Жилищное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:38, курс лекций

Краткое описание

Предлагаемое пособие поможет студентам в решении именно этой задачи применительно к курсу «Жилищное право».
Издание предназначено студентам высших учебных заведений.

Оглавление

Тема 1. Понятие жилищного права
Тема 2. Источники жилищного права
Тема 3. Объекты жилищного права
Тема 4. Управление жилищным фондом
Тема 5. Особенности приобретения жилья в современных условиях
Тема 6. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
Тема 7. Социальный наем жилого помещения
Тема 8. Специализированный жилищный фонд
Тема 9. Жилищные и жилищно-строительные кооперативов
Тема 10. Жилищные накопительные кооперативы
Тема 11. Товарищество собственников жилья
Тема 12. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Файлы: 1 файл

Жилищное право. Конспект лекций_Ивакин В.Н_2010 -158с.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

долгосрочные ипотечные жилищные кредиты предоставляются на срок три года и более (оптимально на данном этапе 10—15 лет);

сумма кредита составляет не более 60—70% рыночной стоимости покупаемого жилья, являющегося при этом предметом залога;

заемщик обязан внести первоначальный взнос на оплату жилья, как правило, в сумме 30—40% его стоимости за счет собственных средств;

кредит и проценты по нему выплачиваются в форме ежемесячных платежей;

величина ежемесячного платежа по кредиту не должна превышать 30—35% совокупного дохода заемщика за соответствующий расчетный период. При процедуре оценки вероятности погашения кредита кредитор использует официально подтвержденную информацию о текущих доходах заемщика;

заемщик и все совершеннолетние члены его семьи дают нотариально заверяемое согласие на освобождение приобретенного за счет кредитных средств и переданного в ипотеку жилого помещения в случае обращения на него взыскания.

Указом Президента РФ от 10.06.1994 № 1182 «О выпуске и обращении жилищных сертификатов» установлено, что юридические лица, имеющие права заказчика при проведении строительства жилых домов, отведенный в установленном порядке земельный участок под жилищное строительство и проектную документацию на жилищное строительство, имеют право привлекать финансовые средства граждан Российской Федерации с использованием жилищных сертификатов.

Согласно Положению о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденному данным Указом, жилищные сертификаты – особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющий право их собственника на приобретение квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов, а также на получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата.

Жилищные сертификаты выпускаются и обращаются в соответствии с установленными законодательством РФ правилами выпуска и обращения ценных бумаг с учетом требований, предусмотренных названным выше Положением.

Важная особенность жилищных сертификатов состоит в том, что к выпуску и обращению на территории РФ допускаются только такие жилищные сертификаты, проспект которых прошел государственную регистрацию в Минфине России или его органах на местах и выпуски получили в установленном порядке государственный регистрационный номер. В случае нарушения данного требования выпуск жилищных сертификатов является незаконным и недействительным.

Положение определяет порядок регистрации проспекта эмиссии жилищных сертификатов, основания отказа в ней, а также порядок совершения сделок с жилищными сертификатами.

Эмитент жилищных сертификатов несет от своего имени обязательства по ним перед собственниками жилищных сертификатов.

Кроме того, в настоящее время выпуск жилищных сертификатов осуществляется в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865. Ее целью является обеспечение жильем признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (жилых помещениях) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, а также других категорий граждан, определенных данной подпрограммой. С этой целью подпрограммой предусматривается использование средств федерального бюджета для предоставления гражданам предусмотренных в ней категорий субсидии на приобретение жилья. Участие в данной подпрограмме является добровольным. Действие указанной подпрограммы распространяется на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и другие установленные в ней категории лиц, проходящих службу в соответствующих государственных органах и учреждениях, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (за некоторыми исключениями). Для реализации своего права на получение субсидии названные выше лица, а также другие категории граждан, указанные в подпрограмме, получают государственные жилищные сертификаты, выпуск и реализация которых в настоящее время осуществляются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Полученный сертификат сдается его владельцем в банк для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета, предназначенного для зачисления субсидии. На этот счет могут быть зачислены также личные или заемные (кредитные) средства гражданина – участника подпрограммы. Отбор банков, участвующих в реализации подпрограммы, осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяются государственным заказчиком подпрограммы по согласованию с Минфином России. Граждане – участники подпрограммы могут приобретать на рынке жилья у физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (жилые помещения), в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), как за счет субсидии, так и с дополнительным привлечением собственных или заемных (кредитных) средств. Владелец сертификата после заключения договора банковского счета в течение срока его действия, определяемого в зависимости от срока действия сертификата, представляет для оплаты приобретаемого жилья в банк по месту приобретения жилья договор банковского счета, договор на жилое помещение и свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения). Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор на жилое помещение для оплаты.

Помимо названной выше подпрограммы, действует Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в соответствии с которым офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г. , прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы которых по контракту составит три года начиная с 1 января 2005 г., а также сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 г. и изъявившие на то желание, являются участниками накопительно-ипотечной системы, в соответствии с которой на каждого военнослужащего открывается именной накопительный счет. Накопления для жилищного обеспечения, учитываемые на данном счете, формируются за счет следующих источников: 1) накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством РФ поступления. Право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете, возникает при наличии обстоятельств, предусмотренных в ст. 10 данного Федерального закона (общая продолжительность военной службы 20лет и более; увольнение военнослужащего, общая продолжительность службы которого составляет десять лет и более по основаниям, указанным в названном выше Федеральном законе, и др.). Кроме того, каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года после его включения в накопительно-ипотечную систему имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения под залог приобретаемого жилого помещения;

2) погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по такому кредиту (займу). Целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным на этот период. Однако размер целевого жилищного займа не может превышать фактический объем средств, накопленных к моменту его предоставления на именном накопительном счете военнослужащего.

Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1181 «О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов» направлен на сокращение объемов расходов по поддержанию не завершенных строительством жилых домов и обеспечению их достройки и ввода в эксплуатацию. Этим Указом утверждено Положение о порядке передачи для завершения строительства и продажи не завершенных строительством жилых домов, в соответствии с которым осуществляются организация и проведение инвестиционных или коммерческих конкурсов по передаче для завершения строительства и продаже не завершенных строительством в связи с отсутствием финансирования жилых домов, состоящих в федеральной собственности, в том числе находящихся в ведении предприятий и оперативном управлении учреждений, финансируемых из федерального бюджета, за исключением объектов молодежных жилых комплексов.

В связи с ухудшающейся демографической ситуацией в стране в последнее время значительное внимание уделяется обеспечению повышения рождаемости, что требует, в частности, создания нормальных жилищных условий для молодых семей. Соответствующие мероприятия продолжают осуществляться в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы, второй этап реализации которой (2006—2010 гг.) начался с 1 января 2006 г. В соответствии с данной подпрограммой молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за счет бюджетных средств предоставляются субсидии на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Размер субсидии составляет не менее 35% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10% – за счет средств федерального бюджета и не менее 25% – за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), – для молодых семей, не имеющих детей, а также не менее 40% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы (в том числе 10% – за счет средств федерального бюджета и не менее 30% – за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), – для молодых семей, имеющих одного и более ребенка. Кроме того, субъекты РФ, участвующие в реализации подпрограммы, дополнительно предоставляют молодой семье – участнику подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части ипотечного жилищного кредита или займа либо компенсации затраченных молодой семьей собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья. Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств – собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5—10% стоимости жилья. Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, устанавливается Правительством РФ.

Важным шагом в направлении решения жилищной проблемы послужило принятие законодательного пакета, состоящего из 26 федеральных законов, регулирующих жилищные и связанные с ними отношения, которые были подписаны Президентом РФ в августе и декабре 2004 г. В состав данных законов входятЖК, Градостроительный кодекс, Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», Закон о кредитных историях, Закон об участии в долевом строительстве, Закон о кооперативах, Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и ряд других федеральных законов. Ими регулируется весьма широкий круг вопросов, относящихся к проблеме обеспечения граждан жильем; при этом учитываются те изменения, которые произошли в социально-экономической сфере жизни нашей страны за последние годы.

Субъектами РФ принимаются также свои законы и иные нормативные правовые акты, предусматривающие выплату компенсаций (субсидий) гражданам на строительство и приобретение жилья и другие виды государственной помощи и содействия им в жилищной сфере. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают гражданам помощь и поддержку как в прямой, так и в косвенной формах.

Прямая бюджетная поддержка граждан и юридических лиц (жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, иных объединений собственников) осуществляется органами государственной власти с целью улучшения жилищных условий граждан путем:

1) адресной помощи гражданам при приобретении и строительстве жилья;

2) финансирования строительства государственного и муниципального жилья, предоставляемого нуждающимся в жилых помещениях;

3) выделения дотаций на обслуживание, содержание, ремонт, эксплуатацию жилищного фонда, а также предоставление коммунальных услуг.

Косвенные формы государственного стимулирования способствуют созданию экономических условий, определяющих эффективное развитие жилищного рынка, в рамках которого поощряются инвестиции денежных средств граждан и юридических лиц в жилищную сферу.

К мерам, направленным на увеличение данных инвестиций, относятся предоставление льгот для коммерческих банков, выдающих долгосрочные ипотечные кредиты гражданам на покупку жилья, выпуск муниципальных жилищных займов и другие формы стимулирования.

Оказывая содействие гражданам в решении жилищной проблемы, государство и органы местного самоуправления создают необходимые условия для осуществления жилищного строительства. Большое значение при этом имеет регулирование порядка предоставления земельных участков под такое строительство. Как предусмотрено ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые зоны, в состав которых могут включаться зоны застройки жилыми домами: 1) индивидуальными; 2) малоэтажными; 3) среднеэтажными; 4) многоэтажными; 5) иных видов. Жилые дома могут также включаться в перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах (ч. 2 и 6 ст. 35).

Информация о работе Жилищное право