Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:08, реферат

Краткое описание

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 165.78 Кб (Скачать)

 
38.Оперативно-розыскная деятельность (ОРД): понятие ОРД, задачи ОРД; органы, осуществляющие ОРД; оперативно-розыскные мероприятия, проводящиеся при осуществлении ОРД.

Закон об ОРД  – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

ОРД  – оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

ОРД является одной из форм правоохранительной деятельности.

Основными целями ОРД являются добывание  информации, выявление скрытых преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц. Данное направление деятельности установлено и санкционировано государством.

Основным направлением ОРД является защита интересов граждан и государства.

ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических  средств и методов, к которым  относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ).

Осуществление ОРД может быть произведено  негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение фор-

мальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников.

ОРД признается гласной в том  случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих.

Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в  ходе выбора цели ОРД.

Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» определены оперативные  подразделения, которые имеют право  осуществлять ОРД. К ним относятся  подразделения:

1) органов внутренних дел РФ;

2) органов Федеральной службы безопасности;

3) Федеральных органов государственной охраны;

4) таможенных органов РФ;

5) Службы внешней разведки РФ;

6) Федеральной службы исполнения наказаний;

7) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г № 174-ФЗ (УПК РФ) результаты ОРД могут быть использованы в качестве основания возбуждения уголовного дела, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования и доказывания по уголовным делам. При этом сведения, полученные с помощью ОРД, не являются доказательством.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами ОРД являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Задачи ОРД тесно связаны  между собой, но в то же время каждая из них является самостоятельной. В  указанном законе задачи ОРД выстроены  по приоритету: личность – общество – государство.

Задачи, указанные в п. 1 ст. 2, выполняются в целях борьбы с преступностью.

Выявление преступлений включает в  себя такие оперативно-розыскные  мероприятия, как сбор информации о  скрытых общественно опасных  деяниях и действиях преступников, выдаваемых за законные, а также  добычу новых фактов и сведений о  преступной деятельности подозреваемых  и обвиняемых.

Пресечение преступлений имеет  очень важное значение в ОРД. Под пресечением преступлений понимаются задержание участников преступления сразу же после его совершения либо прекращение начатого криминального деяния в ходе неоконченного преступления или покушения на него. Также под пресечением преступления следует понимать разложение или разобщение организованных преступных группировок.

 

 

39.Органы дознания.

Дознание как составная часть  уголовного судопроизводства является формой предварительного расследования  и осуществляется на основе общих  принципов и в целях решений  задач, ему присущих. 
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством к органам дознания относятся: 
5) органы внутренних дел РФ и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 
6) органы Государственной противопожарной службы РФ; 
7) органы Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний; 
8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений. 
Кроме того, возбуждение дознания и проведения неотложных следственных действий возлагается также: 
4) на капитанов судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на этих судах; 
5) руководителей геологических партий и зимовок - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 
6) глав дипломатических и консульских учреждений РФ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории этих представительств и учреждений. 
Окончательное решение о направлении дальнейшего расследования в упомянутых случаях принимается прокурором, в распоряжение которого незамедлительно направляются соответствующие материалы. 
Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя на-, чальником органа дознания. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое производило или производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия. 
Дознаватель уполномочен самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия и принимать решения, за исключением случаев, когда на-это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение. 
Основной орган дознания - милиция. Оба ее подразделения: криминальная милиция и милиция общественной безопасности - осуществляют функции дознания, а начальники соответствующих подразделений выступают в роли руководителей органов дознания. 
, В связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности милиции в районных, городских отделах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели - сотрудники, которым на лостоянной основе поручается ведение дознания. В вышестоящих органах внутренних дел создаются отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. - Командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и'гарнизонов, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных оперативных сотрудников, которым и поручается ведение дознания по конкретным делам. 
В таком же порядке, с учетом объема работы, организовано дознание и в других органах, где законом предусматривается ведение дознания. 
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. 
Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания возбуждает при наличии к тому оснований с согласия прокурора уголовное дело и производит неотложные следственные действия по закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допросы подозреваемых, потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора. 
По выполнении неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю. В случае если расследование данного преступления подследственно другому правоохранительному органу, а не тому, где проводилось дознание, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие. 
После передачи дела следователю орган дознания может проводить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя: о результатах. 
Деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Орган дознания возбуждает уголовное дело и Принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В этом случае орган дознания руководствуется правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством для предварительного следствия. Дознание производится в течении 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток.

 

40.Органы предварительного  следствия.

Предварительное расследование является формой досудебного производства по уголовным делам. УПК предусматривает, что расследование по уголовному делу должно осуществляться в форме предварительного следствия или дознания.

Основной формой расследования  по уголовно-процессуальному законодательству является предварительное следствие. Оно обязательно по делам: о наиболее опасных преступлениях; о преступлениях, совершенных лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту; лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступления; а также по делам об общественно опасных деяниях невменяемых. Предварительное следствие может вестись и по делам, отнесенным к компетенции органов дознания, если прокурор признает это необходимым.

Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня  возбуждения уголовного дела. В этот срок включается время со дня возбуждения  уголовного дела и до дня его направления  прокурору с обвинительным заключением  или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса  о применении принудительных мер  медицинского характера либо до дня  вынесения постановления о прекращении  производства по уголовному делу.

Срок предварительного следствия  может быть продлен до трех месяцев  руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе и военного.

По уголовному делу, расследование  которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может  быть продлен до 12 месяцев руководителем  или заместителями следственного  органа по субъекту РФ субъекта РФ и  приравненным к нему руководителем (заместителями) специализированного  следственного органа, в том числе  и военного.

Дальнейшее продление срока  предварительного следствия может  быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного  комитета при прокуратуре РФ, руководителем  следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Предварительное следствие ведет  специально на то уполномоченное государством лицо – следователь. УПК возлагает  производство предварительного следствия  на следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, Следственного  комитета при МВД России, Федеральной  службы безопасности (ФСБ России) и  Федеральной службы Российской Федерации  по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

Предварительное следствие ведется  одним следователем, наделенным законом  необходимыми полномочиями. Однако в  случае сложности или большого объема производство предварительного следствия  по уголовному делу может быть поручено следственной группе. Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные  лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Следователь  – это должностное лицо, единственной функцией которого является деятельность по собиранию и исследованию доказательств, установлению факта преступления и лица, виновного в его совершении.

В отличие от следователя орган  дознания выполняет целый ряд  взаимосвязанных функций (задач). Так, основной функцией органа дознания является оперативно-розыскная деятельность, которая не имеет процессуального  характера. Выполняет орган дознания и функции в сфере административной деятельности, а также по охране общественного порядка. Наконец, дознание по уголовно-процессуальному законодательству РФ – одна из форм предварительного расследования. Процессуальные акты органа дознания в пределах его компетенции  имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя, а материалы  законченного расследованием уголовного дела служат основанием для рассмотрения дела в суде.

Предварительное расследование в  форме дознания производится по уголовным  делам, не представляющим большой степени  общественной опасности и, как правило, не представляющим большой сложности в собирании доказательств виновности лица в совершении преступления. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о международной правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта и приравненного к нему военным прокурором до 12 месяцев.

По окончании дознания дознаватель  составляет обвинительный акт, который  утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с  обвинительным актом направляются прокурору для утверждения и  затем в суд.

Следователь является должностным  лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь уполномочен:

– возбуждать уголовное дело;

– принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

– самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с требованиями УПК требуется получение судебного решения;

– давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений  федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить  свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует  об этом прокурора.

 

41.Основные функции и  задачи Министерства внутренних  дел РФ.

Следственный комитет при МВД  России является самостоятельным структурным  подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе МВД России.

Деятельность Следственного комитета осуществляется в соответствии с  принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  РФ и общественными объединениями.

Следственный комитет возглавляет  начальник Следственного комитета при МВД России, который назначается  на должность и освобождается  от должности Президентом РФ по представлению  Министра внутренних дел РФ.

Начальник Следственного комитета имеет первого заместителя и  заместителей, которые назначаются  на должность и освобождаются  от должности Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета.

В структуре Следственного комитета функционируют следующие подразделения:

– организационное управление;

– контрольно-методическое управление;

– информационно-аналитическое управление;

– следственная часть по расследованию организованной преступной деятельности;

Информация о работе Правоохранительные органы: понятие, функции, задачи