Теневая экономика как угроза экономической безопасности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение и раскрытие понятия теневой экономики и так же проблемы в сфере контроля и пути их решения в Пермском крае.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
теоретическое исследование понятия «теневая экономика, ее структура и масштабы;
анализ экономического состояний теневой экономики в России;
подробное рассмотрение видов теневой экономики в России;
выявление проблем в сфере контроля за теневой экономикой и путей их решения.

Файлы: 1 файл

kursovaya_Sveta-1.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

Другими словами, это неучтенное производство товаров, оказание услуг, выполнение работ за плату наличными деньгами или натурой. Можно утверждать, что теневая экономика, по сути, охватывает большинство населения и частных предприятий в той или иной форме.

Важным является разграничения в теневой экономике двух частей: в одной осуществляется производство товаров и услуг, в другой происходит перераспределение товаров, услуг, доходов, созданных вне теневой экономики.

Таким образом, такие сферы преступной деятельности теневой экономики, как шантаж, воровство, рэкет, грабежи, относятся ко второй части, связанной с перераспределением.

Можно выделить ряд факторов, способствующих развитию теневой экономики:

  1. Экономические:
  • Высокие налоги;
  • Кризис финансовой системы, в том числе недостаток платежных средств в экономике;
  • Несовершенство процесса приватизации.
  1. Социальные:
  • Низкий уровень жизни населения;
  • Высокий уровень безработицы;
  • Неравномерное распределение ВВП.
  1. Правовые:
  • Несовершенство законодательства;
  • Недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности.

 

Некоторые ученые полагают, что мотивом возникновения и роста теневой экономики в России выступает адекватная реакция экономических субъектов на неадекватные способы регулирования (как перерегулирования, так и недорегулирования) бизнеса государством – например, слишком жесткое требование лицензий.

Кроме того, одной из причин всплеска теневой деятельности называется несопоставимость получаемой прибыли и возможного наказания.

Дестабилизирующее влияние теневой экономики выражается в снижении объемов собираемых налогов, а так же в дезорганизации процессов в официальной экономике, препятствовании созданию нормально функционирующих экономических организаций и усилении криминальной обстановки.

 

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ В РОССИИ

 

3.1 Социально-правовой контроль за экономической преступностью и проблемы в сфере контроля за теневой экономикой в России

 

Сущность теневой экономики заключается в ее «невидимости». Госкомстат РФ начал осваивать методы ее учета в 1993 г., после утверждения ООН ее национальных счетов.

В России теневая экономика достигла чрезвычайных размеров.

По оценкам экспертов, она достигает от 25%  до 40% ВВП. Специалисты МВД России оценивают ее в 45%-50%. Анализ зарубежного опыта показывает, что величина 45-50% является критической, за ней стираются грани между официальной и теневой экономикой, и последняя подчиняет себе все сферы жизни общества.

С.М. Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельного веса теневой экономики – около одной трети ВВП, причем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организованной преступности.6

По данным МВД России, организованные преступные формирования в той или иной степени контролирует более 40 тыс. хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков.7

Создание экономических отношений, позволяющих значительно снизить теневую составляющую предпринимательства, связано с серьезными политическими усилиями и радикальными изменениями всех уровней структуры власти. Необходимо повысить ответственность исполнительной власти, укрепить политическую систему и правоохранительные органы, усилить борьбу с коррупцией в государственном аппарате. Это направление сопряжено со значительным сопротивлением криминальных группировок, теневых структур, чиновников, заинтересованных в сохранении существующего порядка.

Создана исходная нормативная база, регулирующая функционирование предпринимательства в России. Произошел раздел зон влияния интересов. Конфликты возникают в  основном на границах этих зон. Значительно снизилось число сфер деятельности, сделки в которых опосредуются наличными средствами. Заканчивается эпоха быстрых денег, притягивающих криминальные структуры. Происходит формальное и неформальное сращивание криминального и легального капитала, что предполагает более цивилизованные формы взаимодействия.

Сформирован достаточно развитый рынок структур, предоставляющих защитные услуги. В их качестве выступают:

    • Государственные охранные структуры под патронажем силовых ведомств, прежде всего МВД России, ФСБ России;
    • Охранные агентства, имеющие государственную регистрацию и лицензированные на выполнение охранных функций;
    • Охранные агентства аналогичные предыдущим, но образованные криминальными группировками с периодическим выполнением нелегальных, незаконных операций;
    • Нелегальные охранные формирования, которые, в свою очередь, могут быть представлены служащими силовых министерств, пополняющими свой бюджет в силу неудовлетворительного денежного содержания (около 59% сотрудников желали бы дополнительно работать в охранных структурах, но лишь 20% имеют эту возможность) или криминальными элементами, играющими роль «крыши».

В целях предотвращения произвола контролирующих органов представляется важным ограничить максимальное число проверок, а так же разработать и утвердить обязательную форму книги регистрации инспекторских проверок субъектов малого предпринимательства, являющуюся официальным документом для регистрации всех проверок и их итогов. Ведение книги должно быть обязательным в течении всего периода существования предприятия. Сверхлимитные проверки могут проводится лишь в присутствии представителей структур поддержки и развития малого предпринимательства.

Совокупность этих мер должна побудить и, если необходимо, заставить «теневиков» от малого бизнеса и «коррупционеров» от власти перейти в сектор контролируемой, легальной экономики.

Обеспечение безопасности малого предпринимательства невозможно без непосредственного участия в этом процессе правоохранительных органов. Сложность решения этой проблемы косвенно обусловлена тем, что в существующей напряженной криминальной обстановке предприниматели не всегда находят достаточную защиту в правоохранительных органах, что объективно усиливает рост правового нигилизма в их среде.

Что касается проблем в сфере контроля, то Правоохранительные органы постоянно испытывают трудности в проведении ревизий. Имеющийся ведомственный контрольно – ревизионный аппарат перегружен и мало укомплектован.

Недостаточность средств финансирования правоохранительных органов не позволяет привлекать на платной основе квалифицированных специалистов-бухгалтеров и аудиторов для проверки финансовой деятельности предприятий, попавших в сферу интересов в связи с подозрением в противоправной деятельности. Это приводит к тому, что на момент возбуждения уголовного дела проверка по материалам не проводиться либо проводиться неоправданно долго, что также отрицательно сказывается на качестве расследования дела, выявлении обстоятельств и сроках.

Исходя из анализа обстановки, складывающейся в секторе малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быт осуществлена с использованием только традиционно сложившихся методах (усиление контроля правоохранительных органов, ужесточение законодательства и т.д.) без кардинальных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики.

Преодолеть негативные тенденции в экономике позволит лишь целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства. Развитие и поддержка разнообразных форм собственности, предпринимательства представляются наиболее существенными методами ослабления теневых процессов и легализации предпринимательской деятельности.

    1. В общем комплексе проблем обеспечения безопасности малого предпринимательства можно выделить две основные составляющие: обеспечение физической безопасности и предотвращение преступных посягательств со стороны криминальных элементов;
    2. борьба с криминализацией отношений «чиновник-предприниматель», коррумпированностью властных структур и обеспечение экономической безопасности малого предпринимательства от криминальных посягательств.

Кроме названных основных факторов появление теневой экономики в России было обусловлено следующими причинами:

экономические:

    • катастрофическое разрушение всей системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);
    • развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);
    • обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы лиц из окружения Президента РФ Б. Ельцина;

правовые:

    • возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено законом» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);
    • разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями;
    • формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
    • коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
    • формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов, в том числе открытое, стало повсеместной практикой, прежде всего со стороны представителей власти и крупного бизнеса);

общественно-политические:

    • разрушение идеологических основ общественной жизни;
    • формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
    • исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;

 

3.2  Подходы к «высветлению» теневой экономики

 

Проблема теневой экономики стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества.

Для того, чтобы сократить масштабы теневой экономики в стране необходимо прежде всего устранить сам корень проблемы, т.е. причины, которыми был вызван рост теневой экономики.

Основными в системе мер по борьбе должны стать следующие решения и мероприятия:

  1. компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  2. введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  3. установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  4. стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  5. проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  6. введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  7. проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  8. формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего — судебной, системы;
  9. ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере
  10. законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).8

Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

Информация о работе Теневая экономика как угроза экономической безопасности России