Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Политика проводимых в России экономических и административных реформ затронула фундаментальные основы жизнедеятельности личности, коллективов, общества в целом: отношения собственности, управление, стимулы, интересы, право. Осуществление таких коренных преобразований не могло не вызвать коллизий, противоречий, кризиса все экономической системы. Мы пережили сильный спад производства, дестабилизацию валютного рынка. К этому следует добавить, что реформы вызвали небывало высокую степень рассогласования экономических интересов государства и отдельных субъектов хозяйствования, процесс саморазрушения сложившегося народно-хозяйственного комплекса и системы управления им, чрезмерное отставание правовой базы от происходящих в экономике перемен, законодательства и реально происходящих в обществе процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29

3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71

Файлы: 1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

Специалисты полагают, что достойная жизнь семьи начинается с того момента, когда ее затраты на продовольствие составляют менее 30% от доходов. По оценкам, 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. По данным Росстата, в 2006 г. один россиянин тратил на приобретение продовольственных товаров более 42,7% своего заработка. С точки зрения развитых государств это очень много. Приведенная структура семейных расходов свидетельствует о бедности значительной части россиян. Для сравнения: население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии — 12,4%, в Швеции — 11,8%, в США - 8,7%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР доля расходов на питание составляла в 70-х гг. — 35-40%, в 80-х гг. — 25-30%.

До 90-х гг. в России к числу бедных относился довольно узкий круг лиц, имеющих определенные демографические характеристики: преклонный возраст, плохое здоровье, одинокие матери и т. п. Определенную роль играли низкая квалификация, территориальные различия. В целом социально-экономические факторы уступали место семейно-демографическим. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что помимо традиционно уязвимых вышеперечисленных групп в категорию бедных попадают новые большие группы — безработные, работающие с детьми, военнослужащие, то есть категории экономически активного населения, которые способны и должны своим трудом самостоятельно обеспечить необходимый уровень благосостояния.

Несомненную опасность для общества представляет тот факт, что наибольшую долю в структуре бедных домохозяйств занимают полные семьи с 1-2 детьми. Рождение ребенка, сопряженное со значительными финансовыми расходами, приводит к тому, что молодые родители оказываются за чертой бедности. Таким образом, с одной стороны, общество лишается стимулов для повышения рождаемости. Демографическая ситуация в настоящее время в России в целом неблагополучна: наблюдается естественная убыль населения, идет процесс его старения, сокращается средняя продолжительность жизни. Депопуляция населения обнаружилась в 1992 г. (составила 1,5 %о) и продолжается по сегодняшний день (6,5%о). По численности населения Россия сегодня находится на седьмом месте. Если оправдаются прогнозы ООН, то к 2050 г. она выпадет из первой десятки самых крупных по населению государств мира. С другой стороны, ухудшается качество рабочей силы, поскольку бедные родители не могут дать своим детям образование, которое позволило бы претендовать на хорошую зарплату. Кроме того, бедность — это еще и ухудшение здоровья. Доля здоровых новорожденных в течение 7 последних лет снизилась с 48% до 36%. Ожидаемая продолжительность жизни россиян составляет на сегодня 63,4 года. Для сравнения: ожидаемая продолжительность жизни в Японии составляет 82 года, в США — 77,4 года, в Германии — 78,7 года. Предельно-критическое значение продолжительности жизни населения — 70 лет. Снижение данного показателя говорит об ухудшении здоровья нации, интенсивной депопуляции и вымирании населения страны.

Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. В обществе зреет протест против проводимой социально - экономической политики: Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в результате улучшения экономической ситуации в стране, роста реальных доходов населения наблюдается снижение числа выступлений трудящихся за свои права, что свидетельствует о возрастающей социальной стабильности общества. Однако, по данным опроса, проведенного социологами из «Левада - центра», 28% россиян признались, что считают возможными массовые выступления в защиту прав в своем городе или районе. Пять лет назад таких признаний было в два раза меньше — 15%. Вызванное недостаточно продуманными способами реформирования экономики падение уровня жизни в последние годы стало едва ли не главным препятствием к осуществлению необходимых реформ и обеспечению высоких темпов экономического роста. Социальные противоречия в обществе на сегодняшний день еще не приняли острой и открытой формы благодаря двум группам факторов: компенсирующему эффекту ряда институциональных нововведений и силе социальной инерции, позволяющей в течение определенного времени избегать открытого кризиса системы.

       Регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено прежде всего на преодоление бедности, которая приняла массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить прежде всего из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования — государственный бюджет. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После пятнадцати лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Однако эффективность экономических реформ и обеспечение на их основе экономического роста возможны только тогда, когда параллельно с ними формируется динамичная и гибкая социальная структура. В работах современных отечественных и зарубежных экономистов преобладает мнение, что основным признаком такой структуры является рост, расширение среднего класса, средних слоев.

 

4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года.

Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года утверждена указом Президента от 12 мая 2009 года под номером 537. Общими ее положениями являются: основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства; основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов; силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, а также в сфере общественной безопасности.

Данная Стратегия также рассматривает современный мир и Россию, их состояние и тенденции развития. Вот некоторые положения: Россия будет способствовать укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции, инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь регионального значения; в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов защиты государственного суверенитета и национальных интересов.

Эта Стратегия также представляет национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета РФ;

Одно из положений данной стратегии  является обеспечение национальной безопасности. Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам РФ.

Следующим пунктом Стратегии является национальная оборона. Военная безопасность обеспечивается путем развития и совершенствования военной организации государства и оборонного потенциала, а также выделения на эти цели достаточного объема финансовых, материальных и иных ресурсов.

Одним из ключевых пунктов в данной Стратегии является государственная и общественная безопасность. Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности РФ; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц; уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур. Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Следующим важным моментом данной Стратегии является повышение качества жизни российских граждан. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности. Источниками угроз национальной безопасности могут стать такие факторы, как кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов. Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе определяется продовольственная безопасность и гарантированное снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами. В целях развития фармацевтической отрасли формируются условия для преодоления ее сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков.

Экономический рост характеризуется  следующей стратегией экономической  безопасности РФ: обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в РФ; недостаточная эффективность государственного регулирования национальной экономики, снижение темпов экономического роста, появление дефицита торгового и платежного баланса, сокращение доходных статей бюджета могут привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране; Одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является энергетическая безопасность; в интересах обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе развиваются конкурентоспособные отрасли экономики и расширяются рынки сбыта российской продукции, повышается эффективность топливно-энергетического комплекса, расширяется использование инструментов государственно-частного партнерства для решения стратегических задач развития экономики и завершения формирования базовой транспортной, энергетической, информационной, военной инфраструктуры.

Также в Стратегию экономической  безопасности России входят: наука, технологии, образование, здравоохранение, культура, экология рациональное природопользование.

Развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Стратегическими целями обеспечения  национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются: 
увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Стратегическими целями обеспечения  национальной безопасности в сфере культуры являются: расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

Стратегическими целями обеспечения  экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Переходное состояние российской экономики, необходимость преодоления кризисных явлений настоятельно требуют существенного расширения экономических и политических отношений с развитыми странами мира. Страна нуждается в иностранных капиталах и инвестициях, в передовых технологиях, в импорте продовольствия и потребительских товаров. В то же время расширение этих связей не должно приводить к экономической зависимости страны, к потере ею своей безопасности. После окончания «холодной войны» и снижения военной угрозы на первое место выходят проблемы экономической безопасности.

Информация о работе Экономическая безопасность России