Жилищное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие международного морского права 4
1.1Кодификация международного морского права 4
1.2Конвенция ООН по морскому праву 1982 года 8
ГЛАВА 2 Классификация морских пространств 10
2.1ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ 11
2.2 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ 13
2.3 ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА 15
2.4 КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ 15
2.5 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ ЗОНА 16
ГЛАВА3. Особенности Открытого Моря 19
3.1 Открытое море 19
3.2 СВОБОДА СУДОХОДСТВА 20
3.3 ПИРАТСТВО 22
3.4 СВОБОДА РЫБОЛОВСТВА 24
3.5 ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ 25
3.6МОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ИCСЛЕДОВАНИЯ 26

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСОВИК.docx

— 56.02 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА 1 Понятие международного морского права  4

1.1Кодификация международного морского права  4

1.2Конвенция ООН по морскому праву 1982 года  8

ГЛАВА 2 Классификация морских пространств 10

2.1ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ 11

2.2 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ 13

2.3 ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА 15

2.4 КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ 15

2.5 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ ЗОНА 16

ГЛАВА3. Особенности Открытого Моря 19

3.1 Открытое море 19

3.2 СВОБОДА СУДОХОДСТВА 20

3.3 ПИРАТСТВО 22

3.4 СВОБОДА РЫБОЛОВСТВА 24

3.5 ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ 25

3.6МОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ИCСЛЕДОВАНИЯ 26

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международное морское право является одной  из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и  норм, определяющих правовой режим  морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью  по использованию морей, океанов  и их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в  форме обычных норм, в середине XX в. была проведена его кодификация. I Конференция ООН по морскому праву  завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об открытом море; о территориальном море и  прилежащей зоне; о континентальном  шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не имела. На III Конференции была принята  Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Отдельные аспекты сотрудничества в использовании  морских пространств и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Международная  морская организация 1948 г., Международная  конвенция электросвязи 1983 г. и др.).

Таким образом, международное морское право  регламентирует деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя определение правового  режима различного рода территорий, установления статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения природных ресурсов океана и т.д.

 

Глава I Кодификация международного морского права

Понятие международного морского права

Международное морское право — это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.

Данная  отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.

В течение  долгого времени обычное право  составляло основу данной отрасли, регулируя  прежде всего отношения, связанные  с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся для этих целей на ранних стадиях развития международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии влияние на формирование международно-правового режима территориальных вод.

Бурное развитие промышленности, торговли и мореплавания, приведшее к великим географическим открытиям, способтвовало утверждению  принципа свободы открытого моря и отказу от территориальных претензий  на морские пространства за пределами  территориальных вод. Основатель науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капитализма — Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или право, которое принадлежит Голландии, принимать участие в торговле в Ост-Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Португалия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса территориальных вол прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств.

История международных морских отношений  свидетельствует о том, что нормы  и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций — защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.

XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и мирового рынка; значительным расширением деятельности государств в Мировом океане. Все эти изменения потребовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.

 

1.1Кодификация международного морского права

В связи с  бурным развитием торгового, рыболовного  и военного флота государств, расширением  сфер деятельности в Мировом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка  кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята  в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развитию международного морского права. В период 1949 — 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и  норм международного морского права: принцип  свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.

Тем временем вопросы, связанные с шириной  территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с  интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, — загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океана, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

К этому времени  весомым политическим фактором международных  отношений стали развивающиеся государства, которые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность  этих обстоятельств вызвала необходимость  новой широкой дискуссии по проблемам  развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН  в 1967 г.

В процессе этой дискуссии государствам удалось  согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства. В результате появились такие международно-правовые акты, как Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о международных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. и др.

Проблемы, связанные  с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву — хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями была созвана III Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

Многоплановый, глобальный характер Конференции и  ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана. Конвенция не допускает каких-либо оговорок и исключений.

Всего было проведено 11 сессий, причем начиная с 7-й сессии каждая из них имела дополнительные («возобновленные») части сессии. В них принимали участие делегации 164 государств. Приглашены также были 12 специализированных учреждений ООН, 19 межправительственных организаций и ряд неправительственных организаций.

На Конференции  проявили себя силы, за которыми стояли определенные политические и экономические  интересы, такие, как «Группа 77» (развивающиеся государства, которых было на самом деле около 120); группа западных капиталистических государств; группа социалистических государств; группа архипе-лажных государств; группа государств, не имеющих выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных географических условиях; группа проливных государств и др. Несмотря на такое разнообразие интересов участвующих в конференции государств в конце концов удалось вынести на единственное за все годы голосование согласованный текст Конвенции ООН по морскому праву. 30 апреля 1982 г. Конвенция была принята:

«за» проголосовали 130 делегаций, «против» — 4 и 17 воздержались. Вместе с Конвенцией были приняты 4 резолюции, составившие Приложение I к ней.

Заключительный  акт III Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания.

1.2 Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

 

Данная  Конвенция, явившаяся результатом  большой и кропотливой работы значительного числа субъектов  международного права, представляет собой один из крупнейших общих многосторонних договоров за всю историю международных отношений. Конвенция 1982 г. состоит из 17 частей, включающих 320 статей, и 9 приложений. 16 ноября 1994 г., по истечении 12 месяцев с даты сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты, Конвенция в соответствии со ст. 308 вступила в силу.

Конвенция подтверждает и дополняет ряд положений Женевских конвенций по морскому праву 1958 г. и вводит новые нормы и институты, которые отражают современные тенденции развития в освоении Мирового океана. Конвенция впервые в договорном порядке установила предельно допустимую ширину территориального моря 12 миль. Она подтвердила и детализировала право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Конвенция ввела новый институт — архипелажные воды, применимый к государствам-архипелагам. В Конвенции зафиксированы правила транзитного прохода через международные проливы, дающие возможность осуществлять свободу судоходства и полетов через них. Совершенно новым является институт исключительной экономической зоны, в пределах которой прибрежному государству предоставляются суверенные права в отношении разведки, разработки и сохранения естественных ресурсов, находящихся на дне, в его недрах и в покрывающих водах, и управления ими, а также в отношении других видов экономической деятельности. Конвенция подтвердила основные нормы в отношении континентального шельфа и внесла уточнения в этот институт, в частности четко определила внешнюю границу континентального шельфа.

Впервые в договорной практике был определен статус огромной территории — района морского дна за пределами континентального шельфа («Района»). Определен порядок регулирования деятельности по исследованию и использованию его ресурсов.

Конвенция существенно расширила перечень свобод открытого моря, включив в него наряду с традиционными свободами судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов также свободы возводить искусственные острова, усановки и сооружения, допускаемые согласно международному праву, и проводить морские научные исследования. В Конвенции имеется блок норм, регламентирующих порядок проведения морских научных исследований, а также группа норм, направленных на обеспечение защиты и сохранения морской среды.

Информация о работе Жилищное право