Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности коммерческой тайны, способов ее защиты, порядок защиты коммерческой тайны на предприятии.
Основной задачей данной курсовой работы является раскрытие сущности коммерческой тайны, как одной из составляющей работы фирмы. Главными задачами является рассмотрение самого понятия коммерческой тайны, ее признаков, порядка отнесения информации к коммерческой тайне и методов ее защиты с теоретической и практической стороны.

Оглавление

Введение
1. Сущность коммерческой тайны...............................................................................4
1.1 . Понятие коммерческой тайны................................................................................4
1.2 . Признаки коммерческой тайны..............................................................................6
1.3 . Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне...........................................7
1.4 . Методы защиты коммерческой тайны...................................................................13
2. Коммерческая тайна на предприятии......................................................................17
2.1 . Законодательство в области коммерческой тайны...............................................17
2.2 . Защита коммерческой тайны на предприятии......................................................20
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

Получение информации:

     Как уже отмечалось, предприниматель в своей деятельности имеет дело с самой разнообразной информацией. Однако он не может всю информацию, которой обладает, сделать закрытой для внешних пользователей. Предприниматель в плане защиты наиболее важной информации решает сложную проблему. С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того чтобы, они сделали выбор в его пользу. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе “золотой середины”, то есть определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и оно не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Получить информацию о деятельности фирмы можно двумя способами: законным и незаконным. Законный способ – это получение информации из средств массовой информации, рекламных проспектов фирмы, статей о фирме, с выставок, пресс-конференций. Эта информация специально готовится работниками фирмы для открытого пользования всеми заинтересованными лицами. Незаконный способ – это получение информации, не предназначенной для внешних пользователей, без согласия руководства фирмы, с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым экономическим потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде. Наиболее ценной в этом плане является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов данной фирмы, а также для криминальных структур. Интересно, что в мировой практике в течение последних нескольких десятков лет 80-90% информации, интересующей конкурентов, получается последними из открытых источников – из газет, специальных журналов, на выставках и пр. Для этого многие фирмы даже используют специалистов, изучающих всю открытую информацию, “просеивающих” ее и выбирающих нужные сведения. Вообще существует большое количество способов получения информации.

       Так, американский журнал “Chemical engineering” опубликовал такой перечень из 16 источников получения информации.

1. сбор информации, содержащейся в средствах массовой информации, включая официальные документы, например, судебные отчеты;

2. использование сведений, распространяемых служащими конкурирующих фирм;

3. биржевые документы и отчеты консультантов; финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров; выставочные экспонаты и проспекты, брошюры конкурирующих фирм; отчеты коммивояжеров своей фирмы;

4.изучение продукции конкурирующих фирм; использование данных, полученных во время бесед со служащими конкурирующих фирм (без нарушения законов);

5. замаскированные опросы и “выуживание” информации у служащих конкурирующих фирм на научно-технических конгрессах (конференциях, симпозиумах);

6. непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно;

7. беседы о найме на работу со служащими конкурирующих фирм (хотя опрашивающий вовсе не намерен принимать данного человека в свою фирму);

8. так называемые “ложные” переговоры с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии;

9. наем на работу служащего конкурирующей фирмы для получения требуемой информации;

10. подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося ее снабжением;

11. использование агента  для получения информации на основе платежной ведомости фирмы-конкурента;

12.подслушивание переговоров,  ведущихся в фирмах-конкурентах;

13. перехват телеграфных  сообщений;

14. подслушивание телефонных  разговоров;

15.кража чертежей, образцов, документации;

16.шантаж и вымогательство.

Способы защиты информации:

     Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты. Кроме того, следует учитывать мировой опыт по защите коммерческой информации. В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами.          Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

1.Законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве. При обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.

2.Физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные  карточки для посторонних, использование  закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.

3.Организационный. Он включает:

- введение должности или  создания службы, ответственной  за отнесением определенной информации  к категории конфиденциальной, соблюдением  правил доступа и пользования  этой информацией;

- разделение информации  по степени конфиденциальности  и организация допуска к конфиденциальной  информации только в соответствии  с должностью или с разрешения  руководства;

- соблюдение правил пользования  информацией (не выносить за  пределы служебных помещений,  не оставлять без присмотра  во время обеда, включить сигнализацию  при уходе);

- наличие постоянно действующей  системы контроля за соблюдением  правил доступа и пользования  информацией (контроль может быть  визуальный, документальный и др.).

4. Технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

5. Работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. Следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения. Организация эффективной защиты экономической безопасности фирмы со стороны персонала включает три основных этапа работы с сотрудниками, допущенными к конфиденциальной информации:

- предварительный (в период, предшествующий приему на работу);

- текущий (в период работы сотрудника);

- заключительный (во время увольнения сотрудника).

       Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам. Для более эффективной организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать и утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

 

Раздел 2. Коммерческая тайна на предприятии

2.1. Законодательство  в области коммерческой тайны

       Законодательно различные аспекты коммерческой тайны регулируются Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 24.07.2007, далее - Закон о коммерческой тайне), Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 18.07.2009, далее - Закон о государственной тайне), Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также иными федеральными законами и целым рядом подзаконных актов.

Из Федерального Закона «О коммерческой тайне» информация предоставляется в следующем порядке:

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному  требованию органа государственной  власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет  им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной  власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные  органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с законом, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся  в их производстве, в порядке и  на основаниях, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации.

На документах, предоставляемых  указанным в законе органам и  содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен  гриф "Коммерческая тайна" с указанием  ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося  индивидуальным предпринимателем, и  место жительства).

      Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня  информации, составляющей коммерческую  тайну;

2) ограничение доступа  к информации, составляющей коммерческую  тайну, путем установления порядка  обращения с этой информацией и контроль над соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших  доступ к информации, составляющей  коммерческую тайну, и (или)  лиц, которым такая информация  была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений  по использованию информации, составляющей  коммерческую тайну, работниками  на основании трудовых договоров  и контрагентами на основании  гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные  носители, содержащие информацию, составляющую  коммерческую тайну, или включение  в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа  "Коммерческая тайна" с указанием  обладателя такой информации (для  юридических лиц - полное наименование  и место нахождения, для индивидуальных  предпринимателей - фамилия, имя,  отчество гражданина, являющегося  индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

       Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в законе.

       Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в законе, за исключением некоторых пунктов, касающихся регулирования трудовых отношений.

       Наряду с мерами, указанными в статье 10 ФЗ «О коммерческой тайне», обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

       Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ  к информации, составляющей коммерческую  тайну, любых лиц без согласия  ее обладателя;

2) обеспечивается возможность  использования информации, составляющей  коммерческую тайну, работниками  и передачи ее контрагентам  без нарушения режима коммерческой  тайны.

       Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Информация о работе Коммерческая тайна