической решетки в алмазе. (Атомная.)

15. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты. (Нептуний.)

16.  Химическая связь между ионами. (Ионная.)

17. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд атома. (Изотопы.)

4. Рассказы-загадки

 

                            Рассказы-загадки — это задачи и, если хотите, беллетристика. В сюжет рассказа вплетены определенные вопросы, проблемы, ситуации или задания, которые должен выполнить или решить герой, а вместе с ним и ученик. Разгадывая рассказ-загадку, следует внимательно читать текст, так как в нем обычно имеются подсказки, облегчающие выполнение задания.                                                                             

              Дом, который построил М. Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов М., жившего в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.

Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и покладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стремится избежать этой дружбы; некоторых водой не разольешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее, все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.

              На первом этаже — большой холл и всего три жилые комнаты. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.

              Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах комнат гораздо больше. На четвертом и пятом — по восемнадцать, на шестом — тридцать две. Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.

              Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома — яркая индивидуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться внимательней, и станет видно, какие они разные.

              Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спирали. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лестнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в комнаты жильцов.

              Глубоко продумано в доме расположение квартир по этажам, и распределены они (квартиры) с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой линиями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что комнаты по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные лесенки.

              Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выделили этим семьям отдельные флигеля, одной — на шестом, другой — на седьмом этаже.

              Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор М. учел возможные демографические изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто десять жильцов.

              Вопросы:

              Кто автор проекта необыкновенного дома и что это за дом? Что вы знаете о семи этажах дома и жильцах на каждом этаже? О каких двух фамилиях говорится в рассказе и каковы их семейные традиции? Сколько квартир предстоит заселить еще на седьмом этаже? Для каких жильцов архитектор М. предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем проекте? Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?

              Ответ: Дом, о котором говорится в рассказе, — это периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Она состоит из семи периодов (этажей), в каждом из которых строго определенное число элементов (жильцы).

              Для всех элементов положение в системе определено однозначно, за исключением водорода. В связи со строением атома и свойствами, сходными со свойствами щелочных металлов и галогенов, водород одновременно помещают в 1-ю и 7-ю группы периодической системы.
              Первые три периода называют малыми, а следующие — большими. 7-й период называют еще незавершенным. Если продолжить его по аналогии с закономерностью заполнения элементами 6-го периода, то 7-й период завершится благородным газом с порядковым номером 118.

              Два семейства химических элементов — лантаноиды и актиноиды в обычном варианте изображения периодической системы вынесены за пределы таблицы (в отдельные флигеля). Строение внешних электронных уровней этих элементов сходно, поэтому они обладают сходными свойствами.

              В истории химии было много «открытий» мнимых элементов, которые на самом деле были смесями нескольких очень похожих по свойствам лантаноидов. Так появились химические элементы с названиями — ПРАЗЕОДИМ (светло-зеленый близнец) и НЕОДИМ (новый близнец).

              Со времени открытия периодического закона науке было известно всего 63 химических элементов. Однако Д. И. Менделеев гениально предсказал существование еще многих неоткрытых элементов, оставив для них в таблице пустые клетки (свободные квартиры). Прогнозы ученого блестяще подтвердились.

              Родичи по прямой и боковой линиям — это химические элементы в пределах определенной группы.

              Игра в сыщиков. В комнате стоит металлический несгораемый сейф. На его ручке висит записка: «Решите задачу, и сейф откроется».

              Задача. Получите три гидроксида, чтобы первый из них обладал кислотными, второй — основными, а третий — амфотерными свойствами. Все необходимое находится в этом сейфе. На верхней полке в один ряд стоят реактивы. Известно, что:

1.  Соль находится в пакете, а цинк — в баночке.

2.  Масса жидкости равна 500 г.

3.   Масса вещества в кристаллическом состоянии 200 г, оно рядом с колбой.

4.  Справа от цинка — неметалл, еще правее — медный купорос.

5.  Масса вещества в склянке 300 г, а в банке в 2 раза меньше, чем в пакете.

6.  Справа от раствора находится металл.

7. Среди реактивов имеются сера, гидроксид калия и вода.

8.  Слева от раствора стоит вещество в бутылке, а второе справа — порошок.

9.  Масса одного из веществ 400 г.

10.  Оксид находится не в виде гранул.

              Определите, в чем хранятся и в какой последовательности стоят на полке вещества?

              Ответ. Исходя из условия задания, можно определить, что веществ было пять и в середине ряда на полке находился цинк.

              Начертите таблицу и заполните ее.

              Поместите в ложечку для сжигания веществ немного серы, подожгите на спиртовке и горящую серу внесите в колбу с небольшим количеством воды на дне. В результате гидратации оксида серы (4) в колбе образовалась сернистая кислота (кислотный гидроксид). Основание (гидроксид меди) можно получить реакцией обмена между раствором сульфата меди, приготовленным из медного купороса, и раствором щелочи.

              Амфотерный гидроксид (гидроксид цинка) получают в две стадии. Приготовив раствор сульфата меди, часть его расходуем на получение гидроксида меди, а ко второй части прибавляем гранулы цинка. Таким образом, получили раствор сульфата цинка и металлическую медь в осадке. Теперь раствор соли осторожно сливаем в чистую пробирку и добавляем несколько капель раствора щелочи. Выпавший осадок гидроксида цинка отделяем фильтрованием.

              Минералы Черного Мага. В одном из залов выставки Черного Мага экспозиция начиналась образцами довольно невзрачных известняков. Дальше были отдельные глыбы и отполированные плиты белоснежного, черного, красного, серого и разноцветного мрамора.

              Особое место отводилось ракушечнику. Спрессованный за миллионы лет из мельчайших и более крупных раковинок монолит служил основой интерьера зала. В его нишах, на выступах, перегородках и подставках размещались сотни минералов и раковин моллюсков самых различных видов и размеров. Перламутр, жемчуг, скелеты коралловых полипов также состоят в основном из этого соединения.

Информация о работе Игровая форма обучения химии