Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:03, реферат
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие международного морского права 4
1.1Кодификация международного морского права 4
1.2Конвенция ООН по морскому праву 1982 года 8
ГЛАВА 2 Классификация морских пространств 10
2.1ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ 11
2.2 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ 13
2.3 ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА 15
2.4 КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ 15
2.5 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ ЗОНА 16
ГЛАВА3. Особенности Открытого Моря 19
3.1 Открытое море 19
3.2 СВОБОДА СУДОХОДСТВА 20
3.3 ПИРАТСТВО 22
3.4 СВОБОДА РЫБОЛОВСТВА 24
3.5 ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ 25
3.6МОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ИCСЛЕДОВАНИЯ 26
Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.
Важным положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.
В связи
с тем что Конвенция
В целом можно констатировать, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ.
Пространства морей и океанов
на нашей планете с международно-
1) пространства, находящиеся под
суверенитетом различных
2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.
Принадлежность
части Мирового океана к одному из
указанных видов морских
В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.
Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды — лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).
Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских пространств.
Отдельный
вид морских пространств
Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.
Таким образом, правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.
2.1.ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ
Внутренние
морские воды являются составной
частью территории государства. Конвенция
ООН по морскому праву 1982 года (ст.8)
исходит из того, что «суверенитет
прибрежного государства
Прибрежное
государство решает, какие порты
могут быть открыты для допуска
иностранных судов. В случае, когда
порт объявлен открытым, не должна допускаться
дискриминация судов какого-
Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по дипломатическим каналам не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого захода.
В последнее
время заметно обострилась
Что касается нарушения судном международных норм и стандартов, касающихся «годности судов для плавания» и создания угрозы нанесения ущерба морской среде, то в соответствии со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года государство порта принимает административные меры, чтобы предотвратить выход такого судна в море. В целях устранения нарушения судну может быть разрешён только переход «на ближайшую подходящую судоремонтную верфь».
2.2.ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ
Территориальное
море (территориальные воды) – примыкающий
к сухопутной территории или внутренним
водам государства, а в случае
государства-архипелага – к его
архипелажным водам морской пояс
шириной до 12 морских миль, входящий
в состав территории государства
и находящийся под его
Суверенитет
прибрежного государства
Уже в конце 19 столетия в морском праве сложился международный обычай, в соответствии с которым ширина территориального моря устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном порядке эту норму удалось закрепить только с принятием Конвенции 1982 года, ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».
Международное
право устанавливает ряд
Проход считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может принимать в своём территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, который не является мирным. В определённых районах территориального моря осуществление права мирного прохода может быть временно приостановлено (без дискриминации между иностранными судами), если это необходимо для обеспечения безопасности прибрежного государства.
Статья
27 Конвенции 1982 года предусматривает,
что уголовная юрисдикция в отношении
преступлений, совершённых на борту
судна во время прохода через
территориальное море, осуществляется
только в случаях, если: последствия
преступления распространяются на прибрежное
государство; преступление имеет характер,
нарушающий спокойствие в стране
и добрый порядок в территориальном
море; капитан судна, дипломатический
агент или консульское
Конвенция
1982 года (ст.31) впервые предусмотрела
ответственность государства
2.3.ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА
Прилежащая
зона – морское пространство, прилегающее
к внешней границе
Положения о прилежащей зоне содержаться в ст. 24 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и в ст. 33 Конвенции 1982 года. Прилежащая зона является районом открытого моря, следовательно, суверенитет прибрежного государства на неё не распространяется.
В соответствии с Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года ширина зоны не должна превышать 12 морских миль, а в соответствии с Конвенцией 1982 года – прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль. За последнее время значительно возросло число государств установивших прилежащую зону. На 1 января 1999 года таких государств было 68, у которых ширина прилежащей зоны полностью соответствовала требованиям Конвенции 1982 года, и только Сирия имела прилежащую зону, ширина которой составляла 41 морскую милю.
2.4.КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ
Современное
понятие континентального шельфа представляет
собой продукт многолетней
В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Указанная
статья устанавливает, что фиксированные
точки, избранные прибрежным государством,
имеющим широкий шельф, для провидения
линии внешней границы
Регулированию
прав и обязанностей государств в
отношении континентального шельфа
посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года,
которые практически
Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового режима покрывающих вод, т.е. открытого моря или той его части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а также правового режима воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
2.5.ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ ЗОНА
Концепция исключительной экономической зоны впервые была сформулирована африканскими государствами. Она была конкретизирована в рекомендациях по вопросам морского права, разработанных Региональным семинаром стран Африки в июне 1972 года в Яунде. В 1973 году Организация Африканского Единства, включающая 41 государство, провела ряд совещаний на высшем уровне для определения совместной позиции африканских государств на Третьей Конференции ООН по морскому праву, которая должна была провести свою сессию в 1974 году. На одном из них была принята Совместная декларация Организации Африканского Единства по вопросам морского права (Аддис-Абебская декларация).
В документах,
одобренных на упомянутых встречах, выражается
поддержка идее установления за пределами
территориальных вод особой зоны
шириной в 200 морских миль (включая
12-мильные территориальные
Исключительная экономическая зона (exclusive economic zone)– это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежного государств.