Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:31, курсовая работа
Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей день.
Принятие четвертой части Гражданского кодекса (далее по тексту - ГК РФ), а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии указанного института.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне, Закон) регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) а также характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, но не разъясняет сам термин "конфиденциальность". Между тем, то значение, которое ему придается в обыденной жизни, позволяет его трактовать как "секретность", "неизвестность третьим лицам". Статья 1465 ГК РФ дает понятие (ноу-хау).
Введение.
Информация. Требования к информации коммерческого.
характера.
Понятие коммерческой тайны.
Институт коммерческой тайны.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Коммерческая тайна организации.
Практические шаги владельца тайны.
Персонал и секретные сведения.
Предоставление информации органам власти.
Ответственность за разглашение секретной информации.
Заключение.
Список использованной литературы.
Для предупреждения нарушений законности в работе коммерческих и некоммерческих организаций законодательством определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. (Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 №35(ред. от 03.10.2002 №731) « О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну)
Соответствующие правовые нормы можно свести в три группы.
Первая группа включает нормы, относящиеся к обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В отношениях с ними к таким сведениям индивидуальные предприниматели и юридические лица независимо от организационно-правовых форм не вправе относить: учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей и устав); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему Российской Федерации; документы о платежеспособности; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Государственным и муниципальным унитарным предприятиям до и в процессе их приватизации дополнительно к перечисленным сведениям запрещено относить к коммерческой тайне также данные о размерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РФ и заключенных им договоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также с отдельными гражданами.
Некоммерческие организации (партийные, профсоюзные, благотворительные организации, фонды и др.), не могут относить к предметам коммерческой тайны размеры и структуру доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.20
Все названные субъекты права, руководители коммерческих и некоммерческих организаций обязаны представлять перечисленные выше сведения по требованию органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе государственной налоговой службы, и контролирующих органов, а также всех других юридических лиц, имеющих право на получение таких сведений в соответствии с законодательством РФ.
Вторая группа правовых норм обязывает обладателей информации раскрывать ее, т.е. обеспечивать доступность для всех заинтересованных в этом лиц с использованием процедур, гарантирующих нахождение и получение соответствующей информации.
Третья группа правовых норм направлена на обеспечение как государственного, так и общественного контроля за коммерческими и некоммерческими организациями посредством внедрения принципа гласности в их функционирование. Закон не только запрещает им засекречивать определенную информацию, распространяя на нее режим служебной и коммерческой тайны, отказывать в предоставлении такой информации тем, кто правомочен ее получать, но и обязывает обладателей информации обнародовать некоторые сведения посредством их публикации. Тем самым значительно усиливаются политические и юридические гарантии законности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций.
По этому пути идет законодательство последних лет, определяющее статус юридических лиц всех организационно-правовых форм. Так, согласно п.1 ст.97 ГК РФ открытое акционерное общество должно ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, ст. 92 Федерального закона "Об акционерных обществах"21 обязывает открытое акционерное общество ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества: проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном названным федеральным законом; списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций; иные сведения, определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку.
Акционерные общества, включая и закрытые, в случае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг обязаны публиковать информацию в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку. Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ должна публиковаться информация о ликвидации юридических лиц, п. 2 ст. 118 ГК РФ обязывает фонды ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Статья 16 федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"22 посвящена публичности бухгалтерских отчетов. В соответствии с ней акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовые бухгалтерские отчеты не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.23
Рассмотрим коммерческую тайну организации, руководствуясь научной статьей Кошкиной Т.Ю.24
С принятием федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ) "О коммерческой тайне" у предприятий и организаций появилась правовая основа для защиты внутренней информации. Конечно, конкретный перечень подлежащей засекречиванию информации зависит от сферы деятельности фирмы, а способы защиты каждая организация вправе выбирать по своему усмотрению. Тем не менее, автор статьи сделал попытку рассмотреть наиболее общие вопросы организации системы защиты информации, включая участие в этой работе главного бухгалтера.
Бухгалтеру было знакомо понятие коммерческой тайны и до выхода в свет нового закона. Так, статьей 10 закона о бухгалтерском учете установлено, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к этой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Коммерческая тайна является объектом гражданских прав. В соответствии со ст. 1465 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну, если имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, если к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности. Работники, другие лица и контрагенты, разгласившие коммерческую тайну вопреки гражданско-правовому или трудовому договору (контракту), обязаны возместить причиненные убытки.
Таким образом, до принятия Закона N 98-ФЗ25 все вопросы, связанные с коммерческой тайной, регулировались Гражданским кодексом и Постановлением Правительства РФ N 3526. Данный федеральный закон определяет отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. Действие Закона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
В соответствии со ст.3 Закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ) "О коммерческой тайне" под коммерческой тайной следует понимать режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю, при существующих или возможных обстоятельствах, увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. К информации, составляющей коммерческую тайну, может быть отнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)).
Согласно ст.3 Закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ (в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ) "О коммерческой тайне" обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, признается лицо, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, или лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;
Таким образом, организация, претендующая на наличие секретной информации, обязана принять меры по ее охране. Закон не ограничивает обладателя коммерческой тайны в выборе способов ее защиты. В соответствии с п.4 ст.10 Закона "О коммерческой тайне" для защиты конфиденциальности информации организация вправе применять технические средства и методы, не противоречащие законодательству РФ.
Однако прежде чем предпринимать какие-либо конкретные шаги, организации необходимо решить, какую именно информацию и от кого нужно защитить. Спрятать документы от налоговых органов предприятие, конечно, не сможет. Согласно Закону представители госорганов имеют право получать сведения, отнесенные к коммерческой тайне. Вместе с тем введение особого порядка хранения, учета и доступа к некоторым видам документов позволит обезопасить фирму от конкурентов.
Комплекс мер, которые обладатель конфиденциальной информации должен предпринять для ее охраны, прописан в пункте 1 ст.10 Закона "О коммерческой тайне"
На первом этапе следует определить перечень информации, составляющей коммерческую тайну, и составить список "тайных" сведений. Включать в данный перечень информацию, которая охраняется патентными и авторскими правами, не следует. Закон "О коммерческой тайне" дает возможность засекретить ту информацию, на которую такие права не зарегистрированы. Кроме того, нужно иметь в виду, что введение режима коммерческой тайны - дело трудоемкое. Поэтому, чем больше объем секретных данных, тем сложнее их оберегать, как следствие - возникают дополнительные расходы и снижается оперативность работы сотрудников. Таким образом, необходимо, чтобы количество "особых" документов было разумным, а мероприятия по засекречиванию информации - обоснованы с финансовой точки зрения. Рекомендуется предварительно оценить экономический эффект от введения режима коммерческой тайны, то есть величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба. Если утечка информации действительно грозит компании убытками, то пренебрегать введением режимных мероприятий и экономить на них нецелесообразно. На этом же этапе нужно определить, как долго сведения, составляющие коммерческую тайну, будут актуальными.
Итак, перечень запрещенной для общего использования информации установлен и утвержден приказом руководителя. Начинается второй этап, цель которого - установление порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением этого порядка. Руководство издает соответствующие приказы и распоряжения, определяется список сотрудников, имеющих доступ к секретным документам, места хранения носителей "особых" сведений, назначаются ответственные за соблюдение режима коммерческой тайны.
В обязательном порядке следует внести изменения и дополнения в документы, регулирующие взаимоотношения с работниками и контрагентами.
На завершающем этапе на всех документах, подшивках, папках, других носителях закрытой информации проставляется гриф "Коммерческая тайна" с указанием полного наименования и местонахождения юридического лица. Электронным документам, содержащим охраняемые сведения, необходимо присвоить пароли, которые следует под расписку сообщить только уполномоченным работникам.
После принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер режим коммерческой тайны на предприятии считается установленным и обладатель информации, таким образом, получает права на нее и может предъявлять претензии в связи с ее незаконным использованием.
Отношения работодателя с сотрудниками организации в рамках режима коммерческой тайны регулируются ст.11 Закона "О коммерческой тайне".27 Эта статья устанавливает обязанности работодателя и работника по охране конфиденциальности информации.28
К обязанностям организации Закон относит:
1. Ознакомление под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. При этом работодатель должен сообщить не только перечень секретной информации, обладателем которой является сама организация, но и указать на ту информацию, обладателем которой являются партнеры (контрагенты), но охранять ее, в силу условий договоров, обязан работодатель.
2. Ознакомление работника под расписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение.
3. Создание работнику всех необходимых условий для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.
Обратите внимание: все вышеизложенное имеет отношение только к тем сотрудникам, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями (согласно должностной инструкции) имеют доступ к закрытым сведениям.
В результате каждый "посвященный" сотрудник должен знать, какая информация, находящаяся в его распоряжении, составляет коммерческую тайну, каковы меры ответственности за нарушение режима коммерческой тайны, и иметь необходимые условия для соблюдения этого режима. Для персонала может быть разработана инструкция о порядке работы с особыми документами, включая их копирование и хранение.
Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ