Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:13, контрольная работа
Одно из приоритетных направлений правовой реформы в России — усиление правовой защищенности личности. Статья 2 Конституции РФ объявляет права и свободы человека высшей ценностью, подчеркивая, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. Она исходит из универсальной обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах.
Введение……………………………………………………………...………… 4
1. Понятие правоохранительных органов.
1.1. Понятие и признаки правоохранительных органов…………………….5
1.2. Законодательство о правоохранительных органах…………………..….6
2. Характеристика правоохранительных органов.
2.1. Система правоохранительных органов…………………………………...12
2.2. Функции правоохранительных органов………………..............................14
Заключение………………………………..…………………………..................17
Список литературы……………………………………………………………...18
3.
Законы. Законы регулируют все
важнейшие стороны
1)
федеральные законы, принимаемые
Государственной Думой
- федеральные конституционные законы — их издание осуществляется в силу прямого предписания Конституцией РФ и по вопросам, указанным в ней. Как правило, это наиболее важные вопросы, касающиеся построения судебной системы РФ. К числу федеральных конституционных законов, составляющих правовую основу деятельности правоохранительных органов в РФ, относятся Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
- федеральные законы. К их числу относятся все остальные законы, принимаемые на федеральном уровне: Федеральные законы «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» и многие другие;
2) законодательство субъектов РФ:
- конституции и уставы субъектов РФ;
-законы субъектов РФ, регулирующие вопросы, относящиеся к правоохранительной деятельности. К числу таких законов следует, например, отнести Закон г. Москвы от 28 марта 2001 г. № 9 «Об участии жителей Москвы в охране общественного порядка», Закон г. Москвы от 26 июня 2002 г. № 36 «О Московской городской народной дружине», Закон Московской области от 29 декабря 2000 г. № 111/2000-ОЗ «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской области» и др.
При этом следует отметить, что все наиболее важные вопросы, касающиеся устройства и деятельности правоохранительных органов, отнесены в силу ст. 71 Конституции РФ к исключительной компетенции Российской Федерации. Законодательство же субъектов РФ может регламентировать только те вопросы, которые находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Применительно к правоохранительной сфере такими вопросами в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются:
-защита прав и свобод человека и гражданина;
-обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
-административное и административно-процессуальное законодательство;
-кадры судебных и правоохранительных органов;
-адвокатура и нотариат.
Регулирование законодательством субъектов РФ вопросов, относящихся к совместному ведению субъектов РФ и Российской Федерации, осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов. Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.
4.
Указы и распоряжения
Часть указов Президента РФ носит индивидуальный характер: ими назначаются на должность федеральные судьи и иные должностные лица правоохранительных органов. Указы и распоряжения Президента РФ не могут противоречить положениям Конституции РФ и законов.
5. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, более детально регламентируют вопросы, установленные законодательными актами, создают механизм реализации от дельных правовых норм и институтов.
К
числу таких актов
6.
Ведомственные правовые акты
— акты министерств, ведомств
и служб. Они издаются
2.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАОХРАНИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНОВ
2.1. Система правоохранительных органов
В
юридической науке нет единой
точки зрения по вопросу о том,
какие из органов следует отнести
к числу правоохранительных. Существует
два основных взгляда на проблему
определения круга
-органы суда (суды);
-иные правоохранительные органы.
Суды в свою очередь состоят из конституционных судов, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.
Система конституционных судов РФ включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
В
этой системе Конституционный Суд
РФ занимает особое положение. Он является
вышестоящим судом не только по отношению
к местным конституционным
Система судов общей юрисдикции своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под его юрисдикцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции
В системе судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган — Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды, мировых судей. Система военных судов состоит из судов округов (флотов) и гарнизонных судов.
Система
арбитражных судов создана
Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
-органов прокуратуры;
-органов внутренних дел;
-федеральной службы безопасности;
-органов государственной охраны;
-органов государственной налоговой службы;
-таможенных органов;
-органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
-органов предварительного расследования;
-органов
юстиции.
Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:
-конституционный контроль;
-отправление правосудия;
-прокурорский надзор;
-расследование преступлений;
-оперативно-розыскная функция;
-исполнение судебных решений;
-оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
-предупреждение
преступлений и иных правонарушений.
Все эти
функции взаимосвязаны и
2.2. Функции правоохранительных органов
Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа.
При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод.
В
совокупности эти функции характеризуют
распределение компетенции
Информация о работе Функции органов прокуратуры: понятие и виды