Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:20, дипломная работа
Целью настоящей работы является определение и раскрытие понятия теневой экономики и так же проблемы в сфере контроля и пути их решения в Пермском крае.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «теневая экономика, ее структура и масштабы;
анализ экономического состояний теневой экономики в России;
подробное рассмотрение видов теневой экономики в России;
выявление проблем в сфере контроля за теневой экономикой и путей их решения.
Другими словами, это неучтенное производство товаров, оказание услуг, выполнение работ за плату наличными деньгами или натурой. Можно утверждать, что теневая экономика, по сути, охватывает большинство населения и частных предприятий в той или иной форме.
Важным является разграничения в теневой экономике двух частей: в одной осуществляется производство товаров и услуг, в другой происходит перераспределение товаров, услуг, доходов, созданных вне теневой экономики.
Таким образом, такие сферы преступной деятельности теневой экономики, как шантаж, воровство, рэкет, грабежи, относятся ко второй части, связанной с перераспределением.
Можно выделить ряд факторов, способствующих развитию теневой экономики:
Некоторые ученые полагают, что мотивом возникновения и роста теневой экономики в России выступает адекватная реакция экономических субъектов на неадекватные способы регулирования (как перерегулирования, так и недорегулирования) бизнеса государством – например, слишком жесткое требование лицензий.
Кроме того, одной из причин всплеска теневой деятельности называется несопоставимость получаемой прибыли и возможного наказания.
Дестабилизирующее влияние теневой экономики выражается в снижении объемов собираемых налогов, а так же в дезорганизации процессов в официальной экономике, препятствовании созданию нормально функционирующих экономических организаций и усилении криминальной обстановки.
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РОССИИ
3.1 Социально-правовой контроль за экономической преступностью и проблемы в сфере контроля за теневой экономикой в России
Сущность теневой экономики заключается в ее «невидимости». Госкомстат РФ начал осваивать методы ее учета в 1993 г., после утверждения ООН ее национальных счетов.
В России теневая экономика достигла чрезвычайных размеров.
По оценкам экспертов, она достигает от 25% до 40% ВВП. Специалисты МВД России оценивают ее в 45%-50%. Анализ зарубежного опыта показывает, что величина 45-50% является критической, за ней стираются грани между официальной и теневой экономикой, и последняя подчиняет себе все сферы жизни общества.
С.М. Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики – около одной трети ВВП, причем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организованной преступности.6
По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или иной степени контролирует более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков.7
Создание экономических отношений, позволяющих значительно снизить теневую составляющую предпринимательства, связано с серьезными политическими усилиями и радикальными изменениями всех уровней структуры власти. Необходимо повысить ответственность исполнительной власти, укрепить политическую систему и правоохранительные органы, усилить борьбу с коррупцией в государственном аппарате. Это направление сопряжено со значительным сопротивлением криминальных группировок, теневых структур, чиновников, заинтересованных в сохранении существующего порядка.
Создана исходная нормативная база, регулирующая функционирование предпринимательства в России. Произошел раздел зон влияния интересов. Конфликты возникают в основном на границах этих зон. Значительно снизилось число сфер деятельности, сделки в которых опосредуются наличными средствами. Заканчивается эпоха быстрых денег, притягивающих криминальные структуры. Происходит формальное и неформальное сращивание криминального и легального капитала, что предполагает более цивилизованные формы взаимодействия.
Сформирован достаточно развитый рынок структур, предоставляющих защитные услуги. В их качестве выступают:
В целях предотвращения произвола контролирующих органов представляется важным ограничить максимальное число проверок, а так же разработать и утвердить обязательную форму книги регистрации инспекторских проверок субъектов малого предпринимательства, являющуюся официальным документом для регистрации всех проверок и их итогов. Ведение книги должно быть обязательным в течении всего периода существования предприятия. Сверхлимитные проверки могут проводится лишь в присутствии представителей структур поддержки и развития малого предпринимательства.
Совокупность этих мер должна побудить и, если необходимо, заставить «теневиков» от малого бизнеса и «коррупционеров» от власти перейти в сектор контролируемой, легальной экономики.
Обеспечение безопасности малого предпринимательства невозможно без непосредственного участия в этом процессе правоохранительных органов. Сложность решения этой проблемы косвенно обусловлена тем, что в существующей напряженной криминальной обстановке предприниматели не всегда находят достаточную защиту в правоохранительных органах, что объективно усиливает рост правового нигилизма в их среде.
Что касается проблем в сфере контроля, то Правоохранительные органы постоянно испытывают трудности в проведении ревизий. Имеющийся ведомственный контрольно – ревизионный аппарат перегружен и мало укомплектован.
Недостаточность средств финансирования правоохранительных органов не позволяет привлекать на платной основе квалифицированных специалистов-бухгалтеров и аудиторов для проверки финансовой деятельности предприятий, попавших в сферу интересов в связи с подозрением в противоправной деятельности. Это приводит к тому, что на момент возбуждения уголовного дела проверка по материалам не проводиться либо проводиться неоправданно долго, что также отрицательно сказывается на качестве расследования дела, выявлении обстоятельств и сроках.
Исходя из анализа обстановки, складывающейся в секторе малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быт осуществлена с использованием только традиционно сложившихся методах (усиление контроля правоохранительных органов, ужесточение законодательства и т.д.) без кардинальных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики.
Преодолеть негативные тенденции в экономике позволит лишь целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства. Развитие и поддержка разнообразных форм собственности, предпринимательства представляются наиболее существенными методами ослабления теневых процессов и легализации предпринимательской деятельности.
Кроме названных основных факторов появление теневой экономики в России было обусловлено следующими причинами:
экономические:
правовые:
общественно-политические:
3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики
Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.
Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики.
Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:
Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Информация о работе Теневая экономика как угроза экономической безопасности России