Виды и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.
Задачи:
1. Изучение теоретических источников по проблеме.
2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Виды обучения.....................................................................................................5
2. Понятие о формах организации педагогического процесса..........................10
3. Классификация форм обучения.......................................................................11
3.1. По способу получения образования ............................................................11
3.2. По количеству образовательных учреждений.............................................13
3.3. По системам обучения...................................................................................14
3.4. По механизму декомпозиции содержания обучения..................................19
3.5 По основанию непосредственного или опосредованного общения
с педагогом и/или учебными материалами........................................................22
3.6. По числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие...........23
3.7. По постоянству или эпизодичности работы педагога
с данным контингентом обучающихся ..............................................................23
3.8. По основанию «монолог-диалог»................................................................23
3.9. По месту проведения учебных занятий........................................................24
4 Функции форм обучения...................................................................................26
4.1 Образовательная функция..............................................................................26
4.2 Воспитательная функция................................................................................27
4.3 Развивающая функция....................................................................................28
Заключение............................................................................................................30
Литература.............................................................................................................31

Файлы: 1 файл

реферат Виды и формы обучения.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Виды обучения.....................................................................................................5

2. Понятие о формах организации педагогического процесса..........................10

3. Классификация форм обучения.......................................................................11 

3.1. По способу получения образования ............................................................11

3.2. По количеству образовательных учреждений.............................................13    

3.3. По системам обучения...................................................................................14

3.4. По механизму декомпозиции содержания обучения..................................19

3.5 По основанию непосредственного  или опосредованного общения

 с педагогом и/или учебными  материалами........................................................22

3.6. По числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие...........23

3.7. По постоянству или эпизодичности  работы педагога 

с данным контингентом обучающихся  ..............................................................23

3.8.  По основанию «монолог-диалог»................................................................23

3.9. По месту проведения  учебных занятий........................................................24

4 Функции форм обучения...................................................................................26

4.1 Образовательная функция..............................................................................26

4.2 Воспитательная функция................................................................................27

4.3 Развивающая функция....................................................................................28

Заключение............................................................................................................30

Литература.............................................................................................................31

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации  обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения. В результате педагогическая наука накопила значительный эмпирический материал в этой области.

Вся отечественная и  общеобразовательная, и профессиональная школа длительное время, особенно в  застойный период, была ориентирована  на обучение молодежи, которая в  массе своей учиться не хотела – образование в обществе того времени было фактически не востребованным, мотивация к учению у школьников и студентов была низкой. Отсюда сложилась та ориентация учебно-воспитательного процесса, что педагог «тянет» учащегося, студента к знаниям. И вот из стремления заставить обучаемых осваивать учебный материал их аудиторная учебная нагрузка доводилась и в общеобразовательной школе, и в профессиональных учебных заведениях всех уровней до 40-50 часов в неделю. А оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса в такой ситуации как раз и являлась классно-урочная система, которая давно уже во всем мире зовется «обучение в коробке для яиц». Она была чрезвычайно удобна тем, что материал подается малыми дозами. Учащиеся, студенты все время находятся под контролем преподавателя (а преподаватель, добавим, под контролем руководителя учебного заведения и инспектора).

В современных социально-экономических  условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению – они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «учитель как бы впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик как бы впереди» (кроме, конечно, начальной школы). Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах, игр и т.д.

Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.

Задачи:

1.         Изучение теоретических источников  по проблеме.

2.   Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

Объектом исследования являются виды и формы процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Виды обучения

Следует отметить, что  проблема видов обучения не нашла  еще достаточного отражения в  современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. В этом случае в педагогической литературе они объединены в две относительно самостоятельные группы – объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения [8].

Объяснительно-иллюстративный вид обучения является основным видом обучения в отечественной школе различных образовательных уровней. Он предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание. К тому же оно опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание нового опыта. Такой подход к организации учебного процесса иногда также называют традиционным [8;9].

Понять учебный материал, предъявляемый таким способом — значит воспроизвести в сознании (в речи, на практике) излагаемую ситуацию, проделать те познавательные операции (сравнение, анализ, моделирование и т. п.), без которых объяснение не существует. При этом важно, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции в данной последовательности, а также, чтобы воспроизведение (словесное или практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практической формой.

Различают также аналитические  и синтезационные пути объяснения и иллюстрации. При первом педагоги исходят из того, к чему требуется прийти на учебном занятии, а при втором — из описания ситуации. Чаще всего встречается сочетание этих путей. В то же время в современной дидактике все чаще подчеркиваются преимущества так называемого анализа через синтез, т.е. анализа учебного материала с точки зрения того, к чему необходимо прийти.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет ряд важных преимуществ. Считается, что он экономит время, сберегает силы педагогов  и учащихся, облегчает понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом. В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить. Этот недостаток устраняется в результате опоры на положения проблемного вида обучения.

В основу проблемного  обучения [5;7;8;9] положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

В основе организации  проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Однако в этом случае важно учитывать, что и при объяснительно-иллюстративном обучении также не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно при изучении предметов естественно-математического цикла, само содержание которых предполагает решение задач, наблюдение и обобщение. В то же время фронтальное изложение и передача педагогом готовых выводов науки доминирует, особенно в предметах гуманитарного цикла.

Преимущества проблемного  обучения хорошо известны педагогам. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения позволяют формировать активного человека современного цивилизованного общества. Однако затруднения их достижения в педагогической практике связаны с еще неполной разработанностью его методики и сложностью подготовки дидактического материала в виде проблемных задач, диалоговых конструкций, а также с недостаточной подготовленностью самих педагогов к реализации возможностей проблемного обучения.

Особенности дистанционного обучения [5;7;11]. Понятие «дистанционное обучение» появилось в Российской образовательной системе в самом начале 90-х годов — так стали называть заочное образование, полученное с помощью различных технических средств (аудио- и видеомагнитофонных, телевизионных и др.). Осуществляемое с их помощью обучение выглядело более эффективным – помимо учебников и «методичек» обучаемым стали выдаваться видеокассеты с записями лекций или учебных фильмов, а также дискеты (позже компакт-диски) с обучающими и контролирующими программами. Телевизионные технологии также изменили привычное очное обучение - появилась возможность транслировать лекции по телесетям образовательных учреждений в режиме реального времени.

Во второй половине 90-х годов в учебном процессе стал использоваться термин «открытое образование», то есть доступное любому человеку в любое время и в любом месте.

Наконец, в начале XXI века эти формы обучения были объединены понятием e-learning (электронное обучение). Его последующее развитие привело к расширению доступности образовании.

Теперь любой человек, независимо от возраста и образовательного ценза, получил возможность приобретать  комплекты учебных материалов на электронных носителях, осваивать  их, консультироваться с преподавателями и затем сдавать экзамены в сертифицированных образовательных учреждениях различного уровня. В связи с этим категория «открытый» появилась в названиях соответствующих образовательных учреждений [7].

Использование в системе открытого образования современных информационных технологий, прежде всего сети Интернета, придало учебному процессу специфические особенности:

• во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной  почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);

• во-вторых, он-лайн лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и  с коллегами-студентами позволяют  оперативно решать многие образовательные  задачи;

• в-третьих, электронные  учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые  иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;

• наконец, электронное  обучение предполагает использование  студентом всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета.

Вместе с тем считается, что само по себе дистанционное обучение с помощью электронных средств  не имеет самостоятельной ценности - новейшие методы хороши лишь тогда, когда сочетаются с традиционными. В связи с этим в образовательных учреждениях, использующих дистанционные технологии, со студентами работают личные учебные наставники, которым отведена роль ведущих субъектов в образовательном процессе. Именно они планируют и организуют учебу своих подопечных, контролируют своевременность и правильность выполнения промежуточных тестов, сдачи зачетов и экзаменов [7;10].

 

Рассмотрение видов  обучения как специфической организации учебного процесса, раскрывающей подход к передаче обучающимся системы знаний, навыков и умений, позволяет охарактеризовать его преимущественно с технологической стороны. Организационное же его построение раскрывается через понятие «формы обучения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие о формах организации педагогического процесса

 

Дискуссии вокруг проблемы форм организации учебного процесса в школе не утихают на страницах  педагогической литературы. И это  не случайно. Четкого определения  в педагогической науке понятий "форма организации обучения" или "организационные формы обучения", как и понятия "формы учебной работы" как педагогических категорий пока нет. Прав И.Ф. Харламов, констатируя, что, к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения", и что многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Тщательный анализ различных позиций в определении данного понятия, предпринятый И.М. Чередовым, свидетельствует о том, что подавляющее большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение. Напрашивается вопрос: что такое форма организации обучения? В чем состоит ее сущность? Что такое "организация" в данном контексте? [1;7]

Формы учения можно определить как механизмы упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

Поскольку большинство  дидактических научных работ  посвящено средней школе и в них учебный процесс рассматривается с позиции учителя («как обучать»), то набор форм обучения в них, как правило, весьма ограничен: урок, экскурсия и т.п. При этом самостоятельная работа учащихся чаще всего рассматривается не как форма, а как метод обучения. В других работах, например, по дидактике высшей школы рассматриваются специфические только для этой образовательной подсистемы формы: лекция, семинар, практическое занятие и т.д. То же можно сказать и о других образовательных подсистемах – в каждой из них выбирается как бы «своя дидактика» и, соответственно, свои формы обучения.

 

3. Классификация форм обучения

 

Формы учения-обучения могут  быть классифицированы по многим основаниям [1;7;9;10].

 

3.1. По способу получения образования.

Очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И, в том числе, – самообразование.

Информация о работе Виды и формы обучения