Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы конституционного права социального обеспечения 5
1.1. Понятие, признаки, права и условия социального обеспечения 5
1.2 Цели, формы, адресность социального обеспечения 7
1.3Виды социального обеспечения 10
1.4Негосударственные формы социального обеспечения 20
2. Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23
2.1 Конституционные гарантии социального обеспечения 23
2.2 Реализация всеобщности пенсионного обеспечения 23
2.3 Реализация права на социальное обеспечение независимо от наличия регистрации по месту жительства 31
2.4Нарушение конституционных прав при задержке выплаты пенсий 32
2.5 Недопустимость ограничения конституционных прав при временной нетрудоспособности 34
2.6 Перспективы развития социальной защиты населения 35
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

 

Современное конституционное  право - это отрасль права, которая  закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это  порождает острую борьбу различных  политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Экономические, социальные и культурные права и свободы  имеют важнейшее значение для  жизни человека. Конституция РФ дает новые трактовки многих прав и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы, прежде всего экономические. В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. В вопросах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же время зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также - дать ему силы для духовного развития и проявления своих способностей.

По своему юридическому содержанию данные права не одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порождают различную степень массовости пользования этими правами - те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизненное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каждым человеком, т.е. не зависят от гражданства их субъектов.

Проведение такой социальной политики, которая бы обеспечивала достаточный жизненный уровень каждого члена общества, в том числе и в случаях, когда он по независящим от него причинам не может трудиться - одна из задач социального государства. Важнейшим условием ее реализации является создание эффективной системы социального обеспечения. Она включает в себя комплекс мер, принимаемых государством по обеспечению и обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать свой труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд. Основания предоставления социальной помощи устанавливаются государством в зависимости от его социально-экономического развития, поэтому их перечень не может быть исчерпывающим. С развитием экономики должна улучшаться и система социального обеспечения.

 

1.Теоретические основы конституционного права социального обеспечения

1.1. Понятие, признаки, права и условия социального обеспечения

 

Закрепленное в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) право каждого  члена общества на социальное обеспечение  гарантируется в Российской Федерации  каждому гражданину. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам. Социальное обеспечение лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, по общему правилу, производится на основании ратифицированных международных и межправительственных договоров.

Социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область  сплетения жизненно важных интересов  граждан, отношений собственности  и распределения, правовых приемов  и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит прежде всего в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных. 1

Социальное обеспечение - это участие  общества в содержании тех своих  членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституция признает право каждого  гражданина на социальное обеспечение  и одновременно возлагает на государство  обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст. 22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 9, ч. 1 - 3 ст. 10); Конвенции о правах ребенка (ч. 1 ст. 26).

Часть 1 ст. 39 перечисляет условия, наступление которых является основанием для социального обеспечения. Это и определенные периоды в жизни человека, связанные с возрастом, и состояние здоровья либо трудоспособности (болезнь, инвалидность), и выполнение либо невозможность дальнейшего выполнения семейных обязанностей (воспитание детей, потеря кормильца). Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др.

К конститутивным признакам социального  обеспечения относятся:

- объективные основания, вызывающие  потребность в особом механизме  социальной защиты граждан, направленном  на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.);

- особые фонды как источники  социального обеспечения; 

- особые способы предоставления  средств к существованию; 

- закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

Объективные основания для социального  обеспечения воздействуют на способность  человека к труду. Именно они предопределяют потребность определенного числа  людей в получении от общества источника средств к существованию не в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактическо-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, т.е. если будет закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связаны с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.2

1.2 Цели, формы, адресность социального обеспечения

 

Провозглашенные в Конституции  цели политики Российской Федерации  как социального государства (ч. 1 ст. 7) предопределяют обязанность  государства заботиться о благополучии своих граждан, об их социальной защищенности, и, если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, с развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления целей социального государства.

Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает часть 2 статьи 39, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Большое значение для становления  эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся: учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.); категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы). Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

Важной положительной чертой законодательства России в этой области является принцип  многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

Ведущими организационно-правовыми  формами социального обеспечения  в настоящее время выступают  социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что в России созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями; денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации.

Частью 2 Налогового кодекса РФ (Часть 2) (СЗ РФ, 2000, N 32, ст. 3340) введен единый социальный налог, включающий и уплату сумм работодателями в Пенсионный фонд РФ. Ставка налога дифференцирована в зависимости от размера налоговой базы на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. Кроме того, в его формировании участвует государство с целью финансирования выплат пенсий и пособий военнослужащим, работникам МВД и их семьям, социальных пенсий, а также большинства видов пособий. По тем же правилам исчисляются и платежи налога в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования, а дотации государства в названные фонды также значительны. Для всех этих фондов аккумулирование средств происходит и за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств указанных фондов.

1.3Виды социального обеспечения

 

Основными видами социального  обеспечения являются пенсии, пособия, различные социальные услуги. Социальное обеспечение предоставляется в  денежной (пенсии, пособия) и натуральной  форме (социальное обслуживание).

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных  видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга и др.). 3

Законом устанавливаются  такие формы социального обслуживания как социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское  обслуживание); полустационарное и  стационарное обслуживание в специальных  учреждениях (домах-интернатах, пансионатах и др.); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь. В Законе определяется перечень основных гарантированных государством услуг.

Утвержден Федеральный  перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, включающий около 100 видов. Он является базовым, подлежит ежегодному пересмотру, при этом сокращение объема предусмотренных в нем услуг не допускается.

Граждане свободны в  выборе услуг. В установленных законом  случаях они могут им оказываться  бесплатно или с частичной  оплатой. Иногда граждане имеют право  самостоятельно определять из предусмотренных  законодательством вариантов форму социального обеспечения. Так, в соответствии с Федеральным законом они могут бесплатно получить набор гарантированных государством ритуальных услуг либо социальное пособие на погребение.

Информация о работе Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23