Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

Статья 4. Задачи нотариальной деятельности

Задачами нотариальной деятельности являются:

1) оказание квалифицированной юридической  помощи, гарантированной статьей  48 Конституции Российской Федерации  в порядке, предусмотренном законодательством;

2) обеспечение и защита прав  и законных интересов физических  и юридических лиц, Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований;

3) нотариальное удостоверение сделок, бесспорных прав и фактов осуществляется  с целью придания им юридической  достоверности и обеспечения  стабильности гражданского оборота.

4) формирование уважительного отношения  к закону; 5) содействие урегулированию  споров или отдельных разногласий  лиц, обратившихся за совершением  нотариального действия.

Статья 5. Законодательство о нотариате и нотариальной деятельности

  1. Законодательство о нотариате и нотариальной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых на основании и в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  2. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок осуществления нотариальной деятельности, чем тот, который предусмотрен законодательством Российской Федерации, применяются нормы международного договора.
  3. Нормы законодательства о нотариате и нотариальной деятельности, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статья 6. Кодекс профессиональной этики нотариуса 

  1. Кодекс профессиональной этики нотариуса устанавливает обязательные для нотариуса правила поведения при осуществлении нотариальной деятельности и во внеслужебных отношениях.
  2. Кодекс профессиональной этики нотариуса принимается в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
  3. Права, обязанности и ответственность нотариусов.

Нотариус имеет право:

совершать предусмотренные настоящими Основами нотариальные действия в интересах  физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда  место совершения нотариального  действия определено законодательством  Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений  и других документов, изготовлять  копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения  по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических  лиц сведения и документы, необходимые  для совершения нотариальных действий;

представлять в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения им иного соответствующего нотариального действия, заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по нотариально удостоверенному договору об ипотеке, договор, обязательства по которому обеспечены залогом, нотариально удостоверенный договор о залоге, содержащий условие о возможности обращения взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке, документ, подтверждающий исполнение залогодателем обеспеченного залогом обязательства и подписанный залогодержателем, и в случае, если права залогодержателя удостоверены закладной, закладную, содержащую отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме, а также получать свидетельства о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация.

Законодательством субъектов Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права.

Обязанности нотариуса

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права  и обязанности, предупреждать о  последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Нотариус выполняет свои обязанности  в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые  стали ему известны в связи  с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением  нотариального действия.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным  договорам.

 

 

  1. Частная детективная /сыскная/ деятельность.

Частным детективом признается гражданин  Российской Федерации, получивший в  установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной  службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан  и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов  и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных  в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной  деятельности допускается использование  видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих  вреда жизни и здоровью граждан  и окружающей среде, а также средств  оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных  с опасностью для их жизни и  здоровья, им разрешается использование  специальных средств, виды, порядок  приобретения, учета, хранения и ношения  которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных  органов ставшие им известными  факты готовящихся или совершенных  преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников  правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные  с личной жизнью, с политическими  и религиозными убеждениями отдельных  лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись,  фото- и киносъемку в служебных  или иных помещениях без письменного  согласия на то соответствующих  должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим  на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие  под угрозу жизнь, здоровье, честь,  достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или  вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо  целях вопреки интересам своего  клиента или в интересах третьих  лиц;

9) передавать свою лицензию для  использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров  и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом  ответственность.

 

  1. Частная охранная деятельность.

Частная охранная деятельностьнаправлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраны законодательством разрешен следующий перечень услуг: 
      – защита жизни и здоровья граждан, цель которой – не допустить причинения вреда здоровью охраняемых лиц, лишения их жизни; 
      – охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке (как физическая, так и техническая охрана зданий, сырья, продукции, транспортных средств, иного имущества различных организационно-правовых форм собственности, в том числе зарубежных деловых партнеров). Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране; 
      – проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации; 
      – консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной их защиты от противоправных посягательств; 
      – обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора с устроителями таких мероприятий). 
      Данный перечень услуг частной сыскной (детективной) и частной охранной деятельности носит исчерпывающий характер. Другие услуги ни сыщики, ни представители охранных структур оказывать кому бы то ни было не вправе. Указанные услуги не должны служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересов третьих лиц.

 

58.Правосудие: понятие, свойства  и отличительные признаки. Органы, осуществляющие правосудие.

Термин правосудие определяется в русском языке как деятельность правовых, судебных органов, т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае - суда) о правах, обязанностях и ответственности кого-либо на основе, применения закона, в конечном итоге, как способ реализации судебной власти. 
Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое считается главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация. 
Конституция РФ определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст. 118); утвердила главную задачу правосудия - обеспечивать права и свободы человека (ст. 18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п. 5 ст. 32). 
Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, военных, арбитражных судах и др. Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ, в Гражданском процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса. 
Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом - только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке. 
Такие функции судебной власти, как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию. 
В соответствии с действуюшим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции РФ, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти. 
С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающихся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса. 
Недопустимо исключать из правосудия рассмотрение дел об административных правонарушениях. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел. Заметим, что в том же Законе устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ч. III ст. 25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство. 
Добавим, что участие суда в административном судопроизводстве из года в год растет. В настоящее время в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях судебное раз-рирательство проводится по значительному числу правонарушений, затрагивающих многие важные стороны государственной и общественной жизни: нарушений избирательного законодательства, посягательств на порядок управления, нарушений режимов пограничной зоны, континентального шельфа и многих других. 
Реализуя полномочия по разбирательству дел об административных правонарушениях, суд (судья) вправе применять строгие меры воздействия (в ряде случаев превышающие меры уголовного наказания): штраф в сумме до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, например, за нарушения режима континентального шельфа; конфискацию орудий охоты и лова, включая и морское судно, административный арест. Тенденция расширения административного правосудия находит свое воплощение в подготовленных законодательных предложениях о создании подсистемы административных судов страны. 
Содержательную сторону правосудия применительно к основным направлениям судопроизводства можно кратко охарактеризовать следующим образом. 
Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции РФ. 
Гражданское судопроизводство включает правосудие по спорам о нарушении личных и имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассматривают также заявления граждан о нарушении их прав и свобод. Арбитражные суды разрешают экономические и иные споры между юридическими лицами, а также отдельные вопросы по заявлениям физических лиц - предпринимателей. 
Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный иди общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут уголовного наказания. 
Уголовное судопроизводство-это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой уголовного наказания. 
Обобщая изложенное, можно указать на характерные правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивав ющего государственную правоохранительную деятелЫйбсть, и его отличие от функций других государственных органов: 
•правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебныхзаседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных-правонарушениях; 
*каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов. 
Таким образом, правосудие - это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия. 
Законами определено, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступности и иных правонарушений и имеет цель оградить от всяких посягательств: 
1) закрепленных в Конституции РФ общественного и государственного строя Российской Федерации, ее политической, экономической и социальной систем; 
2) социально-экономических, политических и личных прав исвобод граждан, провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ и законами; 
3) прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений и общественных организаций.


Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи