Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:33, курсовая работа

Краткое описание

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права.

Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы конституционного права социального обеспечения 5
1.1. Понятие, признаки, права и условия социального обеспечения 5
1.2 Цели, формы, адресность социального обеспечения 7
1.3Виды социального обеспечения 10
1.4Негосударственные формы социального обеспечения 20
2. Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23
2.1 Конституционные гарантии социального обеспечения 23
2.2 Реализация всеобщности пенсионного обеспечения 23
2.3 Реализация права на социальное обеспечение независимо от наличия регистрации по месту жительства 31
2.4Нарушение конституционных прав при задержке выплаты пенсий 32
2.5 Недопустимость ограничения конституционных прав при временной нетрудоспособности 34
2.6 Перспективы развития социальной защиты населения 35
Заключение 39
Список литературы 42

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

В отдельных случаях  граждане имеют право выбора вида пенсии. Например, при наличии одновременно и права на получение пенсии по случаю потери кормильца, и права на пенсию по возрасту можно получать пенсию по любому из этих оснований.

Государственная политика в области социальной защиты касается и сферы предоставления различных льгот и компенсационных выплат, что также направлено на повышение уровня материальной обеспеченности граждан.

Количество предоставляемых  гражданину социальных услуг законом  не ограничивается и не зависит от получения (или неполучения) им других форм социального обеспечения. В некоторых случаях законодатель даже специально акцентирует это право, что предусмотрено, например, ст. 27, 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563).

Социальное обеспечение  осуществляется за счет системы социального  страхования и национальной системы  социального обеспечения. Фонды  социального страхования образуются в основном из страховых взносов  работодателей и дотаций государства. Работающие граждане уплачивают страховые взносы только в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако они могут участвовать и в пополнении Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования. В соответствии со ст. 22 ТК РФ обязательному социальному страхованию подлежат все работники. Национальная система социального обеспечения формируется в основном за счет налогов.

К системе социального обеспечения могут быть отнесены также некоторые гражданско-правовые формы обеспечения нетрудоспособных, например, возмещение вреда, алименты.

В ч. 1 ст. 39 предусмотрено, что социальное обеспечение гарантируется  в случаях, установленных законом. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), то по этим вопросам могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это положение относится и к ч. 2 ст. 39, в которой определено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государственные пенсии и социальные пособия являются основными  видами социального обеспечения. Социальная значимость, например, пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Поэтому не случайно, что гарантированность пенсий и пособий специально закрепляется Конституцией в отдельной норме.4

В настоящее время  законодательством предусмотрены  различные виды пенсий: по возрасту; за выслугу лет; по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальные пенсии. Они устанавливаются в виде периодических денежных выплат. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью выплачиваются трудовые пенсии. Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - СЗ Российской Федерации. 2001. N 52. Ст. 4920). Некоторые категории трудящихся имеют право на пенсию в более раннем возрасте, например, работавшие на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и другими тяжелыми условиями труда.

Государственные пенсии для отдельных категорий граждан  устанавливаются также специальными законами. К их числу, например, относятся  Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную  службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости РФ. 1993. N 9. Ст. 328); Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915) и др.

Реформирование действующей  системы пенсионного обеспечения  в России проводится в соответствии с Концепцией, одобренной Правительством Российской Федерации постановлением от 7 августа 1995 г. N. В ней, в частности, предусматриваются меры по развитию существующих форм пенсионного обеспечения путем установления трехуровневой системы пенсионного обеспечения: первый уровень - базовая пенсия (которая должна заменить социальную пенсию); второй - трудовая (социальная) пенсия; третий - негосударственные пенсии. В концепции также содержится ряд предложений по изменению: условий предоставления и размеров пенсий в зависимости от заработка и объема участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности страхования и величины взносов; порядка выплаты пенсий и их индексации; организации управления пенсионной системой; упорядочению пенсионных льгот в связи с условиями труда; персонификации учета страховых взносов.

Социальные пособия  представляют собой денежные выплаты, предоставляемые в целях компенсации временно утраченного заработка либо дополнения трудовых и иных законных доходов лиц (семей) в целях социальной поддержки при повышенных расходах, связанных, как правило, с рождением и воспитанием детей. Установлены различные виды пособий: по временной нетрудоспособности (в случае болезни, ухода за больным членом семьи, карантина и т.п.); по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременное пособие по случаю рождения ребенка; пособия гражданам, имеющим детей; пособие по безработице; пособие на погребение и др. 5

Для обеспечения гарантий стабильного повышения жизненного уровня одной из наиболее незащищенных категорий граждан РФ - пенсионеров, в декабре 2001 г. принят пакет законов по пенсионной реформе. Федеральный закон от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.02) устанавливает новый порядок расчета и выплаты трудовых пенсий. Федеральный закон от 15.12.01 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в ред. от 25.07.02) распространяется на тех, кому пенсии выплачиваются из федерального бюджета - государственных служащих, граждан, утративших здоровье при прохождении военной службы, в результате радиационных и техногенных катастроф. По этому же закону выплачиваются пенсии по инвалидности, потере кормильца и иные социальные пенсии. Принятый в этом же пакете базовый реформаторский закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 31.12.02) регулирует отношения между сторонами, участвующими в обязательном пенсионном страховании - застрахованным лицом, работодателем, перечисляющим за него пенсионные взносы и Пенсионным фондом РФ, аккумулирующим эти взносы и производящим выплату пенсий.

Некоторые вопросы пенсионного  обеспечения отдельных категорий  граждан установлены также Законами РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения  в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.03), от 15.01.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 11.12.02 с изм. от 24.12.02), от 19.02.93 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 10.01.03), от 12.02.93 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в ред. от 10.01.03) и др.

Социальная поддержка  нуждающихся в ней граждан  осуществляется также путем выплаты  социальных пособий. В этой сфере  действуют нормативные правовые акты: Федеральный закон от 19.05.95 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 25.07.02); Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (в ред. от 10.01.03) и некоторые другие.

Дополнительные по сравнению  с установленными законодательством  социальные льготы могут закрепляться также в коллективных договорах и соглашениях, в трудовых договорах с учетом экономических возможностей предприятия.

В законодательстве, принятом в области  социального обеспечения на федеральном  уровне нашли правовое закрепление  следующие положения:

- всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.д.);

- применение дифференцированного,  адресного подхода в обеспечении  различных социально-демографических  групп и слоев населения;

- использование комплексных мер  по социальной защите населения; 

- стремление государства зафиксировать  размер социальных выплат с  учетом минимального потребительского  бюджета; 

- демократизация, во многих случаях,  условий назначения и получения социальных выплат; предоставление возможности судебной защиты прав человека в этой области.

Конституция закрепляет право каждого  на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Такая  защита обеспечивается наряду с иными  мерами материальной поддержкой граждан, не имеющих работы и заработка, трудового дохода и официально признанных безработными.

Согласно Закону РФ "О занятости  населения в Российской Федерации", государство гарантирует безработным  гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии. Целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию. К гарантиям социальной поддержки безработных Закон относит и оплату периода их временной нетрудоспособности.

Перечисленные выплаты безработным относятся к выплатам, осуществляемым в рамках системы социального обеспечения. 6

Конституционный Суд также констатировал, что предусмотренная оспариваемым положением выплата, по существу, представляет собой пособие по временной нетрудоспособности, право на получение которого обусловлено наличием у безработного права на получение пособия по безработице (стипендии), производно от него и имеет своей целью возместить безработному временную потерю в связи с нетрудоспособностью гарантированного Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" пособия по безработице (стипендии), компенсировать этот утраченный доход. Поэтому в тех случаях, когда пособие по безработице временно нетрудоспособному безработному не выплачивается, как это установлено названным законом, ему должен быть предоставлен иной источник средств к существованию по системе социального обеспечения.

Практически упомянутый закон не содержит каких-либо мер материальной поддержки  тех безработных граждан, чья  нетрудоспособность продолжается свыше 30 календарных дней. Не решает вопроса и эпизодически оказываемая материальная помощь. Учитывая приведенные аргументы, Конституционный Суд пришел к выводу, состоящему в том, что при продолжении временной нетрудоспособности более 30 календарных дней безработный гражданин практически остается без материальной поддержки государства.

Между тем отсутствие у безработного в этот период каких-либо средств  к существованию может поставить  под угрозу его жизнь и здоровье, повлечь стойкую утрату трудоспособности (инвалидность). По сути, посчитал Суд, этой нормой безработный лишается права на социальное обеспечение за период временной нетрудоспособности, превышающей 30 календарных дней, что не соответствует Конституции, ее ст. 39 (ч. 1).

ФЗ от 30 апреля 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"" ст. 28 "Гарантии социальной поддержки безработных" Закона РФ от 19 апреля 1991 г. была изложена в новой редакции; в частности, в ней установлено, что государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности. Тем самым прежняя норма о приостановлении выплаты пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработного утратила силу, равно как и норма ограничительного характера о сроках выплаты безработному пособия по временной нетрудоспособности.

Страхование от несчастных случаев

24 июля 1998 г. принят ФЗ "Об обязательном  социальном страховании от несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым в Российской Федерации устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях.

Обязательное социальное страхование  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования. Им предусматривается: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных, установленных настоящим ФЗ случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Гарантии реализации конституционного права на социальное обеспечение и судебная защита 23