Теневая экономика как угроза экономической безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение и раскрытие понятия теневой экономики и так же проблемы в сфере контроля и пути их решения в Пермском крае.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «теневая экономика, ее структура и масштабы;
анализ экономического состояний теневой экономики в России;
подробное рассмотрение видов теневой экономики в России;
выявление проблем в сфере контроля за теневой экономикой и путей их решения.

Файлы: 1 файл

kursovaya_Sveta-1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБ ОУВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

 

 

 

 

 

 

 Кафедра предпринимательства

 и экономической  безопасности

 

 

 

ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

 

 

 

 

                                                          ИСПОЛНИТЕЛЬ:

                                                                          студент гр. НЭК- I, V курса

                                                       C.Ю.Гончарова

                                                                                 НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                                         к.э.н., доцент Е.Д.Оборина

 

 

 

Пермь 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.

Теневая экономика представляет собой достаточно трудный  для исследования предмет: это то, что можно относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которая представлена людям, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Таким образом, тема данной курсовой работы является не только актуальной, но и имеет практическую значимость.

Целью настоящей работы является определение и раскрытие понятия теневой экономики и так же проблемы в сфере контроля и пути их решения в Пермском крае.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

      • теоретическое исследование понятия «теневая экономика, ее структура и масштабы;
      • анализ экономического состояний теневой экономики в России;
      • подробное рассмотрение видов теневой экономики в России;
      • выявление проблем в сфере контроля за теневой экономикой и путей их решения.

Объектом исследования теневая экономика в России.

Предметом- особенности теневой экономики в России.

В соответствии с поставленными задачами, курсовая работа состоит введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В введении дается краткое представление о том, что такое теневая экономика и какую роль она играет. В первой главе подробно раскрыто определение понятие теневой экономики, её цели и сущность по мнению экономистов. Во второй главе рассматривается теневая экономика в России. В третьей главе выделены проблемы в сфере контроля за теневой экономикой и предложены подходы к «высветвлению» теневой экономики в России.

 

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1 Понятие теневой экономики и ее масштабы

 

На сегодняшний момент нет единого понятия теневой экономики, причем понятие это различно как в разных странах, так и у разных авторов. Для каждой категории населения понятие теневой экономики отличается. Для одних это подпольные (например, целлюлозное- бумажные ) цеха, для других - скрытые от налоговой инспекции доходы. Для третьих - операции «отмывания» денег. Каждый прав, но даже взаимосвязь этих ответов - далеко не полный образ теневой экономики. Поэтому так важно разобраться, что же на самом деле представляет собой теневая экономика.

В узком смысле теневая экономика – это  социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах.

В широком же смысле – это  производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления.

Едва возникло государство, налагающее на людей определенные ограничения и обязательства, родилась и теневая экономика, то есть негосударственная деятельность лиц, игнорирующих общественный договор1.

По мнению В.Ю.Катасонова, теневая экономика- это комплекс социально-экономических явлений, происходящих  вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно- правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций, и легальной и нелегальной деятельности.2

Теневая экономика обладает следующими системными свойствами:

      • Всеобщностью;
      • Целостностью;
      • Связью с внешней средой, проявляющейся в процессе взаимодействия с ней через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а так же с институтами государства и общества;
      • Структурностью, заключающейся в наличии устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, то есть способностью к сохранению ее основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях; иерархичностью- расположение частей и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему;
      • Способностью к самоорганизации и непрерывному развитию, органичному включению в мировые экономические связи; целенаправленностью и наличием универсального механизма функционирования, заключающихся в общности типовых приемов и способов достижения цели функционирования;
      • Наличием в одном целом двух противоположных начал- конструктивного и деструктивного.3

Теневая экономика имеется в любых странах, не зависимо от их государственного и социально- экономического устройства. Естественно, что степень ее распространенности и масштабы различны наиболее общих причин возникновения теневой экономики является наличие не устраненного противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, в законодательстве государства.

Как бы ни разделяли теневую экономику как явление в процессе его изучения, она все равно не сводится к механическому объединению элементов, к простой совокупности негативных признаков либо к определенным видам экономической деятельности или совокупности экономических отношений.

Признаки теневой экономики:

    1. субъекты- работники государственных, общественных и коммерческих организаций, реализующие свои функции в сфере экономики и связанных с ней областях деятельности;
    2. преступления совершаются в связи с деятельностью субъектов по месту работы;
    3. деятельность субъектов связана с обслуживанием или участием в законных экономических процессах;
    4. нарушаются нормативные правила, изложенные в законах и иных нормативных актах и регулирующие функциональную деятельность субъектов;
    5. незаконные операции представляют собой вид бизнеса (планомерно осуществляемой предпринимательской деятельности по получению доходов), а организационная структура и деятельность организованной преступной группы формируется по корпоративному принципу и т.п.

В российской экономике в последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые, непривычные сферы и формы деятельности, к чему с большим трудом приспосабливались государственные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Уже определены основные сферы, в которых широко распространилась верхушечная, или государственная, коррупция.

Во-первых, это приватизация: еще на начальных стадиях около 30% всех постановлений содержали нарушения форм действующего законодательства. К примеру, практиковалось включение чиновников в число акционеров. Наиболее распространенные нарушения при приватизации- присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники. К этому прийдется добавить многочисленные случаи, не попадающие под прямую уголовную ответственность: оценка приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.

Во-вторых, по экспертным оценкам, взяткой сопровождается почти половина актов по выдаче государственных кредитов или распределению бюджетных средств. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, по которой деньги, собираемые в регионах попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансфертов.

В-третьих, исключительно опасно для общество проникновение коррупции в силовые, прежде всего правоохранительные, структуры, сращивание коррумпированных элементов государственного аппарата с экономической преступностью.

Во многих случаях трудно определить, на какой основе происходит определенный экономический процесс – на законной, незаконной или даже «полузаконной». Такая неточная законность вместе с «телефонным правом» дает политикам, бюрократам и судьям необыкновенную свободу оценивать самостоятельно, что хорошо, а что плохо. Очевидные факты явной коррупции становятся законно недоказуемыми.

Для эффективной борьбы с налоговыми правонарушениям и организованной преступностью необходимо знать истинные масштабы и структуры «теневой экономики».

В соответствии с действующим в 1998 г. соглашением по информационному взаимодействию Федеральная служба налоговой полиции приняла на себя обязательство предоставлять Госкомстату необходимую информацию для ведения статистической отчетности по нарушениям налогового законодательства и расчету показателей «теневой экономики». Было бы полезно включить в эту информацию результаты анализа нарушений налогового законодательства по отраслям, видам и предметам деятельности, организованно – правовым формам и способам уклонения от налогообложения, видам налогов и формам собственности.

Одним из налогов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретет товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.

Широкие масштабы приобретают так называемые «толлинговые» операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы РФ без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Масштабный характер  приобретали операции  по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы РФ.

Однако из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило, через подставленные фирмы – посредники («однодневки») с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

 

1.2 Структура теневой экономики

 

Если проанализировать осуществляемые криминальные группировки теневой операции, а затем обобщить результаты анализа, можно прийти к общности механизма «выкачивания» денежных средств из официальной экономики. Например, обязательно присутствует такой элемент, как включение в «схемы» теневых операций «фирм – подставок».Наибольшую опасность для общества представляют именно перераспределительные теневые операции, когда в теневую экономику перекачиваются средства из экономики.

Понятие «иерархичность» характеризует развитую и упорядоченную форму структуры, ее многоуровневость. Каждый элемент теневой экономики, в свою очередь, может рассматриваться как система, а сама теневая экономика представляет собой один из компонентов более широкой системы – национального хозяйства.

Иерархическая структура теневой экономики характеризуется множеством связей между компонентами, наиболее характерными из которых являются связи координации и субординации. Координация (упорядоченность по горизонтали) и субординация (упорядоченность по вертикали) свойственны современной российской теневой экономике, поэтому теневая экономика не только иерархическая, но и сетевая структура.

Теневая экономика выступает как самоорганизующая, адаптивная система. Она в кратчайшие сроки приспосабливается к внешнему воздействию (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается в соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.

Но в то же время теневая экономика пронизывает не только предпринимательские практики, она подчиняет себя жизнь тех, кто вовлечен в теневые отношения на правах наемных работников. В узлах сосредоточения экономического потенциала страны возможности «хорошо жить» связаны с шансами на профессионального обслуживания теневых монстров, тогда как в остальных локалах успешно выжить помогает практика бытовых диверсий против работодателя. В первом случае работник входит « в долю» с работодателем, профессионально обслуживая теневую деятельность по обворовыванию государства и закрывая на это глаза. Во втором случае ворует сам, сгибаясь под тяжестью выносимого через проходную, унесенного с фермы, вывезенного со стройки и т.д.4

Информация о работе Теневая экономика как угроза экономической безопасности России