Игровая форма обучения химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление факторов и педагогических условий успешного применения игр, ориентированных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении химии.
Гипотеза исследования:
- если использовать игры в некоторых формах учебного процесса при преподавании химии в средней школе, то это позволит повысить активность познавательной деятельности школьников и их уровень усвоения химии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………

3
Глава 1. Игровые методы обучения в современной школе

5
1.1 Игровая деятельность в процессе обучения……………………………

5
1.2 Виды игр в педагогической системе…………………………………....

9
Глава 2. Игровые системы в курсе химии …………………………………

14
2.1 Игровые технологии как средство активизации познавательной
деятельности учащихся на уроках химии……………………….…….……


14
2.2 Дидактические игры на уроках химии………………………….……..

21
Заключение…………………………………………………………….…….

26
Список используемой литературы………………………………….……...

27
Приложение 1…………………………………………………………….….

29
Приложение 2………………………………………………………….…….

34

Файлы: 1 файл

Курсовая проверена (5).doc

— 341.50 Кб (Скачать)

              Педагогической аксиомой является положение, согласно которому к развитию интеллектуальных способностей, самостоятельности и инициативности, деловитости и ответственности школьников может привести только представление им подлинной свободы в общении. Вовлечение их в такую деятельность, в которой они не только поняли и проверили бы то, что им предлагают в качестве объекта усвоения, но и на деле убедились в том, что их успехи в саморазвитии, их судьба как специалиста в изначальной степени зависит от их собственных усилий и решений.

1.2 Виды игр в педагогической системе

             

              По форме деятельности игры можно разделить  на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, игры обобщающего характера, повторения и контроля знаний. По типам деятельности игры делятся на познавательные, ролевые, деловые, комплексные.

              В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым  и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

              Критерии игр:

1) Игра должна быть рассчитана на один урок.

2) Игра  не должна быть сложной для понимания её правил.

3) Игра не должна морально устаревать.

4) Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.

5) Оценки  должны  выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6) Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

              Положительные эмоции, которые возникают у учащихся  в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных  умений. Игра хорошее средство для  воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.

              Требования к проведению дидактических игр:

1) Соответствие темы игры теме и цели урока.

2) Четкость и определенность цели и направленности игры.

3) Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.

4) Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.

5) Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности.

6) Понятность и доступность  замысла участника игры, простота игрового сюжета.

7) Стимулирующий характер игры.

8) Точность и однозначность игровых правил и ограничений.

9) Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.

10) Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.

11) Благоприятный психологический климат отношений. 

12) Простор для личной активности и творчества.

13) Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.

              Существуют следующие виды игр:

- Игры - упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают  обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются  хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

- Игры - путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация  учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

- Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания – такими как лекция, дискуссии и письменная работа – можно успешно помогать учащимся приобретать знание фактического материала и важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой традиционные методы нуждаются в дополнении, является сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ученик, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к нескольким простым  правилам. Интерпретация ответных сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации.

              Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу):

1) Помогает ученику выразить скрытые чувства.

2) Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

3) Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

4) Высвечивает общие социальные  проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

5) Позволяет живо и непосредственно представить академический материал.

6) Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

7) Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.

8) Группа может контролировать содержание и темп.

9) Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

10) Изменяет установки.

11) Учит контролировать чувства и эмоции.

- Игра – соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

              Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

              В реальной практике обучения все виды игр могут выступать  и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

              Этапы игры включают:

1) Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.

2) Игру.

3) Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.


Глава II. Игровые системы в курсе химии

2.1              Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии

 

                     Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер.

                     Система общего образования находится в стадии реформирования. «Сегодня налицо направленность на образование, ориентированное на становление личности, на субъективированное, персонифицированное знание, предполагающее индивидуальное видение мира, у которого всегда есть автор в его уникальности» (И.А.Колесникова).

                     Игра – центральная единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.

                    Систематическое изучение игры позволило констатировать тот факт, что в ней, как в зеркале, отражается окружающая действительность, для которой характерны как позитивные, так и негативные стороны (К.Д. Ушинский). Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей.

                   Разные ученые по-своему объясняют причины появления игры. В ходе своей деятельности мы пришли к мнению, что игра действительно объективно отражает многомерность человеческого мира, человеческой деятельности, творчества, эмоций.

                     Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.

                    Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации, обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

                    Профессиональная деятельность учителя направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям и активизации познавательной деятельности учащихся за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Решение этих задач будет успешным при применении технологии игровой деятельности на уроках химии.

              Игра влияет на:

• психическое состояние ребенка;

• его социальное становление;

• активизацию познавательной деятельности в процессе обучения;

                  Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она — символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции.

                       В целом же игра выступает как средство совершенствования обучения и воспитания ребенка. Вот поэтому уделяется особое внимание игре в ходе учебного процесса.

                    Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Так, с одной стороны игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти на каждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности.              Причины низкой активности учащихся:

1) Недостаточное чувство коллективизма при решении учебных проблем. (Использование игры (ролевые, познавательные), оптимальное сочетание игрового и проблемного обучения).

2) Высокая утомляемость учащихся, например, в результате однотипной работы. (Эффективное сочетание традиционных и активных методов и форм обучения, использование занимательных заданий).

3) Учебный материал слишком сложен для учащихся. (Поощрение учащихся при возникновении неудач и трудностей, помощь «слабым», оценка деятельности).

4) Отсутствие занимательности в самом изучаемом материале. (Использование различных видов деятельности, игровых методов, состязательности).

5) Отсутствие проблемности в подаче материала. (Поощрение интеллектуальной и эмоциональной свободы учащихся; демонстрация конкретных и доступных для учащихся путей улучшения учебных результатов).

6) Материал слишком легкий для усвоения. (Использование заданий с разным уровнем сложности; материал подается проблемно).

7) Недостаточность подготовки учащихся к современной жизни. (Успешное сочетание учебной и вне учебной деятельности; организация научно-исследовательской деятельности учащихся).

                   Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление -  красочным и разнообразным. В то же время дидактическая игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Информация о работе Игровая форма обучения химии