Игровая форма обучения химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении химии.
Гипотеза исследования:
- если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3
Глава 1. Игровые методы обучения в современной школе

5
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения……………………………

5
1.2 Виды игр в педагогической системе…………………………………....

9
Глава 2. Игровые системы в курсе химии …………………………………

14
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках химии……………………….…….……


14
2.2 Дидактические игры на уроках химии………………………….……..

21
Заключение…………………………………………………………….…….

26
Список используемой литературы………………………………….……...

27
Приложение 1…………………………………………………………….….

29
Приложение 2………………………………………………………….…….

34

Файлы: 1 файл

Курсовая проверена (5).doc

— 341.50 Кб (Скачать)

              В игре получают своё развитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность, активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы, проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество. Даже самые пассивные ученики прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. В игре ребёнок раскрепощается, исчезают его скованность, неуверенность в своих силах и возможностях, а при достижении успеха у него появляется большая радость и желание играть вновь и вновь.

              Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В целом процесс усвоения знаний по химии для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом, постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения химии необходимо тренировать эти психические свойства. При проведении игр, например, «Химическая тайнопись», «Кто лишний», ставится цель не только закрепить знания химической символики, облегчить запоминание названий химических элементов, но и совершенствовать память, внимание, развить воображение, интуицию, наблюдательность. Таким образом, ребёнок познаёт мир и развивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чем увлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит его развитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний, но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышению эффективности обучения химии.

              Следовательно, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения - образовательных, воспитывающих и развивающих.

              Поэтому игровой метод следует шире применять в процессе обучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическое целенаправленное использование дидактических игр может дать определённые результаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и в результативности учебной деятельности и в обучении в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

              Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Проводимая по схеме ученик – учитель – ученик, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученика, его мышление.

              Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее  положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени –  все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.


Список используемой литературы

 

1.              Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука в школе. – М.: Просвещение. - 1987.

2.              Шмаков С.А. Ее величество игра. – М.: Просвещение. - 1992.

3.              Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности/В сб.: Нововведения в организациях. –  М.:Просвещение. - 1983.

4.              Занько С.Ф. и др. Игра и ученье.  – М.: Просвещение. - 1992.

5.              Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М.: Просвещение. - 1995.

6.              Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М.: Просвещение. - 1996. 

7.              Эльконин Д. Б. Психологические игры. – М.: Просвещение. - 1987.

8.              Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение. - 1983.

9.              Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. – М.: Просвещение. - 1991.

10.              Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование. - 1996.

11.              Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа. - 2003.

12.              Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. –  М.: Просвещение. - 1996.

13.              Исаев С.Д. «Об использовании дидактических игр» // Химия в школе. - 2002. - 6.- стр. 50.

14.              Павлова Н.С. «Обучающие игры на уроках химии» //Химия в школе. - 2000. – 6 - стр.35.

15.              Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика. - 1984.

16.              Ширикова О.И., Коробейникова Л.А. «Ролевые игры на уроках химии» // Химия в школе. – 1991. - 3. - стр. 31-36.

17.              Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. – М.: Просвещение. - 1988. 

18.              Педагогика. / Под ред. Бабанского Ю.К. – М.: Просвещение. - 1998.

19.              Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа. - 2004 г.

20.              Казанцев  Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. –2009. - 2. - стр. 15-19.

21.              Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ-ПРЕСС. - 1999.

22.              Иодко А.Г., Емельянова Е.О., Волков А.В. «Система заданий для развития умения рассуждать» // Химия в школе. – 2000. - 7. - стр. 11-20.

23.              Леенсон И. А. Занимательная химия. 8-11кл. – М.: Дрофа. - 1996. 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

Игра «Руки вверх»

              Цель. Активизировать внимание учащихся, закрепить понятия «вещество», «физическое тело», сформировать способности к адекватным реакциям на внешний раздражитель.

              Атрибуты. Карточки для учителя с перечнем различных веществ и физических тел.

              Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.

Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.

              Аналогичные игры можно провести по темам: «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические явления» и т. д.

Игра «Найди ошибку»

              Цель. Закрепить понятия «простое вещество», «сложное вещество», развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные решения.

              Атрибуты. Карточки с 5–6 строками названий простых и сложных веществ.

              Задание. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов столов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке. По сигналу учителя игроки, сидящие за первыми столами, находят и вычеркивают несоответствующие названия простых и сложных веществ в первой строке карточки и передают ее ученикам за вторыми столами, те исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т. д.

              Побеждает команда, которая первой правильно найдет и исправит все ошибки. После игры обсуждаются результаты.

Пример карточки

              ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА                                          СЛОЖНЫЕ ВЕЩЕСТВА

1. Кислород, серебро, оксид серы                            1. Йод, медь, оксид серебра

2. Азот, сероводород, хлороводород              2. Аллюминий, кислород, оксид железа

3. Сульфид железа, водород, хлор                            3. Сера, хлорид натрия, вода

4. Оксид кремния, углерод, цинк                            4. Оксид серы, фтор, железо

5. Хром, кальций, оксид алюминия              5. Сероуглерод, сульфид железа, кремний

Игра «Узнай меня»

              Цель. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.

              Атрибуты. Карточки с уравнениями химических реакций. Уравнения реакций должны быть разного типа.

              Задание. На доске учитель пишет названия химических реакций различных типов (реакций соединения, разложения, замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый ученик должен выбрать среди всех карточек только те, на которых написаны уравнения химических реакций нужного ему типа, и прикрепить эти карточки к доске под названием типа реакции. Ученик, допустивший ошибку, дает определение реакции данного типа и приводит пример.

Игра «Химическая тайнопись»

              Цель. Облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.

              Атрибуты. Карточки с названиями химических элементов и их символами.

              Задание. Как можно быстрее соединить линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими квадратами (химический знак (символ)). Выигрывает тот ученик, который первым правильно выполнит задание.

Чтобы обеспечить многократное использование карточек, можно линии проводить на листочках полиэтиленовой пленки соответствующего размера, наложенных на карточки.

Игра «Кто дальше?»

              Цель. Активизировать процесс запоминания названий химических элементов и их деления на металлы и неметаллы, на отдельные группы химических элементов и т. д.

              Задание. Ученик становится на финишную линию и по команде учителя начинает идти строевым шагом. Играющий должен прошагать как можно дальше, называя на каждый шаг химический элемент. Игру можно усложнить, оговорив перечень названий (любые элементы, металлы или неметаллы, группы элементов и т. д.).

В игре участвуют одновременно 2–3 ученика (по числу соревнующихся команд). Выигрывает тот, кто прошагает дальше без ошибок, запинок и повторений.

Игра «Отгадываю задуманный элемент»

              Цель. Развить интерес и обратить еще раз внимание на периодическую систему Д.И.Менделеева.

              Атрибуты. Периодическая система Д.И.Менделеева и калькуляторы.

              Описание игры. Ведущий просит одного из учеников задумать любой химический элемент периодической системы. После этого ведущий предлагает провести с номером этого элемента следующие вычисления (без сообщения промежуточных результатов):

1) номер элемента удвоить;

2) к произведению прибавить 5;

3) сумму умножить на 5.

Последний результат сообщается ведущему, который тотчас объявляет элемент, задуманный играющим.

              Объяснение игры. Разгадка заключается в следующем. Пусть задуман элемент № 25 (марганец). Проведем с числом 25 соответствующие математические действия:

25 • 2 = 50; 50 + 5 = 55; 55 • 5 = 275.

              Число 275 сообщается ведущему, который в уме отбрасывает последнюю цифру (получается 27) и отнимает от полученного числа число 2 (получается 25). Это и есть номер задуманного элемента. После этого ведущему остается только назвать этот элемент – марганец.

Игра «Сколько знаков?»

              Цель. Развить воображение, интуицию, наблюдательность и оценить внимание учащихся.

              Атрибуты. Карточки, на которых различными цветами, шрифтами и размерами изображены знаки 15–20 химических элементов.

              Задание. Играющий должен с одного взгляда прикинуть, сколько химических символов изображено на карточке, и записать соответствующее число. Затем играющий получает карточку и выписывает символы химических элементов и их названия.

Выигрывает тот, кто точнее угадает число элементов и быстрее справится с остальной частью задания.

Игра «Двойняшки»

Информация о работе Игровая форма обучения химии