Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:05, доклад
Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критерия: по количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.
Формы организации обучения
Формы организации обучения
имеют социальную обусловленность,
возникают и совершенствуются в
связи с развитием
Организационные формы обучения классифицируются по различным критерия: по количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий и др.
По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения.
По месту учебы различают
По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин.), спаренные занятия (90 мин.),спаренные укороченные занятия (70 мин.), а также уроки «без звонков» произвольной длительности.
История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иными формами организации:
Центром всего обучения выступает
самостоятельная учебная
Задания выдавались на год в начале учебного года по каждому предмету. Годовые задания затем конкретизировались в виде заданий по месяцам, и учащиеся отчитывались по ним в установленные сроки. Учащиеся снабжались необходимыми инструктивными и методическими материалами, при необходимости получали от учителя-специалиста консультации.
В СССР в 20-е годы прошлого столетия использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Задание выдавалось на группу, за выполнение которого она и отчитывалась.
Однако данная система продемонстрировала свою несостоятельность и в 1932 году была запрещена.
К достоинствам этой формы обучения следует отнести, что она позволяла приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучая их к самостоятельности, стимулируя инициативу и творчество.
Недостатки этой формы обучения – отсутствие систематических знаний, порождал нездоровое соперничество среди учащихся, приводил к затрате большого количества времени.
Разновидностью Дальтон-плана оказался план Трампа (50-60 гг. XXв.). Автором этой формы был профессор Ллойд Трамп.
Суть плана Трампа как организационной формы обучения сводится к тому, чтобы максимально стимулировать индивидуальное обучение с помощью гибких форм его организации.
При таком обучении сочетаются
занятия в больших аудиториях,
в малых группах с
Время проведения означенных видов занятий распределяется так:
План Трампа получил широкую известность в США благодаря активной рекламе. Используется эта форма в небольшом количестве экспериментальных школ.
Массовые школы применяют
в своей работе лишь отдельные
элементы этого плана: обучение бригадой
учителей, использование помощников
учителей, занятия в больших аудиториях,
организация самостоятельной
В развитии плана Трампа создаются «неградуированные классы», когда учебные предметы проходят и завершают изучение в разном темпе. Ученик по одному предмету может учиться в 5-ом классе, а по другому предмету быть в 3-ем классе.
Таким образом, формы организации обучения учащихся не стоят на месте, а изменяются, развиваются и совершенствуются вместе с развитием процесса обучения и образования.
Темы : Система образования Рф на современном этапе
Формы организации обучения