Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

 

  1. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

Статус  института арбитражных заседателей  регламентируется Федеральный закон  Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ "О присяжных заседателях  федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" и Уголовно-процессуальным кодексом, а статус института арбитражных заседателей - Федеральным законом от 30 мая 2001 г. "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" и Арбитражно-процессуальным кодексом.

Присяжными  и заседателями и кандидатами  в присяжные заседатели не могут  быть лица:

1) не достигшие к моменту составления  списков кандидатов в присяжные  заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными  или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом  или психоневрологическом диспансере  в связи с лечением от алкоголизма,  наркомании, токсикомании, хронических  и затяжных психических расстройств.

К кандидатам в арбитражные заседатели предъявляются следующие требования: ими могут быть граждане РФ, достигшие 25-летнего возраста, с безупречной  репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере  экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской  деятельности не менее пяти лет.

Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности  чьего бы то ни было вмешательства  в деятельность по осуществлению  правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.

Присяжный заседатель, члены его семьи и  их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые  меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности  принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее  заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат  другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности  их имущества.

На  присяжного, членов их семьи на период осуществления ими правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей  и членов их семей, установленные  Конституцией РФ, Федеральным конституционным  законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом РФ "О статусе  судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

На  присяжного заседателя и арбитражного заседателя в период осуществления  им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным  конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе  Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и Федеральным законом Российской Федерации от 20 августа 2004 года, N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

 

 

30.Состав и полномочия арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные апелляционные суды –  это суды, осуществляющие проверку в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов  арбитражных судов субъектов  РФ, принятых ими в первой инстанции. В настоящее время на территории России действуют 20 апелляционных судов.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту  жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих  в отдаленных местностях, апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда в составе арбитражных апелляционных  судов могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные  вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие  арбитражного апелляционного суда –  обособленное подразделение соответствующего арбитражного апелляционного суда вне  места постоянного пребывания этого  суда, осуществляющее его полномочия.

Арбитражный апелляционный суд  действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих  из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также  постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

Президиум арбитражного апелляционного суда. Президиум арбитражного апелляционного суда действует в составе председателя арбитражного апелляционного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.

Судьи арбитражного апелляционного суда, входящие в состав президиума арбитражного апелляционного суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению  председателя арбитражного апелляционного суда сроком на два года. Президиум  арбитражного апелляционного суда: утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает  другие вопросы организации работы суда; рассматривает вопросы судебной практики.

Президиум арбитражного апелляционного суда созывается председателем этого  суда по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства  членов президиума. Постановления президиума арбитражного апелляционного суда принимаются  открытым голосованием большинством голосов  и подписываются председателем  арбитражного апелляционного суда. Члены  президиума не вправе воздерживаться от голосования.

В арбитражном апелляционном суде могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом  суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели или заместители председателя суда.

Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда. Судебные коллегии арбитражного апелляционного суда проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику.

В арбитражном апелляционном суде образуются судебные составы из числа  судей, входящих в соответствующую  судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей  этого суда. Судебные составы формируются  председателем арбитражного апелляционного суда.

Полномочия председателя арбитражного апелляционного суда. Председатель арбитражного апелляционного суда наделен следующими полномочиями:

– организует деятельность арбитражного апелляционного суда;

– распределяет обязанности между заместителями председателя арбитражного апелляционного суда;

– формирует из числа судей арбитражного апелляционного суда судебные составы;

– созывает президиум арбитражного апелляционного суда и председательствует на его заседаниях;

– осуществляет общее руководство аппаратом арбитражного апелляционного суда;

– представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

– осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Федеральным конституционным законом.

Полномочия арбитражного апелляционного суда. Арбитражный апелляционный суд наделен следующими полномочиями:

– проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

– пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

– обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

– изучает и обобщает судебную практику;

– подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

– анализирует судебную статистику.

 

31. Министерство юстиции  РФ: структура и основные функции.

Министерство юстиции РФ(Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти,проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. 
      Правовой основой организации системы органов Минюста является Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», которым было утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ. 
      Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, координирует ее Правительство РФ. Возглавляет Минюст на основе единоначалия Министр юстиции, наделенный значительными полномочиями, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. 
      Минюст России, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность, образуют систему Министерства. В каждом федеральном округе образованы федеральные управления Минюста России по федеральным округам, в 21 субъекте РФ действуют главные управления, в 63 – управления (отделы) по субъектам РФ. 
      В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи:реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. 
      В целях реализации государственной политики в сфере юстиции Минюст России: 
      – координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти; 
      – обеспечивает деятельность полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ; 
      – проводит юридическую экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов, выносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам; 
      – осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также проверку отбора ими актов, подлежащих государственной регистрации, и контроль за правильностью и своевременностью их опубликования; 
      – ведет государственный реестр актов федеральных органов исполнительной власти и учет актов субъектов РФ; 
      – ведет федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ и проводит их юридическую экспертизу; 
      – участвует в работе по ведению классификатора правовых актов и подготовке Свода законов РФ; 
      – изучает практику применения законодательства РФ в сфере юстиции; 
      – участвует в разработке реализации программ правовой информатизации; 
      – осуществляет информационное обеспечение судов общей юрисдикции; 
      – готовит ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности органами государственной власти и должностными лицами при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению актов судебных и других органов, исполнению уголовных наказаний.

 

32. Прокуратура РФ: система  органов, принципы организации. 

Прокуратура в Российской Федерации  является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени  Российской Федерации надзор за соблюдением  Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством  в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой  организации и деятельности прокуратуры  в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы  и распоряжения Генерального прокурора  РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры  субъектов РФ, приравненные к ним  военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные  учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а  также прокуратуры городов и  районов, другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры  РФ входит также Следственный комитет  при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные  подразделения:

– главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

– следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

– следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам.

Кроме того, в состав Следственного  комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при  военных и специализированных прокуратурах.

Генеральная прокуратура  РФ. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет первого  заместителя и заместителей, которые  назначаются на должность и освобождаются  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Генерального прокурора РФ. В Генеральной  прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора  РФ (председатель), его первого заместителя  и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры  РФ составляют главные управления, управления и отделы на правах управлений: Главная военная прокуратура, Главное  следственное управление; управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; за следствием, дознанием и оперативно-розыскной  деятельности в органах внутренних дел, за расследованием особо важных преступлений; управление криминалистического  обеспечения. Существуют также управления по организации работы, статистики и делопроизводства, по обеспечению  участия прокурора в гражданском  процессе, по обеспечению участия  прокурора в арбитражном процессе, по обеспечению участия прокурора  в рассмотрении уголовных дел, по делам несовершеннолетних и молодежи; управление по надзору за законностью  исполнения уголовных наказаний, а  также другие управления и отделы.

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи