Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей день.

Принятие четвертой части Гражданского кодекса (далее по тексту - ГК РФ), а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии указанного института.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне, Закон) регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) а также характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, но не разъясняет сам термин "конфиденциальность". Между тем, то значение, которое ему придается в обыденной жизни, позволяет его трактовать как "секретность", "неизвестность третьим лицам". Статья 1465 ГК РФ дает понятие (ноу-хау).

Оглавление

Введение.
Информация. Требования к информации коммерческого.
характера.
Понятие коммерческой тайны.
Институт коммерческой тайны.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Коммерческая тайна организации.
Практические шаги владельца тайны.
Персонал и секретные сведения.
Предоставление информации органам власти.
Ответственность за разглашение секретной информации.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая 2010 Правовой режим коммерческой тайны.rtf

— 345.44 Кб (Скачать)

С сотрудниками, принятыми на предприятие до введения режима коммерческой тайны, необходимо подписать дополнительное соглашение к трудовому договору о неразглашении информации и установить срок, в течение которого работник после окончания трудового договора обязуется "хранить молчание" о секретных сведениях. В трудовые договоры, заключаемые с персоналом, после установления "тайного" режима необходимо внести соответствующий пункт.

Понятно, что дополнительные соглашения и расписки должны храниться не только в период действия трудового договора с работником, но и после его окончания. В противном случае предъявить претензию бывшему сотруднику компания не сможет.

      Пунктом 3 ст.11 Закона "О коммерческой тайне" установлены обязанности работника по охране конфиденциальности информации. К ним относятся:

1) выполнение установленного на предприятии режима коммерческой тайны;

2) неразглашение информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты. Сотрудник не должен использовать эту информацию в личных целях без письменного согласия ее обладателей;

Здесь следует обратить внимание, что если такое соглашение не было подписано во время действия трудового договора и срок неразглашения секретной информации не установлен, то работник все равно должен охранять "тайные" сведения и нести ответственность за их разглашение в течение трех лет после прекращения трудового договора;

Условие о конфиденциальности информации необходимо внести и в гражданско-правовые договоры с привлеченными лицами, например, в договор подряда.

     Согласно пункту 8 ст. 11 ФЗ от 29.07.2004 N 98-ФЗ (в ред. от 24. 07.2007 №214-ФЗ) "О коммерческой тайне" работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны в отношении информации, к которой он получил доступ в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

 

3.3. Предоставление информации органам власти

 

Закон обязывает организацию раскрыть информацию органам государственной власти по их запросу. Руководитель и главный бухгалтер организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию даже в том случае, если она относится к коммерческой тайне (ст.6 Закона "О коммерческой тайне"). Однако прежде чем исполнять запрос, рекомендуем обратить внимание на его оформление и проанализировать его содержание.

Запрос, направляемый организации, должен быть оформлен на официальном бланке, иметь исходящий номер и дату отправления. В случае, если запрос поступил по телефону, даже если звонит уполномоченное должностное лицо, например, участковый, организация вправе его не выполнять. Если запрос отправлен по почте, то на конверте должен быть штамп органа, который отправил запрос.29

Запрос должен быть мотивированным, то есть из его содержания организация должна понять, по какой причине от нее требуют информацию.

И еще один важный момент. Запрос должен быть подписан уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое обоснование истребования информации, указание на срок ее представления.

Таким образом, органы власти могут получить информацию, отнесенную организацией к коммерческой тайне, только по запросу, соответствующему всем этим требованиям.

Законом установлена обязанность организации предоставлять информацию государственным органам на безвозмездной основе.

Примеров сутяжничества из-за нарушения работником закона о коммерческой тайне немного. Наиболее часто судятся третьи лица, финансово заинтересованные в этом предприятии, по причине непредставления им запрашиваемой информации о работе фирмы. Поводом для отказа являлся тот факт, что нужные человеку документы были защищены законом о коммерческой тайне.

      По одному из таких дел ФАС Московского округа вынес постановление от 9 января 2008 г. № КГ-А40/13644-07 по делу № А-40-24388/07-132-236. Из него следует, что, согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об открытом обществе с ограниченной ответственностью», один из акционеров, коим является истец, имеет право получать информацию о деятельности общества и знакомиться с теми бухгалтерскими документами, которые прописаны в уставе предприятия. Но желаемые бумаги руководство компании не предоставило. В результате арбитражный суд признал требования человека, подавшего иск, обоснованными, и ему был открыт неограниченный доступ к документам организации. Теперь уже истец сам был обязан хранить коммерческую тайну.

         Дел, похожих на это, немало. Поэтому при сложившейся ситуации нужно поискать схожий прецедент и решить для себя, опираясь на чужой опыт, стоит ли игра свеч. В отношении отсутствия разбирательств между работодателем и сотрудником можно сделать вывод, что судиться между собой им невыгодно, так как прецеденты с таким набором участников найти нелегко.

3.4. Ответственность за разглашение секретной информации

 

Под разглашением информации, составляющей коммерческую тайну, следует понимать действие или бездействие, в результате которого информация становится известной третьим лицам без согласия ее обладателя. При этом форма передачи информации (устная, письменная, с использованием технических средств) не имеет значения.30

Разглашение коммерческой тайны влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.14 Закона "О коммерческой тайне"). Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.2 ст.14 Закона N 98-ФЗ).

Согласно п.1 ст. 1472 ГК РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства в соответствии с п. 2 ст. 1468, п. 3 ст. 1469 или п. 2 ст. 1470 ГК РФ, обязан возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

При этом в соответствии с п.2 ст.15 ГК РФ под убытками понимаются расходы (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода). В случае, если лицо, нарушившее право другого лица, получило вследствие этого доходы, то потерпевшая сторона вправе требовать возмещения наряду с реальным ущербом и упущенной выгодой в размере не меньшем, чем полученные незаконным способом доходы. Однако, требуя возмещения реального ущерба и упущенной выгоды, потерпевшая сторона обязана доказать размер ущерба (ст.393 ГК РФ).

Доказать величину убытков достаточно сложно. И стоимость самой утраченной конфиденциальной информации, и размер упущенной выгоды являются величиной достаточно условной. Кроме того, рассматривая претензии организаций к работникам, суды часто встают на сторону персонала. В отношениях с партнерами более надежным способом защиты своих интересов является установление ответственности в заключаемых договорах в виде фиксированной суммы. В этом случае фирме не придется в суде доказывать размер убытка.31

Согласно же п. 2 ст. 1472 ГК РФ лицо, которое использовало секрет производства и не знало и не должно было знать о том, что его использование незаконно, в том числе в связи с тем, что оно получило доступ к секрету производства случайно или по ошибке, не несет ответственность в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи и п. 4. ст. 14 ФЗ «О коммерческой тайне» Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, в соответствии с настоящим Федеральным законом не может быть привлечено к ответственности.

Так же за разглашение коммерческой тайны предусмотрена и уголовная ответственность. В ч. 1 ст. 183 Уголовного Кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, банковскую и налоговую тайну".

Однако случаи обращения с заявлениями в правоохранительные органы довольно редки.

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе было изучена нормативно-правовая база, регулирующая коммерческую тайну, изучен правовой режим коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации, проведен анализ вопросов, касающихся коммерческой тайны организации.

При написании курсовой работы руководствовались нормативно-правовыми актами, научными статьями и учебной литературой.

На основании вышеизложенного материала курсовой работы можно сделать следующие выводы:

 Предметом правового регулирования в режиме коммерческой тайны является некоторый набор сведений. Объектом регулирования и правовой охраны являются интересы собственника или обладателя указанного набора сведений. Процедуру доступа к сведениям устанавливает собственник или обладатель. Цель законодательного регулирования режима коммерческой тайны состоит в том, чтобы защитить право обладателя данного набора сведений на индивидуализацию способа использования последних.

С 1 января 2008 г., т.е. с момента вступления в силу Части четвертой ГК РФ и новой редакции Закона о коммерческой тайне, законодательно закреплены три договора, которые допускается заключать в отношении коммерческой тайны:

1) договор о передаче информации, составляющей коммерческую тайну (п. 6 ст. 3 Закона о коммерческой тайне);

2) договор об отчуждении исключительного права на секрет производства (ст. 1468 ГК РФ);

3) лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства (ст. 1469 ГК РФ).

Нетрудно заметить, что попытки одновременного применения указанных правовых конструкций могут повлечь за собой определенные проблемы. По логике законодателя получается, что объектом правоотношений может быть не только информация, составляющая коммерческую тайну, но и исключительные права на нее. Это все равно, что признать объектом правоотношения сам товарный знак как некое обозначение и одновременно - исключительные права на него.

Далее возникает вопрос: а как можно передать информацию, составляющую коммерческую тайну, без прав на нее? Наконец, сам термин "передача" представляется не очень удачным. Передать можно материальный носитель информации (дискету, документ и т.д.), но не саму информацию, имеющую идеальную природу. Также уместно вспомнить, что, согласно совместной правовой позиции Пленумов ВС РФ и ВАС РФ, внесение объекта интеллектуальной собственности в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества невозможно, что, однако, не исключает возможности внесения в качестве вклада права пользования таким объектом интеллектуальной собственности. Подобная передача прав возможна исключительно в соответствии с договорными конструкциями, предусмотренными гл. 75 ГК РФ. Таким образом, правильнее говорить о допуске к информации, составляющей коммерческую тайну, на законных основаниях.

Таким образом, следует отметить, что договорная конструкция, предусмотренная п. 6 ст. 3 Закона о коммерческой тайне, вряд ли найдет применение на практике. Фактически передача информации, составляющей коммерческую тайну, в любом случае будет осуществляться в рамках договоров, предусмотренных ст. 1468 и 1469 ГК РФ, т.е. одновременно с передачей прав на ее использование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

      Официальные законодательные и распорядительные документы:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. (Принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Российская газет"а, N 237, 25.12.1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 от 21.10.1994 г.; часть 2 от 22.12.1995 г. часть 4 от 18. 12. 2006 -в ред. ФЗ от 08.11.2008 N 201-ФЗ).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 // Екатеринбург, Уралюздат, 2002г
  5. Федеральный закон от 29.07.2004 г. №98-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) "О Коммерческой тайне" (принят ГД ФС РФ 09.07.2004).
  6. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010).
  7. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об акционерных обществах".
  8. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ  (ред. от 23.11.2009 N 261-ФЗ) "О бухгалтерском учете".
  9. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации,    информационных технологиях и о защите информации".
  10. Федеральный закон  от 27.07.2004 №79-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О государственной гражданской службе РФ".
  11. Закон РФ от 21.07.1993 №5485-1 (в ред. от 18.07.2009 № 180-ФЗ) "О государственной тайне"
  12. Федеральный закон "О связи" от 07.07.2003 №126-ФЗ в ред. ФЗ от 29.04.2008 №58-ФЗ, от 18.07.2009 №188-ФЗ.
  13. Федеральный закон от 08.12.1995 №193-ФЗ (ред. от 19.07.2009) "О сельскохозяйственной кооперации".
  14. Федеральный закон от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 01.12.2007 №318-ФЗ) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
  15. Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 №35 (ред. от 03.10.2002 №731) " О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

   

    Учебно-методическая литература:

  1. Анализ правовой концепции режима коммерческой тайны. Экономика и жизнь от 24.12.2007г.
  2. Вихорев С. Конфиденциальная информация и законодательство Российской Федерации./ Банковские технологии, №9, 2007г.
  3. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Предисл. проф. В.Ф.Яковлева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 928с.
  4. Завалюнюк А. Защита информации глазами юриста. /Журнал CSO, №1, 2008.
  5. Защита коммерческой информации. Теория и практика. М.,2008г.
  6. Кузьмин А.Э. Правовая защита коммерческой тайны. Издание СпбГУ, №4, 2008г.
  7. Круглый стол "Проект федерального закона "О коммерческой тайне" Москва, 30.10.2005 г.
  8. Кошкина Т.Ю. Статья: Коммерческая тайна организации / Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения, 2008, № 6.
  9. Литягин Н.Н. Предпринимательское право: Учебное пособие. М.: МГИУ, 2009. 124 с.
  10.   --Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Юрайт, 2008. - 153 с.
  11.   Предпринимательское право России.  Белых В.С. и др.-  М.: Юрайт, 2009.-276с.

Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ