Жилищное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:03, реферат

Краткое описание

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие международного морского права 4
1.1Кодификация международного морского права 4
1.2Конвенция ООН по морскому праву 1982 года 8
ГЛАВА 2 Классификация морских пространств 10
2.1ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ 11
2.2 ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ 13
2.3 ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА 15
2.4 КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ 15
2.5 ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ ЗОНА 16
ГЛАВА3. Особенности Открытого Моря 19
3.1 Открытое море 19
3.2 СВОБОДА СУДОХОДСТВА 20
3.3 ПИРАТСТВО 22
3.4 СВОБОДА РЫБОЛОВСТВА 24
3.5 ЗАЩИТА И СОХРАНЕНИЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ 25
3.6МОРСКИЕ НАУЧНЫЕ ИCСЛЕДОВАНИЯ 26

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСОВИК.docx

— 56.02 Кб (Скачать)

Конвенция содержит детально разработанный механизм урегулирования споров, связанных с толкованием и применением ее норм.

Важным  положением Конвенции в деле обеспечения всеобщего мира и безопасности является резервирование открытого моря для мирных целей.

В связи  с тем что Конвенция кодифицировала ряд обычно-правовых норм, эти нормы  продолжают действовать для государств, не участвующих в ней.

В целом  можно констатировать, что Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г. — это важный исторический этап в кодификации и прогрессивном развитии международного права, имеющий целью стабильное развитие международных отношений в связи с деятельностью субъектов международного права в Мировом океане.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ МОРСКИХ ПРОСТРАНСТВ.

Пространства морей и океанов  на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

1) пространства, находящиеся под  суверенитетом различных государств  и составляющие территорию каждого из них;

2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

Принадлежность  части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств  определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое  воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское  побережье, входят части моря, расположенные  вдоль его берегов и именуемые  внутренними морскими водами и территориальным  морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное  море и архипелажные воды — лишь небольшая часть Мирового, океана. Огромные пространства морей и океанов  за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеют иной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т. д.).

Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских  пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и  особенностей правового режима конкретного  морского пространства. Этот подход соответствует  исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.

 

 

2.1.ВНУТРЕННИЕ МОРСКИЕ ВОДЫ

Внутренние  морские воды являются составной  частью территории государства. Конвенция  ООН по морскому праву 1982 года (ст.8) исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод... на прилегающий  морской пояс, называемый территориальным  морем.

Прибрежное  государство решает, какие порты  могут быть открыты для допуска  иностранных судов. В случае, когда  порт объявлен открытым, не должна допускаться  дискриминация судов какого-либо флага. Всякого рода ограничения  для судов той или иной страны могут вызывать ответные меры.

Что касается иностранных военных кораблей, то для их захода и пребывания во внутренних водах государством флага направляется запрос по дипломатическим каналам  не позднее 30 дней до предполагаемой даты такого захода.

В последнее  время заметно обострилась проблема захода в иностранные порты кораблей и судов с ядерными энергетическими  установками. Отсюда – ужесточение  соответствующих требований, которые  установлены на международном и  национальном уровнях. Заблаговременное предоставление информации о безопасности в случае захода таких судов требует  Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года. Иностранные суда вправе использовать открытые порты или иные в случае вынужденного захода (бедствие и т.п.).

Что касается нарушения судном международных  норм и стандартов, касающихся «годности  судов для плавания» и создания угрозы нанесения ущерба морской  среде, то в соответствии со ст. 219 Конвенции  ООН 1982 года государство порта принимает  административные меры, чтобы предотвратить  выход такого судна в море. В  целях устранения нарушения судну  может быть разрешён только переход  «на ближайшую подходящую судоремонтную  верфь».

 

2.2.ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Территориальное море (территориальные воды) – примыкающий  к сухопутной территории или внутренним водам государства, а в случае государства-архипелага – к его  архипелажным водам морской пояс шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории государства  и находящийся под его суверенитетом, осуществляемым с учётом и соблюдением  общепризнанным норм международного права.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на территориальное море, его дно  и недра дна, а также на воздушное  пространство над территориальным  морем. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Только прибрежному государству  принадлежит право в своём  территориальном море регулировать заход, плавание, рыболовство, гидрографические и иные исследования, а также любую  другую деятельность иностранных судов  и летательных аппаратов.

Уже в  конце 19 столетия в морском праве  сложился международный обычай, в  соответствии с которым ширина территориального моря устанавливалась в пределах от 3 до 12 морских миль. Однако в договорном порядке эту норму удалось  закрепить только с принятием  Конвенции 1982 года, ст.3 которой предусматривает, что «каждое государство имеет  право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцать морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых в соответствии с настоящей Конвенцией».

Международное право устанавливает ряд изъятий  из суверенитета прибрежного государства  в территориальном море. Одним  из основных изъятий является право  мирного прохода, которым в территориальном  море пользуются судна всех стран. Согласно ст.18 Конвенции 1982 года под проходом понимается плавание через территориальное  море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не останавливаясь на рейде и у портового  сооружения за пределами внутренних вод; пройти во внутренние воды или выйти из них, а также встать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку и стоянку на якоре, но только если они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия.

Проход  считается мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство может принимать в своём территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, который не является мирным. В определённых районах территориального моря осуществление права мирного прохода может быть временно приостановлено (без дискриминации между иностранными судами), если это необходимо для обеспечения безопасности прибрежного государства.

Статья 27 Конвенции 1982 года предусматривает, что уголовная юрисдикция в отношении  преступлений, совершённых на борту  судна во время прохода через  территориальное море, осуществляется только в случаях, если: последствия  преступления распространяются на прибрежное государство; преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в стране и добрый порядок в территориальном  море; капитан судна, дипломатический  агент или консульское должностное  лицо обратилось к местным властям  с просьбой об оказании помощи; применяемые  меры необходимы для пресечения торговли наркотиками или психотропными  веществами.

Конвенция 1982 года (ст.31) впервые предусмотрела  ответственность государства флага  за любой ущерб, причиненный прибрежному  государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблём или  другим государственным судном, эксплуатируемым  в некоммерческих целях, законов  и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное  море, или норм международного права.

 

2.3.ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

Прилежащая  зона – морское пространство, прилегающее  к внешней границе территориального моря, в котором прибрежное государство  пользуется правилами контроля с  целью предотвращения нарушений  соответствующих законов и правил в пределах его территории.

Положения о прилежащей зоне содержаться в  ст. 24 Конвенции о территориальном  море и прилежащей зоне 1958 года и  в ст. 33 Конвенции 1982 года. Прилежащая зона является районом открытого  моря, следовательно, суверенитет прибрежного  государства на неё не распространяется.

В соответствии с Конвенцией о территориальном  море и прилежащей зоне 1958 года ширина зоны не должна превышать 12 морских  миль, а в соответствии с Конвенцией 1982 года – прилежащая зона не может  распространяться за пределы 24 морских  миль. За последнее время значительно возросло число государств установивших прилежащую зону. На 1 января 1999 года таких государств было 68, у которых ширина прилежащей зоны полностью соответствовала требованиям Конвенции 1982 года, и только Сирия имела прилежащую зону, ширина которой составляла 41 морскую милю.

 

2.4.КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ ШЕЛЬФ

Современное понятие континентального шельфа представляет собой продукт многолетней практики государств и закреплено в конвенции  ООН по морскому праву 1982 года.

В соответствии с п.1 ст.76 Конвенции континентальный  шельф прибрежного государства  включает в себя морское дно и  недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всём протяжении естественного  продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной  окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Указанная статья устанавливает, что фиксированные  точки, избранные прибрежным государством, имеющим широкий шельф, для провидения линии внешней границы континентального шельфа должны находится не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, и не далее 100 морских миль от 2500 метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины  в 2500 метров.

Регулированию прав и обязанностей государств в  отношении континентального шельфа посвящены ст. 76-85 Конвенции 1982 года, которые практически воспроизводят  соответствующие нормы Конвенции  о континентальном шельфе 1958 года. В соответствии со ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом  суверенные государства в целях  разведки и разработки его природных  ресурсов.

Суверенные  права прибрежного государства  на континентальный шельф не затрагивают  правового режима покрывающих вод, т.е. открытого моря или той его  части, которая может составлять исключительную экономическую зону, а также правового режима воздушного пространства над этими водами. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод иных государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.

 

2.5.ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ ЗОНА

Концепция исключительной экономической зоны впервые была сформулирована африканскими государствами. Она была конкретизирована в рекомендациях по вопросам морского права, разработанных Региональным семинаром стран Африки в июне 1972 года в Яунде. В 1973 году Организация Африканского Единства, включающая 41 государство, провела ряд совещаний на высшем уровне для определения совместной позиции африканских государств на Третьей Конференции ООН по морскому праву, которая должна была провести свою сессию в 1974 году. На одном из них была принята Совместная декларация Организации Африканского Единства по вопросам морского права (Аддис-Абебская декларация).

В документах, одобренных на упомянутых встречах, выражается поддержка идее установления за пределами  территориальных вод особой зоны шириной в 200 морских миль (включая 12-мильные территориальные воды); в этой зоне прибрежные государства  наделяются специальными правами, которых  не имеют другие государства. Новая  зона получила название исключительной экономической зоны.

Исключительная  экономическая зона (exclusive economic zone)– это пояс морского пространства, расположенный за внешней границей территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Эта зона не входит в состав территории прибрежного государств.

Информация о работе Жилищное право