Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа
целью нашей работы является рассмотрение и классификация современных видов и форм процесса обучения.
Задачи:
1. Изучение теоретических источников по проблеме.
2. Рассмотрение различных подходов к классификации форм процесса обучения.
Введение...................................................................................................................3
1. Виды обучения.....................................................................................................5
2. Понятие о формах организации педагогического процесса..........................10
3. Классификация форм обучения.......................................................................11
3.1. По способу получения образования ............................................................11
3.2. По количеству образовательных учреждений.............................................13
3.3. По системам обучения...................................................................................14
3.4. По механизму декомпозиции содержания обучения..................................19
3.5 По основанию непосредственного или опосредованного общения
с педагогом и/или учебными материалами........................................................22
3.6. По числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие...........23
3.7. По постоянству или эпизодичности работы педагога
с данным контингентом обучающихся ..............................................................23
3.8. По основанию «монолог-диалог»................................................................23
3.9. По месту проведения учебных занятий........................................................24
4 Функции форм обучения...................................................................................26
4.1 Образовательная функция..............................................................................26
4.2 Воспитательная функция................................................................................27
4.3 Развивающая функция....................................................................................28
Заключение............................................................................................................30
Литература.............................................................................................................31
Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.
Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организации самостоятельной работы, конспектирования и др.
4.2 Воспитательная функция.
Воспитывающий характер обучения — отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях [8]. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении, поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного процесса, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.
4.3 Развивающая функция.
Так же как воспитывающая
функция, развивающий характер
обучения объективно вытекает
из самой природы этого
В контексте традиционных
подходов к организации обучения
осуществление развивающей
Начиная с 60-х гг. в
педагогической науке разрабатываются различны
Заключение
Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается неизживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по самоизменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?
Ответить на этот вопрос поможет использование видов и форм организации, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.
Сопутствующие формы
организации обучения позволяют
обучающимся глубоко и
В заключении можно сказать, что только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку.
Литература
1. Дьяченко В.К.
Организационная структура
2. Каиров И.А. Педагогическая энциклопедия/Под ред. И.А. Каирова, Ф.Н. Петрова, Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1966. – 880 с. (Энциклопедии. Словари. Справочники.)
3. Коджаспирова Г.М.,
Коджаспиров А.Ю.
4. Кузнецов Ю.Ф., Голубева
В.П. Исследование опыта
5. Куриленко Л.В.
Инновационное обучение как
6. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е изд. М.,: Академия 1985. – 246 с.
7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – м.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец./ И.Ф. Харламов. -4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2002. - 517 с.
10. Хуторский А.В. Формы и методы обучения. [Электронный ресурс]. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2005
11.Хуторский А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. – 541 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).