Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:57, реферат
Содержание образования становиться достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных принципов, должна быть рационально организована, вылиться в те или иные организационные формы. Что же такое форма обучения?
Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.
Введение.
1.Понятие, сущность форм организации процесса обучения.
2.История возникновения и развитие форм обучения.
3. Виды современных организационных форм.
Заключение.
Литература.
Министерство
общего и профессионального
ГОУ СПО
«Красноуфимский педагогический колледж»
Реферат
Организационные
формы обучения
Исполнитель: Петрова Констанция, студентка 31 гр.
Руководитель:
Чухарева Зоя Федоровна
г. Красноуфимск
2009 год
Содержание.
Введение.
1.Понятие, сущность форм организации процесса обучения.
2.История возникновения и развитие форм обучения.
3. Виды
современных организационных
Заключение.
Литература.
Введение.
Содержание образования становиться достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных принципов, должна быть рационально организована, вылиться в те или иные организационные формы. Что же такое форма обучения?
Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.
Если
рассматривать форму
В процессе обучения и его организации мы видим чёткую направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.
На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали формы обучения (И. М. Чередов, В. К. Дьяченко, Сластенин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие форм процесса обучения. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.
Содержание
образования составляет систему
знаний, умений, навыков, черт творческой
деятельности, мировоззренческих и
поведенческих качеств
Целью работы является выявление понятия, сущности, истории, современности форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения.
Поэтому задачи работы следующие: 1.Необходимо изучить основы форм организации процесса обучения. 2.Узнать об истории возникновения и развития форм обучения. 3.Рассмотреть современные формы обучения, способствующие активной познавательной деятельности учащихся.
Если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. Что же такое «формы организации обучения», какова их сущность?
В
современной дидактике
По мнению И. М. Чередова, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.
В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики, может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством». Общение происходит между взаимодействующими преподавателем и учащимися.
В зависимости от структуры учебного общения В. К. Дьяченко классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.
Понятие «организация» в «Философской энциклопедии» трактуется как «упорядочение, налаживание, привидение в систему некоторого материального или духовного объекта, расположение соотношение частей какого либо объекта». Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует, прежде всего, в определённых формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.
Итак, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Форма
обучения реализуется как органическое
единство целенаправленной организации
содержания, обучающих средств и методов.
Единичная и изолированная форма обучения
(урок, лекция, лабораторная работа, семинарское
занятие, экскурсия и другие) имеет частное
обучающее - воспитательное значение.
Она обеспечивает усвоение детьми конкретных
фактов, обобщений, выводов, отработку
отдельных умений и навыков. Система же
разнообразных форм обучения, позволяющая
раскрыть целостные разделы, темы, теории,
концепции, применить взаимосвязанные
умения и навыки, имеет общее обучающее
- воспитательное значение, формирует
у школьников системные знания и личностные
качества. Необходимость системной зависимости
и разнообразия форм обучения обусловлена
своеобразием содержания образования,
а также особенностями восприятия и усвоения
учебного материала детьми различных
возрастных групп. Содержание науки и
возрастные особенности школьников требуют
соответствующей, адекватной формы обучения,
определяют ее характер: место в процессе
обучения, временную продолжительность,
меняющуюся, подвижную структуру, способы
организации, методическое оснащение.
Различные сочетания этих компонентов
дают возможность создавать разнообразие
и многообразие обучающих форм.
Функции форм обучения.
Б. Т. Лихачёв выделяет следующие функции форм организации обучения.
> Обучающе-образовательная
> Воспитательная
> Организационная
> Психологическая
> Развивающая
> Интегрирующе-дифференцирующая
>
Систематизирующая и
> Комплексирующая и координирующая
> Стимулирующая
Функции форм обучения сложны и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная. Форма обучения конструируется и используется для того, чтобы создать наилучшие условия для передачи детям знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни.
Воспитательная функция обеспечивается последовательным введением школьников с помощью системы форм обучения в разнообразные виды деятельности. В результате в работу активно включаются все духовные и физические силы: интеллектуальные, эмоционально-волевые, действенно-практические. Ребенок достигает целей, преодолевает трудности познания, радуется победам, помогает товарищам, проявляет терпение и выдержку, настойчивость и волю.
Постоянно подкрепляются и укрепляются морально-волевые качества детской личности. Организационная функция обучения в том, что необходимость соответствия объема, качества содержания образования возрастным возможностям детей требует от учителя четкой организационно-методической инструментовки подачи материала, строгого отбора вспомогательных средств.
Адаптация школьников к специфике той или иной формы дает им возможность заранее готовиться к деятельности, быстро вырабатывать установку на труд в определенных условиях. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного деятельностного биоритма, привычки к работе в одно и то же время. Привычное время и знакомые условия учебных занятий порождают в детях психическое состояние раскрепощенности, свободы, оптимального напряжения духовных сил. Создается обстановка увлекательного и вдохновенного труда. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами выполняет развивающую функцию. Особенно эффективно она реализуется, когда при изучении темы в учебном процессе используется многообразие форм. Многообразие и разнообразие форм порождает богатство условий для умственной, трудовой, игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую функцию. Учебный процесс, реализуемый в разнообразных формах, в основе своей процесс коллективной познавательной деятельности. Дети познают сообща, обмениваются информацией в практических делах, учатся взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе с тем обучение есть процесс развития возможностей личности. Поэтому каждая форма коллективных занятий должна обладать возможностью индивидуализации деятельности школьников, обеспечивать работу по продвинутым программам одних и подтягиванию до средне обязательного уровня других.
Систематизирующая
и структурирующая функции
По
отношению друг к другу формы
обучения способны выполнять комплексирующую
и координирующую функции. В целях повышения
эффективности усвоения материала детьми,
на основе какой-либо формы обучения могут
быть объединены и использованы составные
части других форм. Так, во время экскурсии
прочитывается небольшая лекция, организуется
беседа и дети принимают участие в практической
работе. При изучении целой темы одна форма,
например, урок, может исполнять роль основной,
базовой, ведущей по отношению к другим
— семинарам, бригадным занятиям, дающим
дополнительный или вспомогательный материал.
Наконец, стимулирующая функция формы
организации учебных занятий проявляется
с наибольшей силой, когда соответствует
особенностям возраста детей, специфике
развития их психики и организма. Так,
лекционная форма своей монотонностью
способна подавить в младших школьниках
всякую познавательную активность. Между
тем как урок — драматизация рассказа,
включающая в действие воображение, речь,
мышление, организм в целом, стимулирует
их бурную деятельность. Самостоятельная
работа старшеклассников интенсифицирует
процесс усвоения знаний, а разъяснение
текста учебника учителем превращает
любую форму в скучное и бесполезное времяпрепровождение.
Таковы основные функции форм организации
учебного процесса.