Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы конституционного права социального обеспечения 5
1.1. Понятие, признаки, права и условия социального обеспечения 5
1.2 Цели, формы, адресность социального обеспечения 7
1.3Виды социального обеспечения 10
1.4Негосударственные формы социального обеспечения 20
2. Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23
2.1 Конституционные гарантии социального обеспечения 23
2.2 Реализация всеобщности пенсионного обеспечения 23
2.3 Реализация права на социальное обеспечение независимо от наличия регистрации по месту жительства 31
2.4Нарушение конституционных прав при задержке выплаты пенсий 32
2.5 Недопустимость ограничения конституционных прав при временной нетрудоспособности 34
2.6 Перспективы развития социальной защиты населения 35
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий  по реализации федерального социального  законодательства. Стратегия реформирования  социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении  величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные  задачи в этой сфере - расширение  возможностей граждан, пользующихся  бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы", часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

 

Заключение

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Система социального  обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

 Социального обеспечения  в России включает в себя  следующие виды:

- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери  кормильца, за выслугу лет,  социальные):

- пособия (временной  нетрудоспособности, беременности  и родам, многодетным и одиноким  матерям, на детей в малообеспеченных  семьях и военнослужащих срочной  службы, инвалидов детства и др.);

- содержание и обслуживание  престарелых и инвалидов в  специальных учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

- протезно-ортопедическую  помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

- льготы и преимущества  инвалидам. 

 И хотя всей системе  социального обеспечения присущи  общие черты, но в то же  время каждый вид имеет свои  особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности  механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Несмотря на позитивные тенденции повышения уровня реальных доходов населения, наметившиеся в 2000 году, уровень бедности продолжает оставаться довольно значительным. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения в 2000 году  составила 30,2%. Остается высоким уровень экономического неравенства: соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения - 13,7 раза.

В основу реформ в сфере  социальной поддержки населения  должен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно  в адресной форме и лишь тем  домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.

Чтобы высвободить необходимые  бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо упразднить большинство льгот, установленных федеральным законодательством, и передать полномочия по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходимо более широкое использование процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье. Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся  домохозяйствам на основе проверки нуждаемости приведет к значительному увеличению доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости позволят решить эту задачу только в том случае, если они будут хорошо адаптированы к местным условиям.

В связи с этим должна быть усилена методическая роль федеральных  органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра методик адресного  предоставления социальной помощи и  оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких методик, включая их адаптацию к местным условиям. При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.

 

Список  литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

2. Указ президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» от 27.09.2000 г. №1709 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2000.№40. Ст.3936

3. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686

4. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №167 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4832

5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№51. Ст.4831

6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№52. Ст.4920

7. Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 07.08.2000 г. №122 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.№33. Ст.3348

8. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. №81 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№12. Ст.2148

9. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.08.1996 г. №8 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.№3. Ст.1324

10. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» от 08.12.2003 г. №166 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.№50. Ст.485

11.Азарова Е.Г., Кондратьева З.А. Комментарий к Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". М. 2009

12.Акинфиев К.Б., Корякин ММ. Комментарий к Федеральному закону "О ветеранах", M.2010

13.Бабич А.М, Жильцов Е.Ж. Экономика социального страхования. М. 2008

14.Батыгин К. С, Симоненко Г.С. Пособия то государственному социальному страхованию. Законодательство и комментарии. М. 2010

15.Больничный лист. М. 2008

16.Братчикова Н.В. Комментарий к закону "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". М. 2009

17.Братчикова Н.В. Комментарий к закону "О негосударственных пенсионных фондах". М. 201

18.Братчикова Н.В. Особенности начисления пособия по временной нетрудоспособности // Право и экономика. 2009. №2

19.Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2009. №

20.Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. М. 2008

21.Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010

22.Долженкова ГД. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных // Журнал российского права. 2008. №

23.Захаров М.Ж, Севастьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству. М. 200

24.Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2010.

 

 

 

Глоссарий

Социальное обеспечение- это участие общества в содержании тех своих членов, которые из-за нетрудоспособности либо некоторых других не зависящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

           К конститутивным признакам социального обеспечения относятся-- объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.);

- особые фонды как источники  социального обеспечения; 

- особые способы предоставления средств к существованию;

- закрепление правил предоставления  социального обеспечения в законе.

Виды социального обеспечения- пенсии, пособия, выплаты.

 

1 Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010

2 Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2009. №8

3 Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2009. №8

4 Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010

 

5 Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2009. №8

6 Буянова М.О., Кондратьева ЗА., Кобзева СИ. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Особенная часть. М. 2010

 

7 Братчикова Н.В. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования // Право и экономика. 2009. №8

8 Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2010.

9 Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2010.

10 Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2010.

11 Захаров МЛ., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М. 2010.

Информация о работе Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23