Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности коммерческой тайны, способов ее защиты, порядок защиты коммерческой тайны на предприятии.
Основной задачей данной курсовой работы является раскрытие сущности коммерческой тайны, как одной из составляющей работы фирмы. Главными задачами является рассмотрение самого понятия коммерческой тайны, ее признаков, порядка отнесения информации к коммерческой тайне и методов ее защиты с теоретической и практической стороны.

Оглавление

Введение
1. Сущность коммерческой тайны...............................................................................4
1.1 . Понятие коммерческой тайны................................................................................4
1.2 . Признаки коммерческой тайны..............................................................................6
1.3 . Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне...........................................7
1.4 . Методы защиты коммерческой тайны...................................................................13
2. Коммерческая тайна на предприятии......................................................................17
2.1 . Законодательство в области коммерческой тайны...............................................17
2.2 . Защита коммерческой тайны на предприятии......................................................20
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.06 Кб (Скачать)

       Третий метод - аналитический. Здесь руководитель и главбух ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать.

        И, наконец, последний метод - экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно, это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ. Конечно, у начальства будет несколько своих предложений, но информацию необходимо систематизировать.                             Далеко не каждая фирма и предприниматель могут позволить себе нанять специалиста, в силу чего при самостоятельном решении вопроса о степени конфиденциальности сведений следует руководствоваться, как минимум, следующими принципами. Во-первых, секретной информацией фирме обычно советуют назвать сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологических достижениях. Во-вторых, информация управленческого характера, т.е. о методах управления. В-третьих, плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и т.п.). В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, всю информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство. В-шестых, к конфиденциальной информации следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и т.д.

    Информация, разглашение которой может нанести фирме ущерб, во многом зависит от профиля ее деятельности. И все же общие признаки у "опасных" сведений есть. Ниже мы приводим примерный перечень данных, возможную утечку которых специалисты по защите информации рекомендуют пресекать в первую очередь.

     В сфере финансов следует защищать:

1) данные бухгалтерского, налогового и управленческого  учета;

2) плановые и фактические  показатели финансово-хозяйственной  деятельности;

3) сведения о личных  доходах каждого работника;

4) сведения о состоянии  банковских счетов и проводимых  финансовых операциях;

5) сведения о рентабельности  производства;

6) сведения о долговых  обязательствах предприятия, в  том числе о размерах и условиях  полученных кредитов и займов;

7) механизм ценообразования  (прямые издержки, накладные расходы,  норма прибыли);

8) сведения об эффективности  импорта и экспорта (в том числе  расчеты экспортной и импортной  стоимости товаров, работ, услуг);

9) сведения об участии  предприятия в уставных капиталах  других организаций.

      В рыночных взаимоотношениях следует защищать:

1) оригинальные методы  маркетинговых исследований;

2) результаты изучения  рынка, оценка состояния и перспектив  развития рыночной конъюнктуры;

3) сведения о рыночной  стратегии фирмы и об оригинальных  методах продвижения товаров;

4) проекты прайс-листов  и условия предоставления скидок;

5) сведения о предполагаемых  закупках, о полученных заказах  и об объемах взаимных поставок  по долгосрочным договорам;

6) сведения о предприятии  как о торговом партнере;

7) данные обо всех контрагентах, деловых партнерах и конкурентах  предприятия, которые не содержатся  в открытых источниках;

8) содержание торговых  соглашений, которые по договоренности  сторон считаются конфиденциальными;

9) сведения о подготовке  к торгам, аукционам и об их  результатах.

      В сфере управления предприятием и обеспечения безопасности подлежат защите:

1) сведения о механизме  подготовки, принятии и исполнении  управленческих решений;

2) сведения о проведении, повестках дня и результатах  служебных совещаний;

3) сведения о подготовке  и результатах переговоров с  деловыми партнерами предприятия;

4) сведения об организации  защиты коммерческой тайны, об  охранной системе предприятия,  о коммерческой тайне, переданной  партнерам (полученной от партнеров)  на доверительной основе или  по договорам;

5) состояние программного  и компьютерного обеспечения  фирмы;

6) содержание заданий  на командировку (если командировки  носят конфиденциальный характер).

     В сфере производства подлежат защите:

1) сведения о структуре  производства, производственных мощностях,  типах и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих  изделий и готовой продукции;

2) направления и объемы  инвестиций. Плановые и отчетные  данные о вводе объектов в  эксплуатацию;

3) плановые экономические  показатели;

4) планы расширения или  свертывания производства различных  видов продукции и их технико-экономические  обоснования;

5) сведения о новых  материалах и технологии их  применения, о комплектующих изделиях, которые придают продукции новые  качества;

6) сведения о модернизации  известных технологий, которая позволяет  повысить конкурентоспособность  продукции.

     В научно-технической деятельности подлежат защите:

1) сведения о целях,  задачах и программах перспективных  исследований;

2) материалы о незарегистрированных  открытиях, изобретениях и рационализаторских  предложениях;

3) конструкционные характеристики  создаваемых изделий и параметры  разрабатываемых технологических  процессов (габариты, компоненты, режимы  обработки и т.п.);

4) особенности конструкторско-технологических  решений и дизайнерского оформления, которые могут изменить рентабельность  изделий;

5) условия экспериментов  и характеристика оборудования, на котором они проводились;

6) используемые методы  защиты от подделки товарных  знаков.

     Естественно, приведенный список не является обязательным или исчерпывающим. В зависимости от конкретных условий работы предприятия его можно сократить или дополнить. При этом нужно постараться спрогнозировать, какие отрицательные последствия возникнут, если та или иная информация уйдет на сторону.

      А результатом беспечности могут стать:

1) разрыв (или ухудшение)  деловых отношений с партнерами;

2) срыв переговоров, потеря  выгодных контрактов;

3) невыполнение договорных  обязательств;

4) необходимость проведения  дополнительных рыночных исследований;

5) отказ от решений,  ставших неэффективными из-за  огласки информации, и, как следствие,  финансовые потери, связанные с  новыми разработками;

6) потеря возможности  запатентовать продукт или продать  лицензию;

7) снижение цен или  объемов реализации;

8) ущерб авторитету или  деловой репутации фирмы;

9) более жесткие условия  получения кредитов;

10) трудности в снабжении  и приобретении оборудования  и т.д.

       Вводя режим коммерческой тайны, многие предприятия стремятся «засекретить» всё что можно, однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ.

 К ним относятся:

- учредительные документы  (устав, учредительный договор);

- документы, дающие право  заниматься предпринимательской  деятельностью (регистрационное  удостоверение, свидетельство о  регистрации, лицензии, сертификаты,  патенты);

- сведения по установленным  формам отчетности о финансово-хозяйственной  деятельности, необходимые для проверки  правильности исчисления и уплаты  налогов и других обязательных  платежей в государственную бюджетную  систему РФ);

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности  работающих, их составе, заработной  плате, наличии свободных рабочих  мест;

- документы об уплате  налогов и обязательных платежей;

- сведения о соблюдении  установленных правил охраны  труда;

- сведения о соблюдении  установленных норм охраны окружающей  среды;

- сведения о нарушении  антимонопольного законодательства;

- сведения о реализации  продукции, причинившей вред здоровью  населения;

- сведения об участии  должностных лиц предприятия  в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других  организациях, занимающихся предпринимательской  деятельностью.

      Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа – всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами. Прежде чем приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена на следующие группы:

1. Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой  в деятельности фирмы, основой  ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой  информации нанесет непоправимый  ущерб деятельности фирмы. Это  – угроза высокой степени тяжести,  последствия которой могут ликвидировать саму фирму.

2. Строго конфиденциальная  информация. Утечка этой информации  может вызвать значительные по  тяжести последствия. Это информация  о стратегических планах фирмы,  о перспективных соглашениях  и т.п.

3. Конфиденциальная информация. Ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

4. Информация ограниченного  доступа. Ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).

5. Открытая информация. Ее  распространение не представляет  угроз экономической безопасности  фирмы. Наоборот, отсутствие данной  информации может оказать негативное  воздействие на экономическое  положение фирмы.

1.4. Методы защиты  коммерческой тайны

     Информация является одним из важнейших элементов  управления деятельностью любого предприятия. В условиях рынка от наличия информации в значительной степени зависит успех предпринимательской деятельности. На сегодняшний день организации нередко сталкиваются с проблемой утечки информации и необходимостью построения системы защиты коммерческой тайны. Создание такой системы – сложный и многоплановый процесс, который затрагивает все структурные подразделения организации, в т.ч. и отдел кадров. Система защиты коммерческой тайны создаётся в целях: 

- достижения устойчивых  позиций в условии конкурентной  борьбы на рынке товаров и  услуг;

- сохранения конфиденциальной  информации в течение определённого  промежутка времени;

- получения возможности  проверить каждый из вероятных  каналов утечки информации;

- предотвращения негативных  последствий текучести кадров.

      Основная цель функционирования системы защиты информации – установить оптимальный режим работы предприятия с таким расчетом, чтобы ограничить распространение сведений, содержащих коммерческую тайну, сделать эти сведения недоступными для посторонних лиц, предотвратить их утечку и создать необходимые условия работы лицам, имеющим к ним законный доступ. По мере функционирования предприятия накапливается определённый объём информации, разглашение которой, в т.ч. самими работниками, способно ухудшить его экономическое положение.

Информация о работе Коммерческая тайна