Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

Мировой судья не вправе быть депутатом  представительных органов государственной  власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям  и движениям, осуществлять предпринимательскую  деятельность, а также совмещать  работу в должности мирового судьи  с другой оплачиваемой работой, кроме  научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность  населением соответствующего судебного  участка в порядке, установленном  законом субъекта РФ, на срок, установленный  законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру  для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих  назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в случаях  и порядке, установленных Законом  о статусе судей.

Полномочия мирового судьи могут  быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта РФ в случаях  и порядке, которые установлены  указанным Законом.

 

  1. Районный (городской) суд. Организация работы в районном (городском) суде.

Районный  суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 Закона о судебной системе  районный суд в пределах своей  компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также  осуществляет другие полномочия, предусмотренные  законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим  на территории соответствующего судебного  района.

Компетенция районного суда. Районный суд реализует следующие полномочия:

– рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 1 ст. 31 (в части подсудности уголовных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 31 УПК;

– рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решениям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

– рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

– рассматривает материалы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста.

Кроме того, районный суд решает вопросы:

– о продлении срока содержания под стражей;

– помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

– производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

– производстве обыска и (или) выемки в жилище;

– производстве личного обыска;

– производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о государственной или иной охраняемой федеральным законом тайне, а также о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

– наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

– наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

– временном отстранении обвиняемого от должности;

– контроле и записи телефонных и иных переговоров;

В ходе досудебного производства рассматривает  жалобы на действия (бездействие) и  решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях  и порядке, которые предусмотрены  процессуальным законодательством.

Состав суда. Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администратора суда).

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

– организует работу суда;

– устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

– распределяет обязанности между заместителями председателя, а также (в порядке, установленном федеральным законом) между судьями;

– организует работу по повышению квалификации судей;

– осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

– регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

– осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи  соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя  председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации  работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем  суда. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при  отсутствии первого заместителя  – по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии заместителей председателя суда – по поручению председателя суда один из судей суда.

Судьи районного суда реализуют  полномочия по осуществлению правосудия и выполняют иные обязанности, предусмотренные  законодательством.

Аппарат районного суда. Заведующий канцелярией (старший секретарь, а в тех случаях, где эта должность не предусмотрена, – секретарь суда) организует работу канцелярии, руководит работой секретарского состава и архива суда

На других секретарей суда возлагается  ведение делопроизводства соответственно по гражданским, уголовным, административным делам

На секретаря судебного заседания  возлагается:

– выполнение необходимой работы при приеме судьей граждан;

– вызов участников процесса и свидетелей;

– подготовка и вывешивание списков дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании;

– проверка явки лиц, которые вызывались в судебное заседание, и отметка в повестках о времени их нахождения в суде;

– ведение протоколов судебных заседаний и ознакомление с ними участников процесса по их ходатайствам;

– оформление гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях после их рассмотрения;

– отметка в журнале учета дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, о результатах их рассмотрения;

– выписка исполнительных документов по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению;

– выполнение другой работы по поручению председателя суда, заместителя председателя, судьи и заведующего канцелярией (старшего секретаря).

Делопроизводитель выполняет работу по поручению заведующего канцелярией (старшего секретаря), секретаря суда.

Администратор суда организационно обеспечивает деятельность соответствующего суда. Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного  округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих  подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а  администратор районного суда –  под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Он назначается на должность  и освобождается от должности  начальником главного управления организационно-правового  обеспечения деятельности судов  по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного  суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению  председателя районного суда. Администратор  суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

 

11.Федеральные суды общей юрисдикции  среднего звена, их полномочия  и место в системе судов  общей юрисдикции.

Федеральными  судами среднего звена судебной системы  общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда.

Суды  среднего звена равнозначны между  собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие  права по рассмотрению уголовных  и гражданских дел: рассматривают  дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению  к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом.

Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК.

Областной суд правомочен при соблюдении установленных  в законе условий принять к  своему производству гражданские и  уголовные дела, которые подсудны районному суду.

В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК).

Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.

Количественный  состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера  судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости  населения и других факторов.

Все судьи судов этого уровня назначаются  на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют  в составе: судебной коллегии по гражданским  делам, судебной коллегии по уголовным  делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные  функции призван выполнять аппарат  судов.

12.Состав и структура федерального  суда общей юрисдикции среднего  звена. Организация работы в  судах среднего звена.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд  автономного округа имеют следующие  структурные подразделения: 1) президиум  суда; 2) судебную коллегию по гражданским  делам; 3) судебную коллегию по уголовным  делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и  суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя  председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом  РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению  Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение  состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного  округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и  суда автономного округа наделен  следующими полномочиями:

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

– утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

– рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

– заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий;

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи