Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят  из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство  дел. Поэтому это звено и именуется  основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную  систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям  возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции  – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции  может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной  и кассационной) инстанции  проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции  проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

 

 

 

 

  1. Понятия: «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

Единство  судебной системы предусматривает  многообразие внутренних отношений, которые  определяются организационными и функциональными  связями. Организационные связи  регулируются законодательством о  судоустройстве, функциональные –  законодательством о судопроизводстве.

С точки зрения организационных связей систему судов принято делить на звенья. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные одинаковой компетенцией, включающей все многообразие функций судебной власти. С этих позиций всю систему судов можно разделить на три звена: основное, среднее и высшее.

Применительно к территориальным судам общей юрисдикции:

– основное звено – районные суды;

– среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

– высшее звено – Верховный Суд РФ. Военные суды:

– основное звено – гарнизонные военные суды;

– среднее звено – окружные (флотские) военные суды;

– высшее звено – Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного Суда).

Арбитражные суды:

– основное звено – арбитражные суды субъектов РФ;

– среднее звено – окружные арбитражные суды;

– высшее звено – Высший Арбитражный Суд РФ.

Судебной инстанцией считается суд или его структурное подразделение, выполняющие ту или иную функцию правосудия исходя из целей разбирательства дела.

Правосудие по первой инстанции – это рассмотрение дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого по уголовному делу и удовлетворения в иске или отказе в нем по гражданскому и арбитражному делам. Дела по первой инстанции рассматривают все суды. Большинство уголовных и гражданских дел рассматривается по первой инстанции районными судами, а арбитражных – арбитражными судами в субъектах рФ. Наиболее сложные дела рассматривают по первой инстанции и суды второго звена, и очень небольшое число дел попадает на рассмотрение по первой инстанции в высшее звено судебной системы.

Кассационное разбирательство осуществляется, как правило, в судах второго звена. Проверка приговоров и решений суда первой инстанции производится по кассационной жалобе или кассационному протесту прокурора. По итогам проверки дела в кассационной инстанции судом выносится определение, в котором дается оценка законности и обоснованности приговора или решения суда первой инстанции и принимается одно из двух решений: оставить приговор (решение) в силе или отменить его и направить дело на новое рассмотрение в тот же или соответствующий ему другой суд.

Апелляционная инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора.

Рассмотрение дел в  порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду. Пересмотр дел в порядке надзора осуществляется только по протесту ограниченного круга лиц, прямо перечисленных в законе, в структурных подразделениях судов среднего звена или в судах высшего звена.

 

  1. Судейский корпус /судейское сообщество/ и статус судей: понятие и общая характеристика.

Конституция провозгласила положение, согласно которому судебная власть в  Российской Федерации принадлежит  только судам в лице судей и  привлекаемых в установленных законом  случаях к осуществлению правосудия представителей народа: присяжных и  арбитражных заседателей. Судьи  являются единственными носителями судебной власти в Российской Федерации.

Это важнейшее положение подкреплено  провозглашением принципа единства правового статуса всех судей  независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют. Законом о судебной системе установлено, что все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Высокое положение и равный правовой статус судей обусловливают в  свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность  судьи.

Судьей может быть только гражданин  Российской Федерации. Лица без российского  гражданства или имеющие двойное  гражданство судьями быть не могут.

Кандидат на должность судьи  должен иметь высшее юридическое  образование, полученное в высших учебных  заведениях, имеющих государственную  аккредитацию.

Судьей может быть только лицо, достигшее возраста 25 лет. Однако это  требование уточняется в зависимости  от суда, в котором будет работать кандидат: судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший  возраста 40 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может  быть гражданин, достигший возраста 35 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин не моложе 30 лет.

Кандидат на должность судьи  должен иметь определенный законом  стаж работы по юридической специальности. По общему правилу лицо, претендующее на должность судьи, обязано проработать  по юридической профессии не менее  пяти лет. Вместе с тем в отношении  стажа работы есть некоторые особенности, установленные федеральным законодательством. Так, гражданин, утверждаемый на должность  судьи Конституционного Суда РФ, должен иметь стаж работы по юридической  профессии не менее 15 лет; судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ должны иметь стаж работы по юридической  профессии не менее 10 лет; судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного  округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа – не менее семи лет.

Вопросы, касающиеся порядка определения  стажа работы по юридической профессии  для кандидатов на должности судей  федеральных судов, регулируются соответствующими подзаконными нормативными правовыми  актами.

В стаж работы по юридической профессии  включается время работы на требующих  юридического образования государственных  должностях в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также  в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей  Конституции, муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической  профессии включается время работы на требующих юридического образования  должностях в органах Судебного  департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских  институтах и иных научно-исследовательских  учреждениях, в качестве преподавателя  юридических дисциплин в учреждениях  среднего профессионального, высшего  профессионального и послевузовского  профессионального образования, а  также в качестве адвоката и нотариуса.

Для подтверждения отсутствия у  претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское  освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность  судьи, утверждается решением Совета судей  РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области  здравоохранения.

Кандидат на должность судьи  должен обладать высокими моральными и деловыми качествами, не иметь  судимостей. Кандидат на должность  судьи Конституционного Суда РФ, кроме  того, должен обладать признанным авторитетом  в области права, т. е. иметь ученое звание, степень, научные труды и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционные основы (принципы правосудия) и их роль в формировании основ гражданского общества.

Принципы правосудия –  это мировоззренческие идеи высокой  степени общности, определяющие должное  и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Каждый принцип характеризует  отдельную грань правосудия. В  целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

– законности;

– осуществления правосудия только судом;

– независимости судей;

– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;

– обеспечения права на судебную защиту;

– участия граждан в осуществлении правосудия;

– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);

– защиты законных интересов личности;

– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;

– родного (национального) языка судопроизводства. Коротко охарактеризуем каждый из них.

 

Принцип законности  – это универсальный принцип, который относится к любой сфере правовой деятельности. Принцип законности означает, что при отправлении правосудия соблюдается верховенство закона. Закон здесь обозначает все правовые акты, составляющие нормативную базу деятельности правоохранительных органов. Естественно, иерархия этих актов должна соблюдаться. В случае противоречия между законами применяется тот, который обладает большей юридической силой.

Формулу названного принципа можно  выразить так: строгое и неуклонное соблюдение Конституции, законов и  иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами. Причем для правосудия характерно именно соблюдение предписаний законов. Правовая формула «разрешено все, что не запрещено  законом» для процедурных отраслей права не совсем подходит. Для уголовного, гражданского и арбитражного процессов  подход иной: разрешено лишь то, что  предписано законом («запрещено то, что  не разрешено законом»).

Осуществление правосудия только судом. Этот принцип означает, что правосудие осуществляется только специальными государственными органами – судами. Никакие другие государственные органы не вправе вершить правосудие.

Принцип осуществления  правосудия на началах равенства  всех перед законом и судом. Этот принцип установлен в ст. 19 Конституции.

Государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Равенство всех перед законом означает, что правосудие осуществляется на основе одного для всех законодательства. Так, в уголовном судопроизводстве установлены единые правила расследования  и судебного рассмотрения, варьирующиеся  лишь в зависимости от вида преступления. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц.

Принцип независимости  судей. Судьи должны принимать решения только на основе закона, своего внутреннего убеждения и совести. Для того чтобы обеспечить принятие объективных и справедливых решений, необходимо оградить судей от любого – как прямого, так и косвенного – давления.

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи