Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Политика проводимых в России экономических и административных реформ затронула фундаментальные основы жизнедеятельности личности, коллективов, общества в целом: отношения собственности, управление, стимулы, интересы, право. Осуществление таких коренных преобразований не могло не вызвать коллизий, противоречий, кризиса все экономической системы. Мы пережили сильный спад производства, дестабилизацию валютного рынка. К этому следует добавить, что реформы вызвали небывало высокую степень рассогласования экономических интересов государства и отдельных субъектов хозяйствования, процесс саморазрушения сложившегося народно-хозяйственного комплекса и системы управления им, чрезмерное отставание правовой базы от происходящих в экономике перемен, законодательства и реально происходящих в обществе процессов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… .4
Глава I: Сущность, виды и основные показатели экономической безопасности………………………………………………………………………6
1.1. Определение экономической безопасности и ее виды…………………….6
1.1.1. Финансовая безопасность………………………………………………….6
1.1.1.1. Роль финансовой системы в национальной безопасности страны……7
1.1.2.Энергетическая безопасность………………………………………………8
1.1.3. Оборонная безопасность…………………………………………………...9
1.1.4. Оборонно – промышленная безопасность………………………………. 9
1.2. Уровни экономической безопасности………………………………………9
1.3. Объекты, субъекты показатели экономической безопасности. Пороговые значения экономической безопасности………………………………………...11
Глава II: Классификация угроз экономической безопасности………………13
2.1.Угрозы экономической безопасности. Внутренние и внешние угрозы. Внутренние и внешние составляющие экономической безопасности……….13
2.2. Структурная деформация экономики……………………………………...17
2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала………………………………19
2.4. Зависимость от импорта продовольствия…………………………………20
2.5. Отток капитала………………………………………………………………21
2.6. Имущественное расслоение населения……………………………………23
2.7. Проблемы государственного внешнего долга…………………………….24
2.8. Чрезмерная открытость экономики………………………………………..25
2.9. Криминализация экономики………………………………………………..26
2.10. Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера…………………………………………………………………………27
Глава III: Стратегические цели, меры, задачи и механизмы обеспечения экономической безопасности…………………………………………………...29

3.1. Цели обеспечения экономической безопасности…………………………29
3.2. Методы по обеспечению экономической безопасности………………….30
3.3. Задачи по обеспечению экономической безопасности……………...........31
3.4. Механизмы реализации экономической безопасности…………………..38
Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России…………………………………………………………….42
4.1. Оценка экономической безопасности России на основе макроэкономических индикаторов……………………………………………..42
4.2. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России…………………………………………………………….56
4.3. СТРАТЕГИЯ национальной безопасности Российской Федерации до 2020года………………………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………...69
Список используемой литературы…………………………………………...71

Файлы: 1 файл

Экономическая безопасность России.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

       Выхода из инвестиционного  и инновационного кризиса, обеспечение  экономической безопасности в  этой ключевой сфере можно достичь с помощью активации инвестиционной деятельности по обновлению основного капитала; выделения приоритетов и направлений современного экономического роста, прежде всего капитального строительства; создания холдинговых компаний в виде строительно-финансовых корпораций, формирования финансово-промышленных групп по замкнутым воспроизводственным и технологическим структурам; осуществления мер по стимулированию частных инвестиций; создания условий для трансформации накоплений и сбережений населения в инвестиции.

2.3. Снижение топливно-сырьевого потенциала.

       В последние годы все более четко проявляется тенденция к наращиванию поставок из России на мировые рынки сырья и невозобновляемых энергоресурсов. В настоящее время Россия экспортирует значительную часть основных видов сырья: нефти – 41 – 45%, нефтепродуктов – 30 – 34, газа – 30 – 33, меди – 85 – 90, никеля – 97, алюминия – 99% от общего объема производства. По оценкам специалистов, в ближайшие годы недостаток топливно-энергетических ресурсов для внутреннего потребления будет усиливаться. Следует заметить, что сложившийся в общественном сознании стереотип о «неисчерпаемости» наших полезных ископаемых является вымыслом. Фактические данные говорят об  их исчерпаемости в относительно короткие сроки. По ориентировочным подсчетам экономистов, разведанных запасов некоторых видов полезных ископаемых (при современных объемах и добычи) хватит: нефти на 39 лет, газа – на 77, угля – на 60 – 180, железной руды – на 42 года, меди – на 40 лет, никеля – на 28, свинца – на 15, кобальта – на 42 года, титана – на 22, сурьмы – на 14 лет. С точки зрения экономической безопасности сохранение такого положения объективно способствует усилению чрезмерной зависимости страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых природных богатств, включая и стратегические ресурсы.

        Решение данной задачи невозможно обеспечить с помощью одноразовых мер. Ее можно решить на основе тщательно продуманной стратегии структурной перестройки российской экономики. Выйти из кризисной ситуации без продажи за рубеж сырьевых ресурсов практически невозможно. Особенно когда для этого складывается благоприятная конъюнктура мирового рынка.

2.4. Зависимость от импорта продовольствия.

       Усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам создает несомненную угрозу экономической безопасности страны, опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными фирмами. Речь идет о необходимости ослабления импортной зависимости, о разумной мере продовольственного импорта. Разумеется, было бы неправильным совершенно отказаться от импорта, поскольку это привело бы к потере экономических выгод, снижению конкуренции отечественных товаропроизводителей, способствовало бы усилению национальных монополий в этой сфере и т.д. Мировой опыт свидетельствует, что страна сохраняет свою независимость, если доля импорта к внутреннему потреблению колеблется в пределах 20 – 25%. Опасность превышения этой черты с очки зрения обеспечения экономической безопасности страны состоит в том, что сохранение такой ситуации может привести к диктату цен, а также к разрушению отечественного производства, захвату российского внутреннего рынка.

       Первоочередными мерами по ослаблению опасности импортной зависимости являются финансовая поддержка со стороны государства отечественных производителей, способных производить те виды продукции, которые в настоящее время закупаются в других странах; применение более гибкой системы таможенных пошлин, определение отраслей экономики, нуждающихся в таможенной защите; диверсификация импорта; введение государственной монополии на ввоз лекарственных препаратов, алкоголя и табачных изделий, зерна, а также на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов, с тем чтобы упорядочить внешнюю торговлю ими, увеличить доходы бюджета и обеспечить по таким товарам, как зерно и нефтепродукты, гарантированное снабжение внутреннего рынка по обоснованным ценам; пересмотр и упорядочение всей законодательной и нормативно-правовой базы внешней торговли, приведение ее в соответствие с мировой практикой, нормами Всемирной торговой организации (ВТО).

2.5. Отток капитала.

        Одним из проявлений угрозы безопасности российской экономики является отток российского капитала за границу. Следует отметить, что это не является сугубо российским явлением. Как свидетельствует мировой опыт, частный капитал всегда чутко реагирует на угрозы политической и экономической стабильности, и, когда такие угрозы реально возникают, средством сохранения капитал избирает заграничные вложения. В этой связи перед странами, в которых это явление получает нежелательные формы и масштабы развития, возникают, по крайней мере три проблемы: а) изучение мотивов оттоков капиталов; б) разработка мер по его возвращению; в) выработка мер о предотвращению дальнейшего оттока капитала.

       Отток капитала представляет собой такой вывоз капитала из страны, который мотивируется не соображениями коммерческой целесообразности, а исключительно соображениями его сохранности и безопасности. Если рассматривать движение капитала таким образом, то он выглядит как естественное  поведение определенных групп состоятельной части населения в условиях несоответствия политических условий их ожиданиям и представлениям о нормальной обстановке для функционирования предпринимательства. Отрицательные последствия этого явления  в том, что массированная утечка капитала из страны приводит к нехватке ресурсов для сохранения жизнеспособности и обеспечения роста отечественной национальной экономики, вынуждает государство прибегать к иностранным займам и кредитам, предпринимать специальные энергичные усилия для привлечения иностранных инвестиций.

       К числу наиболее существенных побудительных мотивов вызывающих отток капитала, относится высокий уровень инфляции; незащищенность собственности; недостаточная законодательная база для предпринимательства; чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции;  финансовые ограничения; угроза девальвации; невыполнение правительством своих финансовых обязательств; стремление к диверсификации портфеля активов с целью снижения рисков и получения устойчивой прибыли; долларизация экономики.

       Следует отметить, что далеко не совершенное валютное законодательство из-за соответствующего жесткого государственного контроля постоянно нарушается. Основными видами нарушений валютного законодательства являются: сокрытие, полный или частичный неперевод экспортной валютной выручки на счета российских банков, перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды, портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения Банка России, фиктивные контракты на импорт и т.д.

        Такие нарушения валютного законодательства предопределили основные каналы нелицензируемого оттока капитала из России. Это – не возврат валютной выручки под предлогом форс-мажорных обстоятельств, необоснованные авансовые  отчисления при импорте в счет будущих поставок товаров, которые затем вообще не осуществляются, перечисления на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг, завышение контрактной цены при импорте, вывоз капитала частными лицами, в том числе с помощью кредитных карточек, и др.

2.6. Имущественное расслоение населения.

       Угрозой безопасности России в социальной сфере является усиление имущественного расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мире не было, нет и не может быть стран, где все население живет богато. Везде есть бедные и богатые. Имущественное расслоение населения характерно фактически для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В 2001 г. на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 32,3% общей суммы денежных доходов. В стране фактически образовались  два уровня жизни, два потребительских рынка. Важно отметить, что бедность – это не только нехватка у населения денег, но это – свидетельство отсутствия обеспеченности для значительной части населения прав, предусмотренных Конституцией РФ на образование, лечение, отдых, жилье и т.д.

       Переход России к рыночной экономике породил проблему адаптации населения к новым непривычным условиям жизни. Все это усугубляет угрозы социально-экономической безопасности страны, а именно способствует ухудшению демографической ситуации, сокращению продолжительности жизни, деградации населения, падению доверия к властям, ухудшению криминогенной обстановки.

       Необходимо базу  воспроизводства бедности: повысить темпы экономического развития. Важно повысить роль налоговой системы в уменьшении разрыва в доходах, увеличив прогрессию налоговых ставок на сверхдоходы. Необходимо также  усилить и ужесточить контроль за правильностью декларирования собственности  и доходов наиболее богатой части населения и учитывать эти данные при налогообложении.

2.7. Проблемы государственного внешнего долга.

       Серьезные угрозы экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер его внешнего долга, а тем более если этот долг постоянно возрастает. Страна в этих условиях отвлекает на нужды  его погашения значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений и т.д. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга. Безопасным условием внешнего долга принято считать такую величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений страны.

       Если же говорить об абсолютной величине внешнего долга России, то начало 2004г. он составлял 119,1 млрд. долл., в то время как в 2000г. он достиг 158,4 млрд. долл. Следует заметить, что основная часть долга перешла к России по наследству от бывшего СССР (97,8 млрд. долл.).

       Сама по себе абсолютная величина долга ни о чем не говорит. Для того чтобы получить реальную картину состояния безопасности в этой сфере, надо сопоставить внешний долг со следующими сравнительными характеристиками – показателями: годовой суммой валютных поступлений; суммой долга других государств России; структурой долга.

       Сопоставление  абсолютной величины внутреннего  долга России с вышеперечисленными  показателями не дает оснований  квалифицировать ситуацию как  катастрофическую или чрезвычайно опасную. Тем более что в последние годы было достигнуто смягчение ситуации, связанной с внешним долгом. Оно было достигнуто за счет положительного сальдо платежного баланса в течение последних лет, реструктуризации внешних долгов и отсрочки их погашения на боле поздние сроки возврата, вступление России В Парижский клуб стран-кредиторов, что открыло возможности возврата части долгов нашей стране.

2.8. Чрезмерная открытость  экономики.

        К существенным угрозам экономической безопасности России следует отнести чрезмерную открытость экономики. Открытость экономики в стратегическом плане – курс верный, и мировой опыт стран с развитой, зрелой рыночной экономикой подтвердил это.

        Разумная открытость экономики способствует повышению ее эффективности, конкурентоспособности, мобильности. Однако особые условия, в которых осуществляется вхождение отечественного хозяйства в международное разделение труда, незрелость рыночных отношений и кризисное состояние экономики требует осторожности в определении меры такой открытости. Открывая экономику, необходимо учитывать состояние защищенности отечественного производства, финансов в банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей и сфер производства. Недопустимыми являются поспешность и пассивность государства в регулировании процессов, связанных с открытостью экономики.

        С учетом всего этого Концепция национальной безопасности РФ предусматривает необходимость введения определенных ограничений на деятельность иностранных банковских и страховых компаний, на передачу в эксплуатацию иностранным предприятиям месторождений невосполнимых природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих путей. Нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики, оборонной промышленности и естественными монополиями.

        В нынешних  же условиях эта проблема самым  непосредственным образом связана   с экономической безопасностью  страны, угрозами, которые могут  возникнуть вследствие чрезмерной открытости ее экономики.

        Серьезным  испытанием на прочность российской  экономики является возможное  ее присоединение к ВТО. Это  может принести России определенные  выгоды: торговые квоты, доступ  к передовым технологиям, правовую защиту интересов и др. Вместе с тем вступление в ВТО потребует еще большей открытости экономики, к чему она не готова. Выходом из этой ситуации является вступление в ВТО на условиях, обеспечивающих защиту национальных интересов России.

2.9. Криминализация экономики.

        Значительную  остроту приобретает в настоящее  время угроза криминализация  экономики. Криминальная экономика  – это специфических способ  хозяйствования, при котором определенная, относительно небольшая по численности  группа лиц получает сверхдоходы, доходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве, коррупцию и другие способы.

        В этих условиях  противоправное поведение субъектов  хозяйствования становится условием  их существования. Наиболее криминализированными сферами оказались отношения собственности, финансы и кредит, банковская деятельность, торговля, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение. Последнее обладает наибольшей привлекательностью для преступных элементов. Объясняется это тем, что деньги являются самой ликвидной формой капитала и к тому же всеобщим эквивалентом, особенно в условиях долларизации российской экономики. Наибольшей криминализации подвержена кредитно – финансовая сфера. В ней ежегодно выявляется до 40 тыс. преступлений. Из них почти четверть совершена в крупном  особо крупном размере. Наиболее широкое распространение получили такие противоправные действия как хищение бюджетных средств, уклонение от налогообложения, отмывание денег, мошенничество, подделка денежных знаков и др.

        Опасность  расширения криминальной, теневой  экономики для государства состоит  в том, что ее существование,  а тем более нарастание снижает  управляемость народным хозяйством, существенно приуменьшает налогооблагаемую  базу и величину собираемых налогов, способствует проникновению ее представителей во властные структуры. Обращение огромных финансовых средств вне легальных структур, использование бартера и «квазиденег» лишает российское правительство возможности использовать типичные для современной рыночной экономики методы макроэкономического регулирования деловой активности. Кроме того, огромный объем неучтенного производства и услуг искажает картину экономической динамики, величину ВВП и т.д. Доля теневой экономики по отношению к ВВП составляет ныне более 20%.

Информация о работе Экономическая безопасность России