Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Политика проводимых в России экономических и административных реформ затронула фундаментальные основы жизнедеятельности личности, коллективов, общества в целом: отношения собственности, управление, стимулы, интересы, право. Осуществление таких коренных преобразований не могло не вызвать коллизий, противоречий, кризиса все экономической системы. Мы пережили сильный спад производства, дестабилизацию валютного рынка. К этому следует добавить, что реформы вызвали небывало высокую степень рассогласования экономических интересов государства и отдельных субъектов хозяйствования, процесс саморазрушения сложившегося народно-хозяйственного комплекса и системы управления им, чрезмерное отставание правовой базы от происходящих в экономике перемен, законодательства и реально происходящих в обществе процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29

3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71

Файлы: 1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

   В реализации этих задач должна быть усилена роль государства. Основными формами участия государства в регулировании регионального развития могут быть размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд; участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной системы их реализации; осуществление государственной поддержки федеральных программ регионального развития; взаимодействие федеральных и региональных бюджетных систем с целью поддержки депрессивных регионов.

   В условиях переходного периода, когда еще сохраняются диспропорции между внутренними и мировыми ценами на основные энергоносители и некоторые сырьевые товары, расширяется экономическая самостоятельность хозяйственных субъектов и регионов, требуется сохранение, а в ряде случаев усиление определенных рычагов государственного контроля и координации в рамках единой внешнеторговой политики.

       Наиболее важными задачами на переходный период в области внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность, должны стать продолжение курса на либерализацию внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство; дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения; поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на -товарных мировых рынках; проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке; обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания; обеспечение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам; обеспечение бесперебойной работы транспортных артерий, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Большие задачи стоят в области борьбы с экономической преступностью. Необходимо активизировать противодействие разгулу организованной преступности, что проявляется в нарушении прав человека в сфере экономической деятельности; в усилении потенциала организованной преступности, расширении и углублении процесса криминализации экономических отношений; контроле и активном использовании преступными сообществами в своих интересах десятков тысяч хозяйствующих субъектов, сотен банковских структур; проникновении коррупции во все сферы деятельности органов власти, управления и правоохранительные органы.

Для борьбы с этими проявлениями необходимо на федеральном и региональном уровнях принять меры, обеспечивающие в первую очередь отражение угроз экономической преступности, наносящих ущерб конституционному строю Российской Федерации, социальной стабильности общества, экономической мощи государства, обороноспособности страны, интересам государства во внешнеэкономической деятельности.

Важные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой прежде всего требует четкого определения задач федерального, регионального и местного уровня и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти. Для поддержания экономической безопасности необходимо обеспечить оптимальную стабильность действий по всем направлениям экономических реформ, включая создание нормативно-правового пространства, новых институтов управления и институциональных преобразований; создание механизма разрешения спорных вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере экономических отношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; гармоничное развитие экономических и политических отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья с учетом взаимных интересов и обеспечения экономической безопасности России. Осуществляемые в стране мероприятия по совершенствованию структуры органов исполнительной власти — одно из важных направлений решения этих задач.

Обеспечение экономической безопасности России требует прежде всего укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также рационализации механизмов выработки и формирования экономической политики.

3.4. Механизмы реализации экономической безопасности.

Выполнение задач и мер по обеспечению экономической безопасности предполагает разработку соответствующего механизма ее реализации.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны — это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Он включает следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
  • выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, переступив которые общество может вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов;
  • деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны. Такая работа проводится во многих странах мира. Однако для России она имеет особое значение. Дело в том, что переходная российская экономика характеризуется целым рядом серьезных межотраслевых диспропорций и острой нехваткой ресурсов (особенно финансовых), чрезмерной неустойчивостью экономических показателей, прежде всего финансовых. В связи с этим возрастают роль и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и глубине охвата объектов наблюдения, качества информации и т. д. Среди множества показателей, с помощью которых отслеживается ситуация, приоритетное значение имеют такие абсолютные показатели и их динамика, как ВВП, промышленное производство, инвестиции в процентах к ВВП, сельскохозяйственное производство, доходы от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в процентах к ВВП, доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия и продукции производственно-технического назначения, доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, уровень безработицы, дефицит бюджета, внутренний и внешний долг в процентах к ВВП, объем ценных бумаг, размещенных за рубежом, и др.

   Что касается оценки пороговых и фактических значений показателей безопасности экономики, то это относительно новое направление исследований в отечественной экономической науке. Для реализации стратегических целей и решения задач по предотвращению экономических угроз необходимо знать объективные количественные критерии, позволяющие судить об уровне опасности или безопасности экономики. Такими критериями являются количественные и в определенной мере качественные параметры, или пороговые значения, состояния экономики. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически о реальном подрыве экономической безопасности.

Возмещение ущербов, связанных с превышением пороговых значений по тем или иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресурсов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Речь идет о материальных запасах и резервах производственного и непроизводственного назначения, дополнительных транспортных возможностях для переброски материальных ресурсов в зоны критических ситуаций, резервных мощностях в энергетических отраслях, запасах потребительских товаров для оказания социальной помощи населению, валютных резервах, возможностях международной поддержки и др.

Важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Современное социально-политическое положение России определяет исключительную актуальность постоянной государственной деятельности в этой области. Основными показателями этой деятельности являются следующие.

Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации.

Во-вторых, организация работы в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, а правительство страны координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных актов.

В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ. Порядок проведения указаний экспертизы определяет Президент Российской Федерации. Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением.

Следует подчеркнуть, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо обеспечить оптимальное воздействие государства на процесс общественного воспроизводства путем устойчивого регулирования экономики, а именно путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленное регулирование структурных преобразований и денежно финансовых потоков для поддержания экономической безопасности Российской Федерации.

 

Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России.

4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов.

Об уровне социально-экономического развития страны в современных условиях судят не столько по наличию у нее ресурсов, сколько по способности эффективно их использовать для достижения поставленных целей. Общая оценка такой способности дается в первую очередь на основе ключевых макроэкономических показателей.

Современные черты развития экономики России имеют двоякую окраску: с одной стороны, они свидетельствуют о приобретении национальной экономикой новых качественных свойств в условиях сложившейся конъюнктуры на мировом рынке природных ресурсов, а с другой — о формировании тормозящих эффектов в результате значительного исчерпания факторов экономического роста, действовавших в последние годы.

На начальном этапе рыночных преобразований в России ее ВВП довольно масштабно сокращался: падение суммы ВВП составило более 60%. Эта тенденция начала меняться с 1999 г., когда прирост реального ВВП по отношению к предыдущему году впервые оказался положительной величиной и составил 6,4%. В периоде 1999 по 2008 г. ВВП России рос устойчивыми темпами и увеличился примерно в 5,3 раза. При этом ежегодный прирост ВВП в этот период оказался намного выше аналогичного показателя ведущих стран мира. Если в развитых странах ежегодный рост ВВП в среднем составляет 2,6%, то в России — около 7%.     

Однако, говоря о высоких темпах роста российского ВВП в предкризисный период, следует учитывать, во-первых, его принципиально различный базовый уровень в России и экономически развитых странах и, во-вторых, что особенно в последние годы существенная часть прироста ВВП России приходилась на повышение цен (2001 г. -22,8; 2002 г. - 14,2; 2003 г. - 15,4; 2004 г. - 36,9; 2005 г. -17,1; 2006г. - 15,6 и 2007г. - 16,4%).

Последнее обстоятельство вызывает необходимость оценки динамики реального ВВП с исключением фактора цен при помощи дефлятора и проведение международных сравнений, особенно с развитыми странами мира. С учетом дефлятора реальный прирост ВВП значительно ниже, а в 2001 и 2004гг. наблюдалось его падение. Если же обратиться к сопоставлению показателей ВВП надушу населения в России и США, то в США в 2007 г. ВВП на душу населения достиг величины более чем в 40тыс. долл., тогда как в России аналогичный показатель на тот же период по официальному курсу составил только 9,6тыс. долл., или в 4 с лишним раза меньше.

Что касается оценки дальнейших перспектив развития российской экономики, то здесь  мнения сильно разнятся. Так, аналитики  ОЭСР ожидают прироста показателя ВВП  России в 2009 г. на 2,3 %, а специалисты МВФ - на 3,5 %. В то же время даются более пессимистические прогнозы о том, что финансовый кризис и связанное с ним падение цен на традиционные товары российского экспорта приведет к падению ВВП и дефициту бюджета уже в 2009 г.

Информация о работе Экономическая безопасность России