Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 18:06, реферат
Конфликты между людьми возникли и возникают ровно столько времени, сколько существует человек.
В первобытном обществе конфликты, которые люди не могли решить на своем уровне, выносились на суд старейшин, где и выносилось главное решение.
В рабовладельческом обществе все решали рабовладельцы.
В феодальном же обществе решения выносились монархом единолично и единовластно. Зачастую концентрирование власти в руках одного человека вело к тяжким последствиям, к грубой тирании амбициозной личности главы государства. Это было невыносимо не только для низших слоев общества, но и для господ, занимавших более высокое положение в обществе.
1.Введение. Стр.2
2.Конституция- основа судебной власти. Стр.2
2.1 Понятие, признаки судебной власти. Стр.4
2.2 Гарантии государства в защите прав человека. Стр.8
2.3 Роль суда в защите прав человека. Стр.10
2.4 Классификация судов. Стр.10
2.5 Принципы осуществления правосудия. Стр.14
3. Заключение. Стр.16
4. Список литературы. Стр.18
2.1 Понятие, признаки судебной власти. Стр.4
2.2 Гарантии государства в защите прав человека. Стр.8
2.3 Роль суда в защите прав человека. Стр.10
2.4 Классификация судов. Стр.10
2.5 Принципы осуществления правосудия. Стр.14
3. Заключение. Стр.16
4. Список литературы.
Стр.18
Конфликты между людьми возникли и возникают ровно столько времени, сколько существует человек.
В первобытном обществе конфликты, которые люди не могли решить на своем уровне, выносились на суд старейшин, где и выносилось главное решение.
В рабовладельческом обществе все решали рабовладельцы.
В феодальном же обществе решения выносились монархом единолично и единовластно. Зачастую концентрирование власти в руках одного человека вело к тяжким последствиям, к грубой тирании амбициозной личности главы государства. Это было невыносимо не только для низших слоев общества, но и для господ, занимавших более высокое положение в обществе.
Много
размышлявшие над этим люди, пришли к такому
логическому выводу, что необходимо разделить
государственную власть, в результате
чего власть была разделена на:
Законодательная власть (принадлежащая парламенту)
Исполнительная власть (принадлежащая правительству)
Судебная власть (принадлежащая суду).
Исполнение законов,
осуществление субъективных прав, охрана
и защита всей системы права вот функции
судебной власти.
2. Конституция - основа судебной власти
Так как в соответствии
с основами конституционного строя Российской
Федерации государственная власть осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную власти, органы
которых являются самостоятельными.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
В систему органов
правосудия Российской Федерации входят:
Конституционный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации и
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
В систему органов правосудия входят и
военные суды.
В гл.7 Конституции
РФ закреплены основы правового статуса
судей, единые для всех органов правосудия.
Судьями могут быть граждане Российской
Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее
юридическое образование и стаж работы
по юридической профессии не менее 5 лет.
Федеральным законом могут быть установлены
дополнительные требования к судьям.
Судьи Конституционного
Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного
Суда назначаются Советом Федерации по
представлению Президента Российской
Федерации. Судьи других федеральных судов
назначаются Президентом Российской Федерации
в порядке, установленном федеральным
законом (ст. 128 Конституции РФ).
В Конституции РФ
содержатся и другие положения, закрепляющие
основы статуса судей, одновременно являющиеся
принципами правосудия.
Согласно ст. 120
Конституции «суды независимы и подчиняются
только Конституции Российской Федерации
и федеральному закону). Суд, установив
при рассмотрении дела несоответствие
акта государственного или иного органа
закону, принимает решение в соответствии
с законом.
В Конституции РФ
закреплен принцип несменяемости судей.
Полномочия судьи могут быть прекращены
или приостановлены не иначе как в порядке,
определяемом федеральным законом.
В соответствии
со ст. 123 Конституции РФ разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание дела
в закрытом заседании допускается в случаях,
предусмотренных федеральным законом.
Заочное разбирательство уголовных дел
в судах не допускается, кроме случаев,
предусмотренных федеральным законом.
Судопроизводство осуществляется на основе
состязательности и равноправия сторон.
В случаях, предусмотренных федеральным
законом, судопроизводство осуществляется
с участием присяжных заседателей.
Финансирование
судов производится только из федерального
бюджета и должно обеспечивать возможность
полного и независимого осуществления
правосудия в соответствии с федеральным
законом.
Ряд принципиальных
положений, относящихся к осуществлению
правосудия, содержится в нормах гл.2 Конституции
РФ «Права и свободы человека и гражданина».
К их числу можно отнести закрепление:
равенства перед законом и судом (ст.19);
права на жизнь и исключительный характер
смертной казни (ст.20); охраны достоинства
личности и запрета на пытки, насилие,
жестокое и унижающее человеческое достоинство
обращение или наказание (ст.21); права на
свободу и личную неприкосновенность
(ст.22); неприкосновенности жилища (ст.25);
охраны права частной собственности (ст.35);
государственной защиты прав и свобод
(ст.45); судебной защиты прав и свобод (ст.46);
права на рассмотрение дела в том судье
и тем судьей, к подсудности которых оно
отнесено законом (ст.47); права на гарантированную
квалифицированную юридическую помощь
(ст.48); права на помощь адвоката с момента
задержания, заключения под стражу или
предъявления обвинения (ст.48); презумпции
невиновности (ст.49); запрета на повторное
осуждение за одно и тоже преступление;
запрета на использование доказательств,
полученных с нарушением федерального
закона; права на пересмотр приговора
вышестоящим судом, а также права на помилование
или смягчение наказания (ст.50); положение
о том, что никто не обязан свидетельствовать
против самого себя, супруга и близких
родственников (ст.51); права потерпевших
на защиту от преступлений и злоупотреблений
властью и компенсацию причиненного ущерба
(ст.52); права на возмещение вреда (ст.53);
запрета обратной силы закона, устанавливающего
или отягчающего ответственность (ст.54)
и др.
Вопросы организации
судебной власти и осуществления правосудия
регулируются федеральными законами.
Их содержание будет подробно рассматриваться
в ходе изучения таких дисциплин как «правоохранительные
органы», «уголовный процесс», «гражданский
процесс» и др.
Судебная власть - одно из проявлений государственной власти в целом. Следовательно, её понятие производно от общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности.
Общее понятие власти, как известно, категория многоаспектная и многоликая. В него нередко включают, прежде всего, способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью таких средств, как авторитет, волевое влияние, правовые веления, принуждение и т.п.
Другими словами, власть - это не какое - то лицо, орган, объединение, учреждение. Они - действующие лица, но не власть. Они лишь реализуют предоставленную им возможность (способность) делать что - то, влиять на чьи - то поступки, достигать какой-то цели.
Более узким является понятие государственной власти. В отличие от общего это понятие персонифицировано. Властью государственной (политической) принято стать возможность и способность народа и (или) государства в лице его органов оказывать воздействие на поведение людей и в целом на процессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения, принуждения либо иных способов
Ещё уже понятие судебной власти. Это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а лишь суд, который обладает присущими только ему возможностями и способностями воздействия на поведение людей, а через это - и на процессы, происходящие в обществе. Поэтому судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.
Чарыев М. Р. судебную власть рассматривает в пяти аспектах - функциональном, институциональном, организационном, регулятивном и идеологическом.
Функциональный аспект судебной власти предполагает выделение направлений ее деятельности; институциональный предусматривает рассмотрение ее в качестве самостоятельного института государственной власти; организационный удобен для характеристики системы, структуры, полномочий судов, определения подсудности дел; регулятивный включает в себя социальные нормы, регулирующие деятельность субъектов, входящих в судебную систему, связи между ними, закрепляет их права и обязанности; идеологический воздействует на правовую культуру граждан, связан с воздействием судебной власти на сознание людей, формированием их мировоззрения относительно судебной власти.
В соответствии с ч.2 ст.118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Субъектом судебной власти является суд, обладающий исключительными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.
Судопроизводство, т.е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.
Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.
Судебная власть характеризуется следующими основными признаками:
Судебная власть - вид государственной власти. Она - одна из трех самостоятельных ветвей власти.
1.Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами - судами. Они являются ее непосредственными носителями.
2.Федеральный суд - орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.
Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3. Исключительность судебной власти - признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его к уголовному наказанию.
Конституция запрещает создание чрезвычайных судов, в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.
4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и федеральным конституционным законом о судебной системе. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов.
5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону. Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе.
Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих - то санкций или утверждения.
Информация о работе Судебная власть как орган защиты нарушенных прав и свобод