Право на судебную защиту

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданских споров рассматривается судами общей юрисдикции. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. В качестве средств судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает иск, то есть обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой.

Оглавление

Введение.
1.Право граждан на судебную защиту. Судебная власть как институт судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
1.1 Понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан и организаций.
1.2 Судебная система как механизм, непосредственно обеспечивающий судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций.
1.3 Сущность правосудия по гражданским делам.
2.Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
2.1 Основные формы защиты прав и законных интересов в Российской Федерации.
2.2 Правовые основы судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
2.3 Иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.
2.4 Стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 46.73 Кб (Скачать)

Содержание

Введение.

1.Право граждан на судебную  защиту. Судебная власть как институт  судебной защиты прав и законных  интересов граждан и организаций.

1.1 Понятие, значение и  место судебной власти в обеспечении  прав и законных интересов  граждан и организаций.

1.2 Судебная система как  механизм, непосредственно обеспечивающий  судебную защиту прав и законных  интересов граждан и организаций.

1.3 Сущность правосудия  по гражданским делам.

2.Формы защиты прав и законных  интересов граждан и организаций.

2.1 Основные формы защиты прав и законных интересов в Российской Федерации.

2.2 Правовые основы судебной  защиты прав и законных интересов  граждан и организаций.

2.3 Иск как средство  судебной защиты гражданских  прав и охраняемых законом  интересов.

2.4 Стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

Введение

 

Конституция РФ гарантирует каждому право  защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом. Право на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного  права и законного интереса - широкое, подлинно демократическое, конституционное  право, в котором воплощается  доступность правосудия. В Конституции  закреплено равенство всех перед  законом и судом (ст. 19), а также  право граждан Российской Федерации  участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).1

В общем  виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному  лицу возможность применения мер  правоохранительного характера  для восстановления его нарушенного  или оспариваемого права.

Право на защиту - не только гарантия интересов личности, но и гарантия интересов правосудия, она - социальная ценность.

Защита  субъективных гражданских прав и  охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданских споров рассматривается судами общей юрисдикции. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают  споры, возникающие в процессе предпринимательской  деятельности. В качестве средств  судебной защиты гражданских прав и  охраняемых законом интересов выступает  иск, то есть обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной  стороны, и обращенное к ответчику  материально-правовое требование о  выполнении лежащей на нем обязанности  или о признании наличия или  отсутствия правоотношения, с другой.

Эффективность правосудия зависит от многих факторов. Один из них состоит в вынесении  правильных, т.е. законных и обоснованных, справедливых и разумных судебных решений  и других судебных актов. Решение  должно быть не только законным и мотивированным, но и справедливым. Оно должно восприниматься обеими сторонами как правильное и справедливое. Подтверждением признания  решения сторонами может быть добровольное его исполнение.

Высокая эффективность  судебных решений очень важна  не только для спорящих сторон, но и  для государства и общества. Законные и обоснованные, справедливые и разумные судебные решения способствуют формированию надлежащего правопорядка в стране, определяют дальнейшее поведение в  экономических отношениях участвовавших (да и не участвовавших) в судебном разбирательстве лиц.

 

1. Право граждан на судебную  защиту. Судебная власть как институт  судебной защиты прав и законных  интересов граждан и организаций

 

1.1 Понятие, значение и место судебной  власти в обеспечении прав  законных интересов граждан и  организаций

В соответствии со ст.  2, 45, 46 Конституции РФ гражданам России гарантируется право на судебную защиту от неправомерных действий (бездействий) органов исполнительной власти, должностных лиц. Реализация конституционного права на судебную защиту происходит посредством судебной власти (ст.  118 Конституции), в частности деятельности суда.

Судебная  власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке  к осуществлению правосудия присяжных  и арбитражных заседателей. Никакие  другие органы и лица не вправе принимать  на себя осуществление правосудия.

Анализ  гл. 7 Конституции позволяет сделать  вывод, что судебную власть осуществляют в   России Конституционный Суд  Российской Федерации, а также система  общих и арбитражных судов, действующая  в национально-государственных и  административно-территориальных образованиях.

Конституционный Суд Российской Федерации — высший орган судебной власти по защите конституционного строя, — правосудия по конкретным делам не осуществляет, что прямо  следует из ст. 125 Конституции.

Включение в судебную систему арбитражных  судов, созданных вместо ранее существовавших несудебных органов, расширило сферу  правосудия по гражданским делам, поскольку  к их компетенции отнесено разрешение экономических споров и иных дел (ст. 127 Конституции).

Согласно  ст. 4 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, вступившего в силу с 1 июля 1995 года, арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических  споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Задачами  арбитражного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических  лиц и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в  указанной сфере (ст. 2 Арбитражного процессуального Кодекса - АПК).

Компетенция арбитражных судов по рассмотрению и разрешению дел установлена  ст. 22 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим  спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, а также между Российской Федерацией и субъектами РФ, между  субъектами Федерации.

Таким образом, законодательство об арбитражном суде применяет термин “экономические споры” как равнозначный понятию “споры, вытекающие из гражданских правоотношений”, что позволяет включить арбитражный  процесс в систему гражданского судопроизводства.

Сопоставление ст. 22 АПК со ст. 25 ГПК и другими  законами, определяющими подведомственность гражданских дел общему или арбитражному суду, показывает, что разграничение  подведомственности между ними проводится в отношении споров, возникающих  из гражданских правоотношений, и  в сфере управления в основном по субъектному составу и их предпринимательской  деятельности.

1.2 Судебная система как механизм, непосредственно обеспечивающий  судебную защиту прав и законных  интересов граждан и организаций

 

Судебная  система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий  обеспечения инвестиционной привлекательности  России и повышения предпринимательской  активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых  законодательных и иных нормативных  правовых актов уже принято. Изменения  коснулись не только организации  и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Российская  Федерация 28 февраля 1996 г. подписала  Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, вступившую в силу для России 5 мая 1998 г., ст. 13 которой предусматривает, что "каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное  средство правовой защиты в государственном  органе, даже если это нарушение  было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве".

Из буквального  толкования ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не следует, что эффективное средство защиты в государственном органе подразумевает исключительно возможность  судебного обжалования, т.е. под "государственным  органом" должен пониматься обязательно  суд.

Тем не менее, полномочия и процессуальные гарантии, которыми обладает государственный  орган, существенно важны при  определении того, представлял ли он эффективное средство правовой защиты". Необходимо отметить, что в п. 10 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей  юрисдикции общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров Российской Федерации" указано, что Российская Федерация как участник Конвенции  о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции.

В российской правовой системе именно судебные органы отвечают требованиям, установленным  Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейским  судом по правам человека, для "государственного органа", имеющего "полномочия и  процессуальные гарантии" и обеспечивающего "эффективную защиту".

Согласно  ст. 10 и 11 Конституции России суды Российской Федерации осуществляют судебную государственную  власть, т.е. являются "государственными органами". В соответствии со ст. 7 - 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 25 декабря 2012 года )"О судебной системе  Российской Федерации" суд предоставляет  гражданам необходимые "процессуальные гарантии" для обеспечения правосудия, а в силу ст. 5, 11 - 16 того же Закона при назначении судей, а также  при осуществлении ими своей  деятельности обеспечиваются необходимые  гарантии их независимости и беспристрастности.

Статья 6 Закона N 1-ФКЗ в совокупности с другими  правовыми актами, устанавливающими обязательность судебных постановлений  и ответственность за их неисполнение, наделяет суды достаточными "полномочиями" для обеспечения обратившимся гражданам "эффективной защиты". Европейский  суд по правам человека, принимая в  соответствии со ст. 35 Конвенции о  защите прав человека и основных свобод решения об "исчерпанности внутренних средств правовой защиты" при  обращениях граждан РФ, рассматривает  суды Российской Федерации как надлежащие средства правовой защиты, предусмотренные общепризнанными принципами международного права. В случае если заявитель не обращался в суды Российской Федерации с жалобами на действия органов государственной власти, Европейский суд, как правило, объявлял жалобу неприемлемой по причине не исчерпания средств правовой защиты.

 

1.3 Сущность правосудия по гражданским  делам

 

Право гражданина на обжалование неправомерных действий органов власти относится к одному из основополагающих и общепризнанных прав человека. Отсутствие этого права  или действенного механизма его  реализации во многом обесценивает остальные  права и свободы человека. Судебные механизмы восстановления нарушенных прав человека являются неотъемлемой частью правового гражданского общества.

Указанное право содержится в ст. 46 Конституции  РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституционная формулировка этого права звучит следующим  образом: "Каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц  могут быть обжалованы в суд".

Правосудие  по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным  законодательством о гражданском  судопроизводстве.

Другие  органы, третейские суды могут разрешать  споры, но не могут осуществлять правосудие, использовать гражданско - процессуальную форму. Создание чрезвычайных судов  и судов, не предусмотренных Законом  о судебной системе, не допускается. Третейские суды не осуществляют правосудия.

Правосудие  является наиболее эффективным правовым механизмом в охране прав и интересов  граждан. Суд в ряду других государственных  органов, выполняющих правоохранительную деятельность, занимает центральное  место.

Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

а) когда  спор о праве рассматривается  несколькими органами, в число  которых входит суд, окончательное  решение принимается судом;

б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного  листа на принудительное исполнение его решения;

в) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд .

Таким образом, право на судебную защиту как  одно из особо гарантированных конституционных  прав, представляет гражданам, широкую  возможность обращения к органам  государства за защитой нарушенного (оспариваемого) права и охраняемого  законом интереса. Государство тем  самым как бы опосредует интерес  гражданина, субъекта, который обращается за защитой как свой собственный  интерес.

Информация о работе Право на судебную защиту