Виды и формы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.
Задачи:
1. Изучение теоретических источников по проблеме.
2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Виды обучения.....................................................................................................5
2. Понятие о формах организации педагогического процесса..........................10
3. Классификация форм обучения.......................................................................11
3.1. По способу получения образования ............................................................11
3.2. По количеству образовательных учреждений.............................................13
3.3. По системам обучения...................................................................................14
3.4. По механизму декомпозиции содержания обучения..................................19
3.5 По основанию непосредственного или опосредованного общения
с педагогом и/или учебными материалами........................................................22
3.6. По числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие...........23
3.7. По постоянству или эпизодичности работы педагога
с данным контингентом обучающихся ..............................................................23
3.8. По основанию «монолог-диалог»................................................................23
3.9. По месту проведения учебных занятий........................................................24
4 Функции форм обучения...................................................................................26
4.1 Образовательная функция..............................................................................26
4.2 Воспитательная функция................................................................................27
4.3 Развивающая функция....................................................................................28
Заключение............................................................................................................30
Литература.............................................................................................................31

Файлы: 1 файл

реферат Виды и формы обучения.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Конечным результатом  реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного  действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия  учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Осуществление образовательной  функции неразрывно связано с  формированием навыков работы с  книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.

 

4.2 Воспитательная функция.

Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся  закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых  условиях [8]. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает  всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому  реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

4.3 Развивающая функция.

 Так же как воспитывающая  функция, развивающий характер  обучения объективно вытекает  из самой природы этого социального  процесса. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине "развивающее обучение" [8]

В контексте традиционных подходов к организации обучения осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика. Однако это сужающее развивающую функцию понимание направленности обучения упускает из виду, что и речь, и связанное с нею мышление эффективнее развиваются при соответствующем развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 60-х гг. в  педагогической науке разрабатываются различные подходы к построению развивающего обучения. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения. А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и другие разрабатывали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении; И.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Объединяющей идеей ведущихся научных поисков и педагогической практики развивающего обучения является мысль о необходимости существенного расширения сферы развивающего влияния обучения. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности — это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Одним из серьезнейших недостатков  всей системы отечественного образования  до сих пор остается неизживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается  как бы в роли «копилки», в которой  накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос поможет использование видов  и форм организации, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Сопутствующие формы  организации обучения позволяют  обучающимся глубоко и разнообразнее  познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

В заключении можно сказать, что только рационально сочетание  традиционной классно-урочной системы  обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Дьяченко В.К.  Организационная структура учебного  процесса и ее развитие. – М., 1989

2.  Каиров И.А. Педагогическая  энциклопедия/Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова, Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)

3.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический  словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 176 с.

4.  Кузнецов Ю.Ф., Голубева  В.П. Исследование опыта применения  дистанционных технологий обучения  в условиях колледжа. Пермь: ППКК, 2006

5.  Куриленко Л.В.  Инновационное обучение как условие  индивидуально-личностного развития  школьников// Педагогика, 1999. №3. С.12-31.

6.  Махмутов М.И.  Современный урок. 2-е изд. М.,: Академия 1985. – 246 с.

7.  Новиков А.М., Новиков  Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. –  668 с.

8.  Сластенин В.А.  Педагогика: Учебное пособие для  студентов пед. учеб. заведений/  В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – м.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.

9.  Харламов И.Ф.  Педагогика: Учеб. для студентов  вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф.  Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.

10.  Хуторский А.В.  Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005

11.Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. – 541 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

 




Информация о работе Виды и формы обучения