Функции органов прокуратуры: понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:13, контрольная работа

Краткое описание

Одно из приоритетных направлений правовой реформы в России — усиление правовой защищенности личности. Статья 2 Конституции РФ объявляет права и свободы человека высшей ценностью, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.

Оглавление

Введение……………………………………………………………...………… 4
1. Понятие правоохранительных органов.
1.1. Понятие и признаки правоохранительных органов…………………….5
1.2. Законодательство о правоохранительных органах…………………..….6
2. Характеристика правоохранительных органов.
2.1. Система правоохранительных органов…………………………………...12
2.2. Функции правоохранительных органов………………..............................14
Заключение………………………………..…………………………..................17
Список литературы……………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

контрольная прокурорский надзор.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ 

Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

Дисциплина:        Прокурорский надзор

 

Тема:

Функции органов прокуратуры: понятие и виды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 
 
 
 
 
 

     ПЛАН 

Введение……………………………………………………………...………… 4

1. Понятие правоохранительных органов.

    1. Понятие и признаки правоохранительных органов…………………….5
    2. Законодательство о правоохранительных органах…………………..….6

2. Характеристика правоохранительных органов.

2.1. Система  правоохранительных органов…………………………………...12

2.2. Функции  правоохранительных органов………………..............................14

Заключение………………………………..…………………………..................17

Список  литературы……………………………………………………………...18

 

      Введение

     Одно  из приоритетных направлений правовой реформы в России — усиление правовой защищенности личности. Статья 2 Конституции РФ объявляет права и свободы человека высшей ценностью, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.

     Все вышеуказанное не могло не сказаться на состоянии российской правоохранительной системы, которая в прошедшие годы претерпела значительные изменения. Эти изменения обусловлены двумя обстоятельствами: с одной стороны, необходимостью соблюдения международных стандартов в области прав и свобод человека, предоставления максимальных прав и свобод отдельной личности, усиления роли и авторитета суда, а с другой — необходимостью принятия адекватных мер по противодействию преступлениям и разного рода правонарушениям, бурный рост которых буквально захлестнул российское общество в последние годы.

 

     

  1. ПОНЯТИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
    1. Понятие и признаки правоохранительных органов

     Государство осуществляет свои функции в различных  сферах общественной жизни. Важнейшими задачами государства выступают обеспечение законности, правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных прав и

     интересов общества в целом, различных организаций, осуществление борьбы с правонарушениями и преступлениями.

     Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства, в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. Эта функция государства именуется правоохранительной функцией. Для ее реализации государство создает специально уполномоченные на то органы, наделенные соответствующими полномочиями и осуществляющие свою деятельность в установленных законом формах. Эти органы именуются правоохранительными органами.

     Правоохранительные  органы — специально создаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.

     К числу отличительных признаков  правоохранительных органов необходимо отнести следующие их характерные  черты:

     1. Правоохранительные органы являются  специально уполномоченными государственными  органами. Основная функция правоохранительных органов заключается в обеспечении и защите прав и свобод человека, интересов общества и государства в сфере соблюдения законности и охраны правопорядка.

     2. Правоохранительные органы правомочны  применять юридические меры воздействия,  к числу которых относятся различные меры государственного воздействия и меры взыскания и наказания.

     3. Правоохранительные органы функционируют  в рамках строго определенного  правового поля: порядок их организации  и деятельности четко регламентирован  нормативно-правовыми актами, свои действия они осуществляют в строгом соответствии с предписаниями закона.

     4. Правоохранительные органы соблюдают  установленные законом процедуры,  процессуальные правила при осуществлении  своей деятельности.

1.2. Законодательство о правоохранительных органах

     Традиционно все нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность правоохранительных органов  можно классифицировать по нескольким основаниям.

     Если  взять за основу содержание нормативно-правовых актов о правоохранительных органах, то их можно разделить на следующие группы.

     1. Акты общего действия:

     1)международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т.д. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

     К числу таких актов следует  отнести Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейскую конвенцию прав и свобод человека и гражданина, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Основные положения о роли адвокатов, Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, Резолюцию Экономического и Социального совета ООН от 24 мая 1989 г. № 1989/60. «Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов», Европейскую хартию о законе «О статусе судей», «Европейская хартия о статусе судей в общем судебном пространстве Совета Европы», законодательство о Европейском суде по правам человека и др.;

     2) Конституция РФ. Она обладает  высшей юридической силой и  носит общий универсальный характер, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ, устанавливая основы государственного строя, закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов (ст. 2,15,19,22,24, 29,48,49,122 и др.).

     2. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах,  обеспечивающих деятельность судов.  Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в Российской Федерации, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д.

     К данной группе актов относятся Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и др.

     3. Акты, регламентирующие деятельность  органов прокуратуры. В них  установлена система органов  прокуратуры в Российской Федерации,  порядок их деятельности и  полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования. К источникам данной группы относятся: Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств, Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора РФ и др.

     4. Акты, регламентирующие организацию  и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в Российской Федерации. В этих актах установлены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. К данной группе нормативно-правовых актов относятся Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности», Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», Указ Президента РФ от 2 августа 1999 г. № 949 «Об утверждении Положения о Совете безопасности Российской Федерации», Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и др.

     5. Акты, регламентирующие организацию  выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, органы, полномочные осуществлять данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. Сюда отнесены такие нормативно-правовые акты, как Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» и др.

     6. Акты об организации юридической  помощи в Российской Федерации.  В этих нормативно-правовых актах регулируется порядок организации органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации, их полномочия и основные задачи, виды оказываемой юридической помощи, правовой статус лиц, оказывающих юридическую помощь, и т.д. К данной группе могут быть отнесены такие акты, как Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, Закон. РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и т.д.

     В основу другой классификации нормативно-правовой базы положена юридическая сила нормативно-правовых актов.

     По  юридической силе все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации, могут быть разделены на следующие группы.

     1. Конституция РФ, имеющая высшую  юридическую силу и прямое  действие на всей территории  Российской Федерации.

     Она определяет основы деятельности правоохранительных органов, регулирует вопросы, касающиеся построения судебной системы, и некоторых других правоохранительных органов. Конституция РФ принимается в особом порядке всенародным голосованием (референдумом), является наиболее стабильным актом, выступает в качестве основного закона.

     Нормы Конституции РФ не могут быть изменены какими-либо законами. Все другие нормативно-правовые акты, за исключением международных  актов, содержащих общепризнанные принципы и нормы международного права, являются актами более низкого уровня и должны соответствовать положениям Конституции РФ.

     2. Международно-правовые акты, содержащие  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ, касающиеся вопросов  организации и деятельности правоохранительных органов, стандартов в области обеспечения и соблюдения прав человека, вовлеченных в деятельность этих органов. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ нормы, установленные в данных актах, являются составной частью российской правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Информация о работе Функции органов прокуратуры: понятие и виды