Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

Закон устанавливает следующие  средства обеспечения независимости  судей: наличие особой процедуры  осуществления правосудия; запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности); особый порядок приостановления  и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку; неприкосновенность судьи; наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции); высокий  материальный и социальный статус; защита жизни и здоровья судей  и членов их семей; специальный порядок назначения и несменяемость.

Принцип обеспечения права  на судебную защиту. Этот принцип закреплен в ст. 46 Конституции. В соответствии с этой нормой каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно ст. 47 Конституции никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Суть этого принципа состоит  в том, что: 1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый; 2) судебное обжалование допустимо  в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.

Признание права на судебную защиту принципом правосудия означает, что  судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное  и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного  решения.

Принцип участия граждан  в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Формы подобного участия различны. В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели.

Существенное развитие получил  институт присяжных заседателей. В  качестве присяжных заседателей  могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет  и не имеющие судимости. От присяжных  заседателей не требуется специальной  подготовки, главные требования –  незаинтересованность в деле, беспристрастность.

В отличие от присяжных заседателей  арбитражные заседатели представляют собой форму участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие  высшее профессиональное образование  и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Принцип гласности (открытости) судебного разбирательства. Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах должно происходить открыто. Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Гласность судебного разбирательства  – важнейший показатель демократизма российского судопроизводства. Указанный  принцип позволяет осуществлять социальный контроль за судебной властью. Открытое рассмотрение судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей.

Исключения из принципа гласности  строго предусмотрены законом. Так, УПК (ст. 241) допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения  или постановления суда в случаях, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению  государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны; 2) рассматриваются  уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет; 3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и  иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании  только с их согласия. В противном  случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются  и при исследовании материалов фотографирования, аудио– и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

Приговор суда провозглашается  в открытом судебном заседании. В  случае рассмотрения уголовного дела в закрытом судебном заседании на основании определения или постановления  суда могут оглашаться только вводная  и резолютивная части приговора.

Для гражданских дел исключения установлены ГПК (ст. 10). В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются  дела, если их материалы содержат: 1) сведения, разглашающие государственную  тайну; 2) сведения, разглашающие тайну  усыновления (удочерения) ребенка; 3) в  случае удовлетворения ходатайства  лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни  граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству  дела либо повлечь за собой разглашение  указанных тайн или нарушение  прав и законных интересов гражданина.

Принцип защиты законных интересов  личности. Важнейшей составляющей указанного принципа является презумпция невиновности. В соответствии со ст. 49 Конституции каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя  доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне  обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном  законом, толкуются в пользу обвиняемого.

Принцип обеспечения законных интересов  личности значим для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного. Согласно ст. 10 УПК никто не может  быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом. До судебного  решения лицо не может быть подвергнуто  задержанию на срок более 48 часов.

Суд, прокурор, следователь, орган  дознания и дознаватель обязаны  немедленно освободить всякого незаконно  задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в  медицинский или психиатрический  стационар, или содержащегося под  стражей свыше срока, предусмотренного УПК.

Лицо, в отношении которого в  качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое  задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в  условиях, исключающих угрозу его  жизни и здоровью.

Статья 11 УПК гласит: «Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны  разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав».

При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю  или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам  угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества  либо иными опасными противоправными  деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель  принимают в пределах своей компетенции  в отношении указанных лиц  меры безопасности, предусмотренные  законом.

Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими  уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом.

Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем  лиц или на основании судебного  решения. Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании  судебного решения (ст. 12 УПК).

Ограничение права гражданина на тайну  переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений  допускается только на основании  судебного решения. Обыск, наложение  ареста на почтовые и телеграфные  отправления и их выемка в учреждениях  связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться  только на основании судебного решения (ст. 13 УПК).

Важнейшей составляющей рассматриваемого принципа следует назвать обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. Согласно ст. 16 УПК подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами. В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу. В отдельных случаях, указанных УПК, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.

Принцип состязательности и равноправия сторон в суде провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Идея состязательности присуща  также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

Принцип национального (родного) языка судопроизводства. Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.

Участникам судопроизводства, не владеющим  или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с  материалами дела, выступать в  суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а  также бесплатно пользоваться помощью  переводчика в порядке, установленном  законом.

  1. Мировые судьи: организация деятельности и полномочия.

Мировые судьи в Российской Федерации  являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок  деятельности мировых судей и  порядок создания должностей мировых  судей устанавливаются Конституцией, Законом о судебной системе, иными  федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок  осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным  законом, а в части, касающейся осуществления  правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться  также законами субъектов РФ.

Компетенция мирового судьи. Мировой судья рассматривает дела, отнесенные к его компетенции, единолично. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

– уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишения свободы;

– дела о выдаче судебного приказа;

– дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

– дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

– иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;

– дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

– дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

– дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

– дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП;

– дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых мировым судьей в первой инстанции и вступивших в силу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее  число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной  инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным  Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим  субъектом РФ.

Судебные участки и должности  мировых судей создаются и  упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета  численности населения на одном  участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тыс. человек создается один судебный участок.

Порядок назначения на должность  мировых судей. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи