Виды и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.
Задачи:
1. Изучение теоретических источников по проблеме.
2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Виды обучения.....................................................................................................5
2. Понятие о формах организации педагогического процесса..........................10
3. Классификация форм обучения.......................................................................11
3.1. По способу получения образования ............................................................11
3.2. По количеству образовательных учреждений.............................................13
3.3. По системам обучения...................................................................................14
3.4. По механизму декомпозиции содержания обучения..................................19
3.5 По основанию непосредственного или опосредованного общения
с педагогом и/или учебными материалами........................................................22
3.6. По числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие...........23
3.7. По постоянству или эпизодичности работы педагога
с данным контингентом обучающихся ..............................................................23
3.8. По основанию «монолог-диалог»................................................................23
3.9. По месту проведения учебных занятий........................................................24
4 Функции форм обучения...................................................................................26
4.1 Образовательная функция..............................................................................26
4.2 Воспитательная функция................................................................................27
4.3 Развивающая функция....................................................................................28
Заключение............................................................................................................30
Литература.............................................................................................................31

Файлы: 1 файл

реферат Виды и формы обучения.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем  более что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, и, тем более, взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным – далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В системе народного образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы. Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет [10].

Все остальные формы  обучения кроме, пожалуй, экстерната, занимают промежуточное положение между  очным и заочным обучением. В  том числе вечернее (сменное) обучение. А, кроме того, за рубежом существует много других форм обучения, давая возможность учащемуся, студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы: так называемое «обучение частичного времени» (part-time education), когда обучаемый два дня в неделю учится, а три дня работает на производстве; сокращенный (по академическим часам аудиторных занятий) курс очного обучения; «сэндвич» и «блок» – разные варианты сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д. – всего, например, а Англии насчитывается девять форм.

Особый интерес представляет система так называемого «открытого обучения», на которой есть смысл  остановиться подробнее ввиду ее потенциальной перспективности.

Стали создаваться открытые колледжи и университеты, а также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и колледжах. Всего сегодня этой формой обучения в разных странах охвачено более 25 млн. человек. В чем суть открытого обучения? [7] Это дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем:

- для поступления на  обучения не требуется никаких  свидетельств об образовании;

- обучаемый сам выбирает  содержание (из предлагаемых на  выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.;

- для каждого курса,  модуля создаются комплекты учебных  материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы.

Такие комплекты для  сотен учебных курсов, в том  числе альтернативных, выпускаются  десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал;

- самостоятельное изучение  учебных курсов сопровождается  консультациями тьютора (наставника-консультанта  – новый тип педагога), чаще  всего по телефону или электронной  почте, проверкой им письменных  заданий, организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону или с помощью интернет-конференций), организацией воскресных школ, тьюториалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей.

Широкие перспективы  в развитии форм получения образования  имеет, наверное, и экстернат. Экстернат  у нас в стране вроде бы никогда  не запрещался, но, в то же время, никак  и не поощрялся. Организационно эта  форма обучения почти не отработана, хотя в Законе РФ «Об образовании» и указана как одна из возможных форм получения образования. Тем не менее, она имеет большие возможности.

 

3.2. По количеству образовательных учреждений.

1. Обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.);

2. Другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. В качестве примера можно привести межшкольные учебно-производственные комбинаты, где старшеклассники нескольких школ района проходили (и, наверное, иногда еще проходят) трудовое обучение. Сейчас во многих регионах создаются так называемые ресурсные центры, университетские комплексы, научно-учебные комплексы, где обучающиеся из разных образовательных учреждений, в том числе разных уровней, могут проходить обучение на редком, дорогостоящем оборудовании. Далее, в связи с введением в старших классах общеобразовательной школы профильных классов, во многих регионах России создаются муниципальные (территориальные) сетевые структуры общеобразовательных школ, чтобы учащиеся могли посещать занятия по профильным дисциплинам в разных школах[10].

 

 

 

3.3. По системам обучении.

Систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д.:

3.3.1. Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения:

а)  Самоучение (самообразование) – целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. Основными формами самоучения являются: изучение литературы – учебной, научной, художественной, и т.д., а также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонограмм, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д., а также различные виды практической учебной деятельности – опыты, эксперименты, самостоятельное овладение теми или иными видами работ, орудиями труда и т.п. [1;9]

Самоучение – составной компонент  системы непрерывного образования  – выступает, в том числе, как  связующее звено между базовым  общим и профессиональным образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовки специалистов.

б) Самостоятельная учебная работа – можно сказать высшая форма учебной деятельности (также, как и самоучение) [8]. А. Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение …».

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:

- фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;

- групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);

- парной – например, при проведении лабораторных работ, на занятиях в лингафонном кабинете; -

- индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему. Самостоятельная работа может проходить в классе (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных и внешкольных мероприятий (на пришкольном опытном участке, в уголке живой природы, на экскурсии и т.д.), дома.

в) Учение с помощью педагога. В свою очередь учение (обучение) с помощью педагогов можно подразделить на индивидуализированные системы учения-обучения и коллективные системы.

3.3.2. Индивидуализированные формы (системы):

- индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому. В XVIII – XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства, которое отчасти возродилось и сегодня. В настоящее время индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто в силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия[10].

Кроме того, в индивидуальной форме строится обучение в музыкальном образовании – учитель музыкальной школы, преподаватель музыкального училища занимаются с каждым учеником отдельно. Индивидуальное обучение является основной формой работы научного руководителя, консультанта с аспирантами и докторантами.

- индивидуально-групповая форма,  когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собираются  в одном месте и один педагог,  поочередно работая с каждым  и давая ему задания, может  обучать группу учащихся. Индивидуально-групповая  форма является сегодня, в частности, основной в сельской малокомплектной школе. Кроме того, она практикуется в ВУЗах в работе со студентами старших курсов на выпускающих кафедрах, в курсовом и дипломном проектировании, а также в работе руководителя научной школы с аспирантами и молодыми учеными.

- собственно индивидуализированные  системы (формы) обучения –  довольно широкий класс систем  обучения, которые стали складываться  с начала XX века. Системы индивидуального  обучения организуют индивидуальное  продвижение по общей для данного контингента учащихся программе. Они, как правило, характеризуются определенной обособленностью в работе отдельных учащихся.

В настоящее время различные  формы индивидуализированного обучения широко применяются на занятиях в  компьютерных классах, а также при выполнении лабораторных, лабораторно-практических и практических работ в учреждениях, как общего, так и профессионального образования.

3.3.3. Коллективные системы учения-обучения.

- коллективная классно-урочная  система обучения. Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в. великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты:

• в группы (классы) постоянного  состава входят учащиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания;

• основной формой обучения является урок – отрезок обучения в 40-45 минут, представляющий относительно законченный по содержанию и способу построения единицу учебного процесса;

• всё содержание образования  делится на отдельные дисциплины;

• весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию;

• учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение[1;10].

Достоинства классно-урочной  системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки[11]. Указанные слабости классно-урочной системы на протяжении веков вызывали критику и стремление к поискам более совершенных форм обучения. Особенно остро эта критика звучит сегодня, в новых социально-экономических условиях, в условиях смены образовательных парадигм. К этому мы еще вернемся несколько ниже.

Классно-урочная система  может иметь различные модификации. Так, одна из современных модификаций классно-урочной системы заключается в том, что создаются классы, группы для изучения конкретного предмета, курса у конкретного учителя, преподавателя. Группа, класс как собрание студентов, учащихся, участвующих в одном занятии, после окончания занятия распадается и собирается в следующий раз только на следующем занятии по данному предмету, курсу у данного учителя, преподавателя. После сдачи экзамена, зачета группа расформировывается. Такая форма обучения – условно называемая «предметная» – может быть в максимальной степени адаптирована к запросам и возможностям каждого учащегося, студента, дает возможность естественным образом разделить их по интересам, темпу изучения материала так, что каждый класс, каждая группа будет иметь относительно однородный состав: способный студент не будет страдать от скуки, а слабый получит оптимальную для него методику обучения. Такие классы, группы могут состоять и из учащихся разных возрастов, студентов разных курсов. И подобная система обучения уже практикуется, например, в ряде сибирских школ под научным руководством профессора В.К. Дьяченко из Красноярска[1;9;11].

- лекционно-семинарская  система обучения (ее еще называют  курсовой) – начиная с XIII –  XIV веков, когда в Европе возникли  первые университеты, и до сих пор – основная форма обучения в высших учебных заведениях. Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о назначении и месте лекционно-семинарской системы, особенно лекций в системе вузовского обучения, эта система столь же живуча, как и урок в средней школе.

Лекционно-семинарская  система рассчитана на более высокий  уровень интеллектуального развития обучающихся (студентов) и отличается большей степенью самостоятельности  студентов. В тоже время, у лекционно-семинарской  системы есть много сходных черт с классно-урочной:

Информация о работе Виды и формы обучения