Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:31, курсовая работа

Краткое описание

Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей день.

Принятие четвертой части Гражданского кодекса (далее по тексту - ГК РФ), а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии указанного института.

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне, Закон) регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) а также характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, но не разъясняет сам термин "конфиденциальность". Между тем, то значение, которое ему придается в обыденной жизни, позволяет его трактовать как "секретность", "неизвестность третьим лицам". Статья 1465 ГК РФ дает понятие (ноу-хау).

Оглавление

Введение.
Информация. Требования к информации коммерческого.
характера.
Понятие коммерческой тайны.
Институт коммерческой тайны.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Коммерческая тайна организации.
Практические шаги владельца тайны.
Персонал и секретные сведения.
Предоставление информации органам власти.
Ответственность за разглашение секретной информации.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая 2010 Правовой режим коммерческой тайны.rtf

— 345.44 Кб (Скачать)

Указом Президента РФ от 6 марта 1997г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера (ред. 23.09.2005). Цель Указа специфична: дальнейшее совершенствование порядка опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Однако предложенная в нем классификация соответствующих требований имеет общее значение, в т.ч. для понимания служебной и коммерческой тайны.

Названный Указ все сведения конфиденциального характера подразделяет на шесть групп:

1) персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

3) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. д.);

4) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них;

5) служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;

6) коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.

Таким образом, общим критерием, отграничивающим служебную и коммерческую тайны от иных видов конфиденциальной информации, является их регулирование гражданским законодательством. Последнее не проводит четкой грани между обеими тайнами: их правовой режим одинаков, а одно и то же лицо может быть обладателем той и другой тайны. Лишь в отдельных случаях законодатель дает свою особую трактовку служебной или коммерческой тайны.8

В юридической литературе высказан и иной взгляд:9 служебная и коммерческая тайна рассматривается как охватывающая два разных института охраняемой информации. Один (служебная тайна) относится к публичному праву, а другой (коммерческая тайна) -- к гражданскому праву. В соответствии с приведенным взглядом, к служебной тайне, за исключением информации, составляющей государственную и военную тайну, относится информация о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций (например, налоговые органы при проверке организации имеют право доступа к ее договорам с контрагентами, но при этом информация о ценах, других условиях сделки приобретает статус служебной тайны, за разглашение которой служащий должен нести ответственность). Как следствие, делается вывод, что отношения, связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним и тем же законом, а их объединение в одной статье Гражданского кодекса РФ ошибочно10.

 

Глава II. Институт коммерческой тайны

 

Институт служебной и коммерческой тайны сравнительно новый в отечественном законодательстве. В условиях советской власти он отсутствовал, ограниченный доступ устанавливался лишь для информации, составляющей государственную и военную тайну. Тогда передовые достижения предприятий, колхозов, совхозов в области техники, технологии, организации производства и труда активно пропагандировались средствами массовой информации, заинтересованные лица безвозмездно непосредственно на месте изучали их и затем внедряли у себя. О существовании промышленного шпионажа, кражах экономических идей мы узнавали из зарубежных детективов.

В России служебная и коммерческая тайна стала предметом законодательного регулирования с переходом к реформированию экономики. Статья 28 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" дала право предприятиям не представлять информацию, содержащую коммерческую тайну11. Перечень сведений, составляющих эту тайну, определялся руководителем предприятия.

Одним из самых сложных вопросов при внедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правовая охрана. Этим постоянно вынуждены заниматься и те государства, которые уже давно имеют соответствующее законодательство. В России до середины 90-х гг. законодательство, по сути, не предусматривало сколько-нибудь эффективных мер защиты интересов лиц-обладателей тайны в случае ее разглашения.12 В отдельных актах новейшего законодательства отмеченный недостаток постепенно преодолевается (например, ст. 183 Уголовного кодекса РФ за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, установила уголовную ответственность), возникла необходимость принятия специального закона, посвященного служебной и коммерческой тайне. Так был принят федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне".

При использовании гражданско-правовых мер защиты служебной и коммерческой тайны важны три момента: определение способа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и меры ответственности за ее разглашение; кто может быть субъектом ответственности; условия, при которых ответственность наступает. В зависимости от обстоятельств разглашения тайны и участвующих в нем лиц может быть применен любой из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. На практике чаще всего имеют место возмещение убытков, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и компенсация морального вреда.13

В число субъектов ответственности входят различные лица. Прежде всего, это те, кто незаконными методами получил информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну. Ими могут выступать любые физические лица, которые, не имея законного доступа к источникам соответствующей конфиденциальной информации, стали ее обладателями путем воровства, грабежа, мошенничества и подобных незаконных способов. Для наступления ответственности никаких дополнительных условий, кроме совершения самого незаконного деяния, не требуется.

Далее, к субъектам ответственности относятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны в трудовых правоотношениях на основании трудового договора (контракта). Это бухгалтеры, кассиры, экономисты, инженеры, техники и иные специалисты, референты, рядовые работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации. В соответствии со ст. 81, п. 6в Трудового кодекса РФ в случае, если работник разглашает охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную или иную), ставшую ему известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, работодатель может расторгнуть с таким работником трудовой договор. Ответственность работника за разглашение охраняемой законом тайны наступает в случае, если ему заранее совершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведения составляют, например, коммерческую тайну, и именно их он разгласил.

Во всех случаях во избежание недоразумений целесообразно уже при заключении трудового договора (контракта) указывать в его условиях на ответственность работника за разглашение служебной и коммерческой тайны, а затем под расписку сообщать перечень соответствующих сведений, с которыми работник соприкасается при исполнении своих трудовых и служебных обязанностей.14

С учетом специфики деятельности обладателям (собственникам) служебной и коммерческой тайны надлежит позаботиться о создании и соблюдении режима сохранения засекреченных сведений. На документы-носители засекреченной информации целесообразно наносить специальный гриф, свидетельствующий о том, что их содержание составляет служебную и коммерческую тайну. Не лишними будут и особые документы (инструкции, положения), регламентирующие обращение со сведениями, содержащими коммерческую и служебную тайну. Также под расписку надлежит знакомить с документами лиц, имеющих доступ к засекреченной информации.

Субъектами ответственности являются также контрагенты (стороны) по гражданско-правовым договорам. Вступая в переговоры о заключении гражданско-правового договора, договаривающиеся стороны обмениваются между собой большим объемом информации - о предмете, цене, сроках выполнения договора и т. д. Разглашение подобных сведений до подписания договора или в ходе его реализации часто способно нанести существенный урон интересам стороны, служебная или коммерческая тайна которой была нарушена. Поэтому еще перед началом переговоров целесообразно под расписку обмениваться не подлежащими разглашению сведениями, которыми стороны будут оперировать в переговорах, а в самом договоре отметить те условия, которые носят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению либо ознакомлению третьей стороной. В обоих случаях следует предусматривать неустойку за разглашение служебной или коммерческой тайны, например, в виде определенного процента по отношению к цене договора.15

По некоторым гражданско-правовым договорам сам законодатель, независимо от усмотрения сторон, установил правовые нормы, предполагающие ответственность за разглашение служебной или коммерческой тайны. Например, согласно договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке возникают непосредственно у доверителя. В качестве поверенного может выступать коммерческий представитель - лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательской деятельности. В ст. 184 ГК РФ особо подчеркнуто, что коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках не только во время исполнения, но и после исполнения данного ему поручения.

В заключении, реализации договора подряда и выполнении связанных с ним работ участвуют заказчик, генеральный подрядчик, субподрядчики и другие лица, между которыми происходит обмен документами, ознакомление с новыми материалами, технологиями, проектами и т. д. Если сторона благодаря исполнению своего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информацию о новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, а также сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, то сторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам без согласия другой стороны. Порядок и условия пользования такой информацией определяются соглашением сторон (ст. 727 ГК РФ).

По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя - выплатить страховое возмещение в пределах определенном договором страховой суммы.

По договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. Страховщик согласно ст. 946 ГК РФ не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе, застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщик несет юридическую ответственность.

Наконец, субъектами ответственности могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащей служебную и коммерческую тайну. Здесь на практике возникают две взаимосвязанные проблемы. Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентными органами своих функций нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к служебной и коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации, после чего отказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Подобные акции в отношении органов государственной пласта и органов местного самоуправления, действующих на основании предоставленных им законодательством полномочий, явно противоправны. Надо лишь уточнить: им должны сообщаться именно те сведения и только в таком объеме, которые охватываются полномочиями соответствующих органов.16

Вторая проблема - недопущение разглашения служебной и коммерческой тайны органами государственной власти и органами местного самоуправления. Законы и иные нормативные акты о прокуратуре, налоговой службе и налоговой полиции, таможне, федеральных антимонопольных и патентных органах, об органах регулирования естественных монополий и других обязывают эти органы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайну индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую известной им при выполнении своих функций.

Например, федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи"

( в ред. ФЗ от 29.04.2008 №126-ФЗ, от 18.07.2009 №188-ФЗ) гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи17. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям. Подчеркнуто, что прослушивание телефонных переговоров, ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основе судебного решения.

Сходным образом обеспечивается сохранение служебной и коммерческой тайны, ставшей достоянием негосударственных организаций. Например, нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой, обязаны хранить в тайне сведения, которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональной деятельности18. Согласно федеральному закону от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ (в ред. от 19.07.2009 «205-ФЗ) "О сельскохозяйственной кооперации"19 два и более кооператива вправе создавать ревизионный союз с правовым статусом потребительского кооператива (ст. 116 ГК РФ). Ревизионный союз обязан принимать меры к охране конфиденциальности информации, которая составляет служебную или коммерческую тайну кооператива и которая стала ему известна при проведении ревизионной проверки данного кооператива. Ревизионный союз не имеет права разглашать информацию, содержащуюся в заключении по результатам ревизионной проверки, кроме случаев, предусмотренных законом. Работники ревизионного союза обязаны обеспечить сохранение конфиденциальности указанной информации в течение 3 лет с момента поступления заключения по результатам ревизионной проверки в кооператив.

Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ