Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

 

  1. Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации: порядок образования, структура и полномочия.

Следственный комитет при прокуратуре  РФ является органом прокуратуры  РФ, обеспечивающим в пределах своих  полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве. Следователи  Следственного комитета при прокуратуре  РФ проводят предварительное следствие  по делам о преступлениях, отнесенных к их компетенции уголовно-процессуальным законодательством.

Следственный комитет при прокуратуре  РФ возглавляет Председатель Следственного  комитета при прокуратуре РФ, который  является первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он назначается и  освобождается от должности Советом  Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Следственного комитета при прокуратуре  РФ имеет первого заместителя  и заместителей, которые назначаются  на должность и освобождаются  от должности Президентом РФ по представлению  Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете при прокуратуре  РФ создаются главные управления, управления, отделы и отделения; образуются должности руководителей соответствующих  структурных подразделений, их первых заместителей и заместителей, а также  старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших  следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей.

Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими  работниками.

 

  1. Основные функции органов прокуратуры РФ.

Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное  выполнение задач, стоящих перед  прокуратурой. Это обеспечение:

– верховенства закона;

– единства и укрепления законности;

– защиты прав и свобод человека и гражданина;

– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.

Основная функция  прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);

5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:

– уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

– рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;

– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;

– участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;

– издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

 

  1. Координация прокуратурой РФ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью — это вид деятельности прокуратуры по необходимому ориентированию должностных лиц правоохранительных органов в определенных сферах их действия. Эта деятельность возложена на прокуратуру, так как она обладает наибольшими сведениями о совершенных преступлениях, их раскрываемости, причинах и условиях преступности, результатах расследования, а также о качестве их рассмотрения в судах. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов (ст. 8 ФЗ «О прокуратуре РФ»). 
Целью координации является эффективность в борьбе с преступностью. 
Принципы: соблюдение законности, самостоятельность, равенство участников, гласность в работе, ответственность за выполнение поставленных задач. 
Основные направления: обеспечение всестороннего анализа состояния преступности и эффективности принимаемых мер, согласованность действий, устранение дублирования, недопущение столкновения интересов правоохранительных органов, устранение причин и условий преступности. Анализ принятых мер должен включать и прогнозирование направлений пути развития преступности и ее искоренение. 
Координация проходит в три уровня: федеральный уровень (Генеральная прокуратура, 
ФСБ, МВД — руководит Генеральный прокурор); региональный уровень (прокуроры субъектов РФ); местный уровень (прокуроры городов, районов). 
Формы координации: выражается в федеральных и региональных программах, которые обсуждаются на координационном совещании, а также прокурор организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ. На этом совещании присутствуют Генеральный прокурор, его заместители и руководители правоохранительных органов. Все участники совещания пользуются равными правами: обмениваются информацией, связанной с борьбой с преступностью, обмениваются опытом, разрабатывают предложения и т. д. По окончании координационного совещания выносится решение-протокол, которое подписывается всеми участниками, в нем указываются задачи, сроки и лица, ответственные за их исполнение. 
Данное решение обязательно для исполнения всеми должностными лицами правоохранительных органов. 
В целом координация носит конкретный характер, так как должна быть направлена на устранение причин и условий, способствующих преступности.

 

 

 

 

 

 

  1. Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Опротестование судебных решений

 

Статья 35. Участие прокурора в  рассмотрении дел судами 

 

1. Прокурор  участвует в рассмотрении дел  судами в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

2. Осуществляя  уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве  государственного обвинителя.

3. Прокурор  в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

4. Полномочия  прокурора, участвующего в судебном  рассмотрении дел, определяются  процессуальным законодательством Российской Федерации.

5. Генеральный  прокурор Российской Федерации  в соответствии с законодательством Российской Федерации принимает участие в заседаниях Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

6. Генеральный  прокурор Российской Федерации  вправе обращаться в Конституционный  Суд Российской Федерации по  вопросу нарушения конституционных  прав и свобод граждан законом,  примененным или подлежащим применению  в конкретном деле. 

 

Статья 36. Опротестование судебных решений

Пункты 1 и 2 статьи 36 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Прокурор  или его заместитель в пределах  своей компетенции приносит в  вышестоящий суд кассационный  или частный протест либо протест  в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

(п. 1 в ред.  Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прокурор  или его заместитель независимо  от участия в судебном разбирательстве  вправе в пределах своей компетенции  истребовать из суда любое  дело или категорию дел, по  которым решение, приговор, определение  или постановление вступили в  законную силу. Усмотрев, что решение,  приговор, определение или постановление  суда являются незаконными или  необоснованными, прокурор приносит  протест в порядке надзора  или обращается с представлением  к вышестоящему прокурору.

3. Протест на  решение судьи по делу об  административном правонарушении  может быть принесен прокурором  города, района, вышестоящим прокурором  и их заместителями

 

  1. Военная прокуратура. Полномочия военных прокуроров.

Систему органов военной прокуратуры  составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных  округов, флотов, Ракетных войск стратегического  назначения, Федеральной пограничной  службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура  и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры  объединений, соединений, гарнизонов и  другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов…

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение  их статуса, компетенции, структуры  и штатов осуществляются Генеральным  прокурором Российской Федерации…

Органы военной прокуратуры  возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный  военный прокурор, который руководит  деятельностью органов военной  прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку  и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной  прокуратуры осуществляют в Вооруженных  Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и  органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами.

Статья 46.1. Главная военная прокуратура.

Главный военный прокурор имеет  первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям…

Структуру Главной военной прокуратуры  составляют управления, отделы (самостоятельные  и в составе управлений), канцелярия и приемная...

Статья 47. Полномочия военных прокуроров.

Главный военный прокурор и подчиненные  ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным  законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством  Российской Федерации…

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи