Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Конституционный Суд РФ решает исключительно  вопросы права. При осуществлении  конституционного судопроизводства судьи  Конституционного Суда РФ должны воздерживаться от установления и исследования фактических  обстоятельств во всех случаях, когда  это входит в компетенцию других судов или иных органов.

 

25. Структура, организация и принципы  деятельности Конституционного  Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит  из девятнадцати судей, назначаемых  на должность Советом Федерации  по представлению Президента РФ. Конституционный  Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе  не менее трех четвертей от общего числа судей.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей  избирают из своего состава в индивидуальном порядке Председателя, заместителя  Председателя и судью – секретаря  Конституционного Суда РФ сроком на три  года.

Согласно Закону о Конституционном  Суде Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:

– руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

– вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

– представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;

– осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;

– осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Судья – секретарь Конституционного Суда РФ исполняет следующие обязанности:

– осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;

– организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;

– доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;

– организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;

– осуществляет другие предоставленные ему полномочия. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности  судей Конституционного Суда РФ могут  вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее 14 дней с момента  получения представления Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в  должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность  с момента принятия им присяги.

Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной  или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением  случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это  предусмотрено законом для обеспечения  безопасности других людей.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: 1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест  судьи или привлечение его  к уголовной ответственности; 2) судья  по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также  ввиду его неспособности по состоянию  здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение  полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению  Конституционного Суда РФ, которое  направляется Президенту РФ, в Совет  Федерации, и является официальным  уведомлением об открытии вакансии.

Конституционный Суд РФ рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.

Конституционный Суд РФ состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей  палаты. Председатель и заместитель  Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной  и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем  три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего  в ее заседаниях определяется на заседании  палаты.

 

26.Статус судьи Конституционного  Суда РФ.

См.вопрос 25

  1. Судейское сообщество и его органы. Квалификационные коллегии судей.

Органы судейского сообщества как выразители интересов судей - носителей судебной власти являются важнейшим институтом обеспечения их независимости. Через свои органы судейскоесообщество активно влияет на процесс организации и деятельности судов. • 
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» судейское сообщество образуют судьи федеральных .судов всех видов и уровней и судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему страны. 
Основными задачами органов судейского сообщества считаются: 
•S содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; 
^ защита прав и законных интересов судей; 
s участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;, 
s утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. 
Органы судейского сообщества включают'. 
• Всероссийский съезд судей, а в период между съездами советсудей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей; 
• конференции судей республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных ок- 
ругов, арбитражных судов, а в период между конференциямиизбираемые ими советы судей; ' > 
• обшее собрание судей судов; 
• Высшая квалификационная коллегия судей РФ; 
• квалификационные коллегии судей субъектов РФ.Высший орган "судейского сообщества - Всероссийский съезд 
судей, который представляет интересы всего судейского сообщества. Съезд определяет порядок формирования органов судейского сообщества и избирает Высшую квалификационную коллегию судей-Органы судейского сообщества: 
1) обсуждают вопросы судебной практики и совершенствованиязаконодательства; 
2) проводят общественную экспертизу проектов законов и иныхнормативных актов, касающихся деятельности судов и статуса судей; 
3) рассматривают актуальные проблемы работы судов, их кадрового* организационного и ресурсного обеспечения, а также пра-:вового и социального положения судей; ' 
4) представляют интересы судей в государственных органах иобщественных объединениях; 
5) избирают соответствующие квалификационные коллегии судей (отдельно для общих, военных и арбитражных судов); 
6) осуществляют иные полномочия, отнесенные к их ведениюфедеральными законами. 
По обсуждаемым вопросам органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения к государственным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Порядок деятельности органов судейского сообщества регулируется актами, принимаемыми этими органами. 
Органы судейского сообщества избирают соответствующие квалификационные коллегии судей. К их компетенции относится: отбор кандидатов на должность судьи; приостановление или прекращение полномочий судьи; привлечение судей к дисциплинарной и административной ответственности; прекращение отставки судьи; обеспечение неприкосновенности судьи; проведение аттестации судьи и присвоение ему квалификационного класса. 
Высшая квалификационная коллегия судей РФ в составе 29 членов коллегии формируется из числа судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судей арбитражных судов (окружных, апелляционных и судов субъектов РФ), судей судов обшей юрисдикции субъектов РФ, включая и окружные (флотские) военные суды - 18 членов коллегии; 10 членов коллегии - представителей общественности назначаются Советом Федерации РФ и один - Президентом РФ. 
Высшая квалификационная коллегия решает вопросы, связанные с отбором кандидатов на должности руководителей (председателя и заместителей) высших судов РФ, судей этих судов, руководителей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также о приостановлении, возобновлении, прекращении их полномочий. Осуществляет квалификационную аттестацию упомянутых судей, присвоение им первого и высшего квалификационного класса; принимает решение о представлении судей к государственным наградам и присвоению почетных званий; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами. 
Квалификационная коллегия судей субъектов РФ общим числом 21 член коллегии формируется из представителей судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов РФ, районных судов, гарнизонных военных судов, мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ: из 13 членов коллегии, избираемых на конференциях судей тайным голосованием, семи членов коллегии - представителей общественности, назначаемых законодательным (представительным) органом субъекта РФ, и одного - Президентом^Ф. 
Квалификационная коллегия судей субъектов РФ рассматривает вопросы и принимает решения в отношении судей судов субъектов РФ; судей районных судов (в том числе председателей и заместителей); гарнизонных военных судов и мировых судей. 
Квалификационная коллегия объявляет в средствах массовой информации об открытии вакансий на должность судей, утверждает состав экзаменационной комиссии по приему экзаменов у кандидатов и с учетом результатов дает заключение о рекомендации (или отказе в рекомендации) претендентов на должность судьи. Коллегия приостанавливает, возобновляет, либо прекращает полномочия судьи соответствующего уровня, осуществляет квалификационную аттестацию, назначает дисциплинарные взыскания и принимает иные решения согласно полномочиям, установленным федеральными законами. 
Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ оказывают методическую помощь соответствующим органам судейского сообщества. 
Создание надлежащих условий для деятельности органов судейского сообщества, в том числе для содержания их аппарата, учреждения печатных изданий органов судейского сообщества, а финансовоеи материально-техническое обеспечение ихдеятельно1-сти возлагается на Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы

 

  1. Служба судебных приставов в РФ: основные задачи и правовые основы деятельности судебных приставов

Служба  судебных приставов (ССП), предназначенная  для исполнения судебных актов судов  общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных  Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему  органов Министерства юстиции РФ. 
      Организация ССП, права и обязанности судебных приставов урегулированы в Федеральном законе РФ от 4 июня 1997 г. «О судебных приставах» с последующими изменениями и дополнениями. 
      ССП включает: Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором; службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом; службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ; районные, межрайонные подразделения. 
      ССП организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством. 
      Высшее звено ССП – Федеральная служба судебных приставов (ФССП)под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности ССП. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений. 
      Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями. 
      Основные задачи ФССП: 
      – обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 
      – организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»; 
      – управление территориальными органами. Службы судебных приставов юстиции субъектов РФ– территориальные органы ФССП(всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187. 
      Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном ССП.

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи