Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат
Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.
Следственный комитет при
Следственный комитет при
В Следственном комитете при прокуратуре
РФ создаются главные управления,
управления, отделы и отделения; образуются
должности руководителей
Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.
Соблюдение всех названных выше принципов призвано обеспечить оптимальное выполнение задач, стоящих перед прокуратурой. Это обеспечение:
– верховенства закона;
– единства и укрепления законности;
– защиты прав и свобод человека и гражданина;
– охраны законных интересов общества и государства. Достижение названных целей осуществляется путем выполнения специфических функций.
Основная функция прокуратуры – надзор за исполнением действующих законов. Надзор осуществляется по пяти направлениям:
1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (фактически это тоже надзор за соблюдением законов, регламентирующих данные права);
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу (тюрем, исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебно-исправительных колоний и т. п.);
5) надзор за исполнением законов судебными приставами. Кроме надзорных прокуратура выполняет следующие функции:
– уголовного преследования и надзора за исполнением законом органами предварительного следствия и дознания в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
– участия в отправлении правосудия. Хотя сами органы прокуратуры не осуществляют правосудия (это прерогатива суда), прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, в качестве обвинителя и, в необходимых случаях, направляют в вышестоящие суды представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;
– рассмотрения жалоб и заявлений. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством;
– координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации деятельности этих органов прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом РФ;
– участия в правотворческой деятельности. Прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов;
– издательскую. Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.
Координации деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью — это
вид деятельности прокуратуры по необходимому
ориентированию должностных лиц правоохранительных
органов в определенных сферах их действия.
Эта деятельность возложена на прокуратуру,
так как она обладает наибольшими сведениями
о совершенных преступлениях, их раскрываемости,
причинах и условиях преступности, результатах
расследования, а также о качестве их рассмотрения
в судах. Генеральный прокурор РФ и подчиненные
ему прокуроры координируют деятельность
по борьбе с преступностью органов внутренних
дел, органов ФСБ, органов по контролю
за оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, органов таможенной службы и
других правоохранительных органов (ст.
8 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Целью координации является эффективность
в борьбе с преступностью.
Принципы: соблюдение законности, самостоятельность,
равенство участников, гласность в работе,
ответственность за выполнение поставленных
задач.
Основные направления: обеспечение всестороннего
анализа состояния преступности и эффективности
принимаемых мер, согласованность действий,
устранение дублирования, недопущение
столкновения интересов правоохранительных
органов, устранение причин и условий
преступности. Анализ принятых мер должен
включать и прогнозирование направлений
пути развития преступности и ее искоренение.
Координация проходит в три уровня: федеральный
уровень (Генеральная прокуратура,
ФСБ, МВД — руководит Генеральный прокурор);
региональный уровень (прокуроры субъектов
РФ); местный уровень (прокуроры городов,
районов).
Формы координации: выражается в федеральных
и региональных программах, которые обсуждаются
на координационном совещании, а также
прокурор организует рабочие группы, истребует
статистическую и другую необходимую
информацию в соответствии с Положением
о координации деятельности по борьбе
с преступностью, утверждаемым Президентом
РФ. На этом совещании присутствуют Генеральный
прокурор, его заместители и руководители
правоохранительных органов. Все участники
совещания пользуются равными правами:
обмениваются информацией, связанной
с борьбой с преступностью, обмениваются
опытом, разрабатывают предложения и т.
д. По окончании координационного совещания
выносится решение-протокол, которое подписывается
всеми участниками, в нем указываются
задачи, сроки и лица, ответственные за
их исполнение.
Данное решение обязательно для исполнения
всеми должностными лицами правоохранительных
органов.
В целом координация носит конкретный
характер, так как должна быть направлена
на устранение причин и условий, способствующих
преступности.
Статья 35. Участие прокурора в рассмотрении дел судами
1. Прокурор
участвует в рассмотрении дел
судами в случаях,
2. Осуществляя
уголовное преследование в
3. Прокурор
в соответствии с
4. Полномочия
прокурора, участвующего в
5. Генеральный
прокурор Российской Федерации
в соответствии с законодательс
6. Генеральный
прокурор Российской Федерации
вправе обращаться в
Статья 36. Опротестование судебных решений
Пункты 1 и 2 статьи 36 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 N 13-П в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
1. Прокурор
или его заместитель в
(п. 1 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Прокурор
или его заместитель
3. Протест на
решение судьи по делу об
административном
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов…
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации…
Органы военной прокуратуры
возглавляет заместитель
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Статья 46.1. Главная военная прокуратура.
Главный военный прокурор имеет
первого заместителя и
Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная...
Статья 47. Полномочия военных прокуроров.
Главный военный прокурор и подчиненные
ему прокуроры обладают в пределах
своей компетенции
Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи