Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы конституционного права социального обеспечения 5
1.1. Понятие, признаки, права и условия социального обеспечения 5
1.2 Цели, формы, адресность социального обеспечения 7
1.3Виды социального обеспечения 10
1.4Негосударственные формы социального обеспечения 20
2. Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23
2.1 Конституционные гарантии социального обеспечения 23
2.2 Реализация всеобщности пенсионного обеспечения 23
2.3 Реализация права на социальное обеспечение независимо от наличия регистрации по месту жительства 31
2.4Нарушение конституционных прав при задержке выплаты пенсий 32
2.5 Недопустимость ограничения конституционных прав при временной нетрудоспособности 34
2.6 Перспективы развития социальной защиты населения 35
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Право на обеспечение по социальному  страхованию возникает со дня  наступления страхового случая. При этом право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

Страховые суммы в возмещение вреда  в случае смерти застрахованного  выплачиваются строго определенному  кругу лиц: несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет; учащимся старше 18 лет - до окончания учебы  в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет; женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности; одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо до изменения состояния здоровья. 7

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Обеспечение по страхованию осуществляется в различных формах: а) в виде пособия  по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем  и выплачиваемого за счет средств  на обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; б) в виде страховых выплат: единовременной выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти; ежемесячных выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти; в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной по обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи; санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания; протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованному для трудовой деятельности и в быту; обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче-смазочные материалы; профессиональное обучение (переобучение).

1.4Негосударственные формы социального обеспечения

 

Конституционная норма ч. 3 статьи 39 закрепила уже сложившийся опыт функционирования в России иных негосударственных форм социального обеспечения граждан. Правовой основой для создания в Российской Федерации таких форм послужил Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" (в ред. Указа Президента РФ от 12 апреля 1999 г. N 456 - САПП РФ, 1992, N 12, ст. 925; СЗ РФ, 1999, N 16, ст. 1967), который разрешил предприятиям, учреждениям, организациям, банкам, коллективам граждан, общественным объединениям учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. В нем также было установлено, что эти фонды осуществляют свою деятельность независимо от системы государственного пенсионного обеспечения и что выплаты из этих фондов производятся наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и предоставления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, которое заключается на основании утвержденного примерного договора.

В числе различных организационно-правовых форм негосударственного социального  обеспечения следует назвать  систему производственного обеспечения, т.е. обеспечения, предоставляемого предприятиями (хозяйствующими субъектами). В настоящее время на основе коллективных договоров (соглашений) в рамках этой формы выплачиваются единовременные пособия при выходе на пенсию, ежемесячные доплаты к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособиям по безработице, по уходу за ребенком, оказывается иная помощь семьям с детьми. Все эти выплаты осуществляются за счет текущих доходов предприятий.

Важную роль играют системы муниципального социального обеспечения, которые  позволяют существенно дополнять  во многих регионах страны уровень  государственных пенсий и пособий за счет дополнительных выплат и компенсаций. За их счет предоставляются и различные дополнительные льготы по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинского обслуживания.

11 августа 1995 г. принят ФЗ "О  благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (СЗ РФ, 1995, N 33, ст. 3340), который впервые в России дал легальное определение благотворительной деятельности, указав, что под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной) или на льготных условиях передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, по бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. 8

Различные благотворительные фонды  многое предпринимают по повышению уровня социальной защиты детей-сирот (только при живых родителях их в стране насчитывается 1 млн человек), по приспособлению среды обитания для удовлетворения нужд инвалидов, по оказанию содействия в развитии малого бизнеса с целью снижения уровня безработицы, по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам.

Создание благоприятного правового  режима для развития негосударственных  форм социального обеспечения, включая  благотворительность, позволит гармонично дополнить усилия государства по созданию нормального уровня жизни для миллионов пожилых и нетрудоспособных граждан страны.

 

2. Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита

2.1 Конституционные гарантии социального обеспечения

 

Часть 2 ст. 39 закрепляет важное правило о том, что государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. Наличие соответствующих  федеральных законов является необходимой  гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Такая государственная  периодическая денежная выплата, как  трудовая пенсия, устанавливается в  связи с трудовой и иной общественно  полезной деятельностью и подразделяется на несколько видов: пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин - 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

В ст. 39 говорится лишь о денежной форме социального обеспечения - о государственных пенсиях и  социальных пособиях. Однако в необходимых  случаях денежные выплаты могут  заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

2.2 Реализация всеобщности пенсионного обеспечения

 

К проблеме всеобщности пенсионного  обеспечения граждан Российской Федерации Конституционный Суд  обратился по делу о проверке конституционности  положений ст. 2, 5 и 6 Закона РФ от 2 июля 1993 г. "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан.

Оспариваемые нормы лишали права  на получение трудовых пенсий граждан, которые выехали за границу на постоянное жительство до 1 июля 1993 г., т.е. до даты введения в действие названного закона. В постановлении Суда от 15 июня 1998 г. указано, что, согласно ч. 1 ст. 39 Конституции, право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах. Трудовые пенсии назначаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которую законодатель признает общественной полезной, - они заработаны, заслужены предшествующим трудом, службой, выполнением определенных, значимых для общества обязанностей. Именно такой правовой природой пенсий предопределяются содержание и характер обязанностей государства (оно должно обеспечить их выплату и не может лишать граждан права на их получение).

Вопреки этим конституционным положениям в данном случае имело место такое  истолкование содержания норм Закона от 2 июля 1993 г., в результате которого прекращается как начисление, так и выплата трудовых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы России, хотя реализация этого важнейшего права человека не может увязываться с таким условием, как место проживания - в Российской Федерации или за ее пределами. 9

Иное, указал Конституционный Суд, означало бы: отказ Российского государства  от выполнения обязанности, вытекающей из ст. 39 (ч. 1, 2) Конституции; введение ограничения  права на трудовую пенсию, несовместимого с социально значимыми целями, установленными в ст. 55 (ч. 3) Конституции и ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; нарушение гарантированного Конституцией РФ равенства всех перед законом и судом (ст. 19, ч. 1), так как фактически устанавливаются дискриминационные, т.е. необоснованные и несправедливые, различия в праве на получение трудовых пенсий между пенсионерами, проживающими на территории России, и пенсионерами, постоянно проживающими за ее пределами, а также между проживающими за границей пенсионерами, выехавшими из России в разное время, - до 1 июля 1993 г. и после этой даты.

Конституционный Суд в обоснование  своих позиций привел еще один весомый аргумент. Так, устанавливаемый  законодательством порядок реализации гражданами права на получение трудовых пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27, ч. 1, 2). При наличии такого противопоставления двух конституционных прав, отметил Суд, нарушается принцип, провозглашенный в резолюции N 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. "Неделимость и взаимосвязь экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав", согласно которому все права человека и основные свободы неделимы и взаимосвязаны; развитие и защита одной категории прав никогда не могут служить предлогом или оправданием для освобождения государства от развития и защиты других прав.

Основываясь на приведенных правовых позициях, Конституционный Суд признал  положения ст. 2, 5 и 6 Закона РФ от 2 июля 1993 г. в той мере, в какой ими  по приведенным мотивам допускается  лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 г. либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории России, не соответствующими приведенным положениям Конституции.

Согласно резолютивной части постановления, дела обратившихся граждан были пересмотрены в установленном порядке, и они  стали получать назначенные им по российскому законодательству трудовые пенсии.

В Конституционный Суд поступало  также много жалоб от тех граждан России, проживающих постоянно за границей, которым пенсии по Закону РФ от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не назначались: органы социальной защиты населения отказывали им в назначении пенсий по старости со ссылкой на ст. 4 Закона.

1 марта 2001 г. Конституционный  Суд принял определение по  жалобам граждан В.Я. Мартенса  и Л.С. Столпнер, в котором указал  следующее. 

Закон РФ "О государственных  пенсиях в Российской Федерации", устанавливая виды пенсий, назначаемых в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, предусматривает, что общими основаниями, определяющими право на пенсию по старости, являются достижение пенсионного возраста - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также наличие общего трудового стажа - не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин (ст. 10). Что касается проживания на территории России как условия назначения пенсии гражданам Российской Федерации, то ни статья 10, ни иные статьи названного закона, регламентирующие назначение пенсий, такого требования не содержат.10

Вместе с тем, как свидетельствуют  представленные документы, правоприменительные  органы, отказывая заявителям в назначении пенсии, исходили из того, что данное условие вытекает из содержания ст. 4 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Так, в ответе Министерства труда и социального развития РФ на запрос Конституционного Суда указано, что статья 4, закрепляя принцип полного равенства прав на получение пенсии по названному закону для граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства и предусматривая проживание в Российской Федерации в качестве одного из оснований для приобретения права на пенсию для иностранных граждан и лиц без гражданства, тем самым предполагает, что такое условие, исходя из принципа равенства, должно действовать и в отношении российских граждан. Кроме того, ранее действовавшее пенсионное законодательство устанавливало, что гражданам, выехавшим на постоянное жительство за границу, пенсии не назначаются (ст. 117 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"), и если бы законодатель исходил из необходимости изменения данной нормы, то такое изменение было бы прямо оговорено в Законе РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Между тем подобное истолкование ст. 4 Закона РФ "О государственных  пенсиях в Российской Федерации" не имеет под собой достаточных  правовых оснований; некорректно оно  и с точки зрения юридической  логики, поскольку основано на том, что права граждан Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения производны от прав иностранных граждан и лиц без гражданства. Реализуя правовой принцип всеобщности социального обеспечения, данная статья закрепляет право иностранных граждан и лиц без гражданства на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России и определяет круг лиц, на которых оно распространяется: к ним относятся только те иностранные граждане и лица без гражданства, которые проживают в Российской Федерации. Таким образом, статья адресована исключительно иностранным гражданам и лицам без гражданства, регламентирует их права в сфере пенсионного обеспечения, не содержит никаких правоустанавливающих норм в отношении российских граждан и, следовательно, не может истолковываться как связывающая назначение пенсии гражданам Российской Федерации с условием проживания их на территории России.

Информация о работе Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23