Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности коммерческой тайны, способов ее защиты, порядок защиты коммерческой тайны на предприятии.
Основной задачей данной курсовой работы является раскрытие сущности коммерческой тайны, как одной из составляющей работы фирмы. Главными задачами является рассмотрение самого понятия коммерческой тайны, ее признаков, порядка отнесения информации к коммерческой тайне и методов ее защиты с теоретической и практической стороны.
Введение
1. Сущность коммерческой тайны...............................................................................4
1.1 . Понятие коммерческой тайны................................................................................4
1.2 . Признаки коммерческой тайны..............................................................................6
1.3 . Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне...........................................7
1.4 . Методы защиты коммерческой тайны...................................................................13
2. Коммерческая тайна на предприятии......................................................................17
2.1 . Законодательство в области коммерческой тайны...............................................17
2.2 . Защита коммерческой тайны на предприятии......................................................20
Заключение
Список литературы
Приложения
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Удмуртской Республики
«Сарапульский техникум машиностроения и
информационных технологий»
Специальность 080302 Коммерция
Коммерческая тайна
Курсовая работа
по дисциплине «Организация и технология коммерческой деятельности»
Выполнил
студент группы К-31с
«__»__________2012 г.
Проверил
Преподаватель
«__»__________2012
2012
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности коммерческой тайны, способов ее защиты, порядок защиты коммерческой тайны на предприятии.
Основной задачей данной курсовой работы является раскрытие сущности коммерческой тайны, как одной из составляющей работы фирмы. Главными задачами является рассмотрение самого понятия коммерческой тайны, ее признаков, порядка отнесения информации к коммерческой тайне и методов ее защиты с теоретической и практической стороны.
В связи с развитием рыночных отношений, предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях каждое предприятие вынуждено постоянно вести конкурентную борьбу за свое существование, за прибыльное ведение дел. Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценным товаром, как информация, но выгодно использовать можно лишь ту информацию, которая требуется рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях ужесточения конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все в большей мере зависят от сохранности в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.
Раздел 1. Сущность коммерческой тайны
1.1 Понятие коммерческой тайны
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите. Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна. Ее можно разделить на два вида: промышленная информация и коммерческая. К промышленной относится информация о технологии и способах производства, технических открытиях и изобретениях, “ноу-хау”, конструкторская документация, программное обеспечение и т.п. К коммерческой информации относят финансово-экономическое положение предприятия (бухгалтерская отчетность), кредиты и банковские операции, заключаемые договора и контрагенты, структура капиталов и планы инвестиций, стратегические планы маркетинга, анализ конкурентоспособности собственной продукции, клиенты, планы производственного развития, деловая переписка и пр. Вся эта информация представляет различную ценность для самого предпринимателя и, соответственно, ее разглашение может привести (либо не привести) к угрозам экономической безопасности различной степени тяжести. Поэтому информацию необходимо разделить на три группы:
- информация для открытого пользования любым потребителем в любой форме;
- информация ограниченного доступа – только для органов, имеющих соответствующие законодательно установленные права (милиция, налоговая полиция, прокуратура);
- информация только для работников (либо руководителей) фирмы.
Информация, относящаяся ко второй и третьей группам, является конфиденциальной и имеет ограничения в распространении.
Конфиденциальная информация – это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне. Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РФ, это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи, с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (из закона РФ «О коммерческой тайне»). Под режимом конфиденциальности информации понимается введение, и поддержание особых мер по охране информации. Следует отметить, что Законом разобщены понятия «коммерческой тайны» и «информации, составляющей коммерческую тайну». Можно говорить о том, что коммерческую тайну составляет любая коммерчески значимая информация, определяемая и защищаемая коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем на законном основании, используемая указанными лицами в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:
1. К деловой информации относят:
- сведения о контрагентах;
- сведения о конкурентах;
- сведения о потребителях;
- сведения о деловых переговорах;
- коммерческая переписка;
- сведения о заключенных и планируемых контрактах.
2. К научно-технической информации относится:
- содержание и планы
научно-исследовательских
- содержание “ноу-хау”,
рационализаторских
- планы внедрения новых технологий и видов продукции;
3. Производственная информация включает в себя:
- технологию;
- планы выпуска продукции;
- объем незавершенного производства и запасов;
- планы инвестиционной деятельности.
4. Организационно-управленческая информация включает в себя:
- сведения о структуре
управления фирмой не
- оригинальные методы организации управления;
- систему организации труда.
5. Маркетинговая информация состоит из:
- рыночной стратегии;
- планов рекламной деятельности;
- планов обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм;
- методов работы на рынках;
- планов сбыта продукции;
- анализа конкурентоспособности выпускаемой продукции.
6. Финансовая информация включает в себя следующие статьи:
- планирование прибыли, себестоимости;
- ценообразование – методы
расчета, структура цен,
- возможные источники финансирования;
- финансовые прогнозы.
7. Информация о персонале фирмы состоит из:
- личных дел сотрудников;
- планов увеличения (сокращения) персонала;
- содержания тестов для проверки вновь принимаемых на работу.
8. Программное обеспечение включает :
- программы;
- пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.
1.2. Признаки коммерческой тайны
При характеристике коммерческой тайны следует выделять две группы признаков, присущих данному объекту: специальные признаки, получившие закрепление в ст. 139 ГК РФ (неизвестность, коммерческая ценность и отсутствие на законном основании свободного доступа к информации, составляющей коммерческую тайну), и общие признаки, присущие любой информации (сведениям) в широком смысле этого слова. Информация, составляющая коммерческую тайну, должна, во-первых, иметь коммерческую ценность, то есть полезность для принятия решений в сфере коммерции, которая складывается из таких составляющих, как достоверность, актуальность и полнота. В соответствии с данным критерием из числа сведений, составляющих коммерческую тайну, исключаются те, которые не являются коммерчески ценными, то есть важными для интересов осуществления предпринимательской деятельности. Критерий коммерческой ценности должен рассматриваться во взаимосвязи с вышеназванным требованием неизвестности сведений, составляющих коммерческую тайну, третьим лицам. Сведения предполагаются обладающими коммерческой ценностью именно в силу неизвестности их третьим лицам. Коммерческая ценность может проявляться в форме некоторых экономических преимуществ, возникающих у лица, обладающего определенными сведениями, по сравнению с его конкурентами, которым данные сведения неизвестны. Следующий неотъемлемый признак коммерческой тайны - ограничение доступа к ней на законном основании. Исходя из содержания ГК РФ и Федерального закона "О коммерческой тайне", можно сделать вывод, что третьи лица имеют возможность получить коммерческую тайну только незаконным путем либо в результате небрежности ее обладателя. Российская правоприменительная практика рассматривает положение ГК РФ о конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, выражающейся в неизвестности данных сведений третьим лицам, в качестве "главного для режима коммерческой тайны требования". В таком случае следует отдельно рассмотреть вопрос о том, кого в данном случае необходимо понимать под третьими лицами. В самом общем виде под третьими лицами применительно по отношению к сведениям, составляющим коммерческую тайну, будут рассматриваться любые заинтересованные в получении последних, субъекты. В данном случае главный признак, характеризующий таких лиц - наличие определенного коммерческого интереса (конкурирующие организации, контрагенты по сделкам и договорам и т.п.). В то же время обладатель коммерческой тайны вправе сообщить такие сведения некоему ограниченному кругу лиц (например, ряду работников предприятия) под условием неразглашения. В последнем случае до тех пор, пока подобные сведения известны ограниченному кругу лиц, они могут составлять коммерческую тайну. Вышеназванный критерий неизвестности сведений, составляющих коммерческую тайну, третьим лицам тесно взаимосвязан с требованием отсутствия свободного доступа к таким сведениям на законном основании. В соответствии с данным критерием информация не признается коммерческой тайной, если третьи лица могут получить ее из открытых источников (публикаций, выступлений, презентаций и т.п.). Известны случаи, когда обладатель определенных сведений предпочитает сохранять их в тайне даже в случае, когда они представляют собой охраноспособные объекты промышленной собственности (скажем, изобретения).
1.3. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне
Любые меры по защите информации должны быть обоснованы с финансовой точки зрения. Конфиденциальность не может стоить дороже тех сведений, которые защищаются. Поэтому прежде чем вводить режим коммерческой тайны, руководству фирмы с участием бухгалтерии и ведущих специалистов нужно оценить экономический эффект, который даст засекречивание информации (величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба), и сопоставить его с возможными потерями от ее открытого использования.
При этом нужно определить:
1) какие именно сведения нуждаются в защите;
2) кого они могут заинтересовать и какую ценность представляют для конкурентов;
3) какие элементы информации являются наиболее важными и уязвимыми;
4) как долго сведения,
составляющие коммерческую
5) во что обойдется
защита информации с
6) круг сотрудников, имеющих право доступа такого рода сведениям и осуществляющих работу с ними;
7) какие условия работы
будут необходимы и достаточны
для обеспечения
Следует отметить, что несколько противоречивые формулировки действующего законодательства, регулирующего порядок отнесения сведения к коммерческой тайне, отсутствие достаточно определенного перечня сведения, которые подлежат "грифованию", требуют, в свою очередь, приведения некоторой систематизации положений в части, касающейся вопросов, что может быть признано коммерческой тайной, а что к таковой не относится. На этот счет существует достаточно широкий набор методов, которые в целом и формируют инструментарий руководителя при коммерциализации собственных секретов.
Первый метод - тотальный. В этом случае организация делает коммерческой тайной абсолютно все. Естественно, кроме сведений, которые не могут быть закрыты. По мнению специалистов, этот метод наименее эффективен. Ведь фирма не сможет защитить информацию полностью. К тому же из-за режима тотальной секретности будет затруднена работа компании.
Второй метод - так называемый плагиаторский. Фирма узнает, какую именно информацию партнеры и контрагенты считают коммерческой тайной на своих предприятиях, и затем поступает аналогично у себя. Минусы этого способа очевидны: универсальных положений для любых фирм практически не существует. А что хорошо для одной компании, может не работать в другой. Однако это довольно популярный способ у небольших компаний.