Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:38, курс лекций
Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Жилищное право».
Издание предназначено студентам высших учебных заведений.
Тема 1. Понятие жилищного права
Тема 2. Источники жилищного права
Тема 3. Объекты жилищного права
Тема 4. Управление жилищным фондом
Тема 5. Особенности приобретения жилья в современных условиях
Тема 6. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
Тема 7. Социальный наем жилого помещения
Тема 8. Специализированный жилищный фонд
Тема 9. Жилищные и жилищно-строительные кооперативов
Тема 10. Жилищные накопительные кооперативы
Тема 11. Товарищество собственников жилья
Тема 12. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
В качестве источника формирования кредитной истории выступает организация, являющаяся заимодавцем (кредитором) по договору займа (кредита) и представляющая информацию, входящую в состав кредитной истории, в бюро кредитных историй. Данная информация представляется на основании договора об оказании информационных услуг (ч. 1 ст. 5). Источник формирования кредитной истории представляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Согласие заемщика на представление информации в бюро кредитных историй может быть получено в любой форме, позволяющей однозначно определить получение такого согласия (ч. 4 ст. 5).
В соответствии с ч. 3 ст. 5 кредитные организации обязаны представлять всю имеющуюся информацию, определенную в ст. 4, в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, в указанном выше порядке хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй.
В качестве пользователя кредитной истории может выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, получившие письменное или иным способом документально зафиксированнное согласие субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита). Кредитный отчет представляет собой документ, который содержит информацию, входящую в состав кредитной истории, и который бюро кредитных историй предоставляет по запросу пользователя кредитной истории и иных лиц, имеющих право на получение указанной информации в соответствии с Законом о кредитных историях. При этом пользователю кредитной истории не предоставляется информация, составляющая ее дополнительную (закрытую) часть. Кредитный отчет предоставляется пользователю кредитной истории на основании договора с бюро кредитных историй об оказании информационных услуг.
Помимо пользователя кредитной истории, кредитный отчет может предоставляться по его запросу самому субъекту кредитной истории для ознакомления с ней. Кроме того, в Центральный каталог кредитных историй представляется титульная часть кредитного отчета. В суд (судье) по уголовному делу, находящемуся в его производстве, а при наличии согласия прокурора – в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, представляется дополнительная (закрытая) часть кредитной истории.
Центральный каталог кредитных историй создается Банком России. Данный каталог хранит информацию, составляющую титульные части кредитных историй, которые ведут бюро кредитных историй на территории РФ, информацию о том, в каких бюро кредитных историй хранятся кредитные истории, соответствующие указанным титульным частям, а также коды субъектов кредитных историй либо информацию, позволяющую определить правильность предъявленного (введенного, содержащегося в запросе) кода субъекта кредитной истории. Центральный каталог кредитных историй представляет информацию о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) субъекта кредитной истории, этому субъекту кредитной истории (кредитных историй) и пользователям кредитной истории (кредитных историй) по форме и в порядке, которые установлены Банком России, на безвозмездной основе.
Созданию более благоприятных условий для жилищного строительства способствует проводимая государством в последнее время политика в области налогов и сборов. Федеральным законом от 20.08.2004 № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О государственной пошлине“» был установлен небольшой размер государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное удостоверение договоров об ипотеке в случаях, когда такое удостоверение предусмотрено законом:
за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры – 200 руб.;
за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества – 0,3% суммы договора, но не более 3000 руб. (при обычной ставке за нотариальное удостоверение договоров, составлявшей 1,5% суммы договора).
Этим же Федеральным законом была отменена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договора о залоге недвижимости (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации, а также за предоставление выписки из реестра государственной регистрации договора об ипотеке.
После утраты силы с 1 января 2005 г. Закона РФ «О государственной пошлине» в соответствии с Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» аналогичным образом решен вопрос о размере государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию договоров об ипотеке, за исключением договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания (подп. 4 п. 1 ст. 333.24 НК). В то же время за государственную регистрацию договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество, государственная пошлина уплачивается физическими лицами – в размере 500 руб. , организациями – в размере 2000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК).
В соответствии с дополнениями, внесенными в п. 2 ст. 146 и п. 3 ст. 149 НК, операции по реализации земельных участков (долей в них), реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир не облагаются налогом на добавленную стоимость (см. Федеральный закон от 20.08.2004 № 109-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2005 г.).
Ранее от обложения налогом на добавленную стоимость были освобождены услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности (подп. 10 п. 2 ст. 149 НК).
Значительные налоговые льготы предоставляются при осуществлении купли-продажи жилых помещений и земельных участков. Так, в соответствии с абз. 1 и 2 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК (см. Федеральный закон от 20.08.2004 № 112-ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет (ранее этот срок составлял пять лет), но не превышающих в целом 1 млн руб. При продаже данного имущества и долей в нем, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере полной суммы, полученной налогоплательщиком при их продаже.
Вместо использования права на получение указанного имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ (а не только по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ, как предусматривалось ранее) и фактически израсходованных им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Принятие к вычету расходов на достройку и отделку приобретенного дома или отделку приобретенной квартиры, комнаты возможно в том случае, если в договоре, на основании которого осуществлено такое приобретение, указано приобретение незавершенных строительством жилого дома, квартиры, комнаты (прав на квартиру, комнату) без отделки или доли (долей) в них.
Общий размер данного имущественного налогового вычета не может превышать 1 млн руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Повторное предоставление налогоплательщику такого имущественного налогового вычета не допускается.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК).
В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 № 112-ФЗ из сумм экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК, для которых установлена повышенная (35%) налоговая ставка, исключены доходы в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств (абз. 5 п. 2 ст. 224 НК).
Тем же Федеральным законом ст. 224 НК дополнена п. 5, устанавливающим в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основания приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г., пониженную налоговую ставку (9%).
Согласно п. 18 ч. 2 ст. 250 НК внереализационными доходами, учитываемыми при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль организаций, признаются суммы кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 21 п. 1 ст. 251 НК. Однако Федеральным законом от 20.08.2004 № 105-ФЗ «О внесении изменений в статьи 250 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» данный пункт дополнен указанием на то, что его положения не распространяются на списание ипотечным агентом кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием. Кроме того, п. 1 ст. 251 НК тот же Федеральный закон дополнил подп. 29, в соответствии с которым при определении указанной налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью. Таким образом, ипотечным агентам, т. е. специализированным коммерческим организациям, исключительным предметом деятельности которых является приобретение прав требования по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, и закладных и которым предоставлено право осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, как и гражданам, продающим и приобретающим жилье, предоставлены существенные налоговые льготы.
В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 284 НК установлены пониженные налоговые ставки, которые должны применяться при определении налоговой базы для расчета налога на прибыль организаций по операциям с ипотечными ценными бумагами. Так, по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г., должна применяться налоговая ставка в размере 15% (при общей налоговой ставке – 24%). По доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г., установлена налоговая ставка в размере 9% (см. Федеральный закон от 20.08.2004 № 107-ФЗ «О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
Федеральным законом от 20.08.2004 № 116-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации „О плате за землю“» была установлена льготная налоговая ставка и в отношении налога за земли, предоставленные физическим лицам для индивидуального жилищного строительства или занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным). Указанный налог взимался со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за кв. м.
С 1 января 2005 г. соответствующие налоговые ставки непосредственно устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% (при общей налоговой ставке 1,5%) кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства (ст. 390—391, 394 НК).
В сфере жилищных отношений, как и в любой другой области общественных отношений, регулируемых правом, действует принцип законности. Применение данного принципа к жилищным отношениям имеет свою специфику. Так, эти отношения регулируются не только Конституцией и федеральными законами, как многие другие отношения, но также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ. Следовательно, для соблюдения указанного принципа требуется выполнение предписаний не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ. Кроме того, для реализации этого принципа необходимо, чтобы региональные нормативные правовые акты, принимаемые по вопросам жилищного права, не противоречили федеральным законодательным актам. При расхождении тех и других должны применяться нормы федерального закона как имеющие большую юридическую силу.