Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:22, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности коммерческой тайны, способов ее защиты, порядок защиты коммерческой тайны на предприятии.
Основной задачей данной курсовой работы является раскрытие сущности коммерческой тайны, как одной из составляющей работы фирмы. Главными задачами является рассмотрение самого понятия коммерческой тайны, ее признаков, порядка отнесения информации к коммерческой тайне и методов ее защиты с теоретической и практической стороны.
Введение
1. Сущность коммерческой тайны...............................................................................4
1.1 . Понятие коммерческой тайны................................................................................4
1.2 . Признаки коммерческой тайны..............................................................................6
1.3 . Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне...........................................7
1.4 . Методы защиты коммерческой тайны...................................................................13
2. Коммерческая тайна на предприятии......................................................................17
2.1 . Законодательство в области коммерческой тайны...............................................17
2.2 . Защита коммерческой тайны на предприятии......................................................20
Заключение
Список литературы
Приложения
Третий метод - аналитический. Здесь руководитель и главбух ставят себя на место конкурентов и недоброжелателей. Они анализируют, какая именно информация могла бы их заинтересовать.
И, наконец, последний метод - экспертный. В данном случае фирма приглашает независимых специалистов для оценки информации. Естественно, это наиболее эффективный, но в то же время и дорогой способ. Конечно, у начальства будет несколько своих предложений, но информацию необходимо систематизировать. Далеко не каждая фирма и предприниматель могут позволить себе нанять специалиста, в силу чего при самостоятельном решении вопроса о степени конфиденциальности сведений следует руководствоваться, как минимум, следующими принципами. Во-первых, секретной информацией фирме обычно советуют назвать сведения о производстве и технологиях. Сюда входит информация о структуре кадров, характере и условиях производства, организации труда, о производственных возможностях компании, данных и типе размещения оборудования, технологических достижениях. Во-вторых, информация управленческого характера, т.е. о методах управления. В-третьих, плановые документы (планы развития и инвестиций, запасов, готовой продукции, закупок, продаж и т.п.). В-четвертых, финансы. Здесь следует заметить, что не все данные можно делать конфиденциальными. Сюда же можно отнести и ценовую информацию, то есть любые сведения о предполагаемых скидках, акциях, расчетах цен. В-пятых, всю информацию о партнерах и клиентах (покупателях, поставщиках, посредниках, контрагентах и других) также следует сделать секретной. Не следует открывать и сведения о переговорах, которые ведет или будет вести руководство. В-шестых, к конфиденциальной информации следует отнести и личную информацию. То есть все сведения об источниках доходов, личной жизни руководителя, главного бухгалтера, членов их семей, расписание и адреса как деловых, так и личных встреч, данные о друзьях, подругах, пагубных привычках, маршрутах передвижения, информацию о местах хранения ценностей, расположения недвижимости, места жительства и т.д.
Информация, разглашение которой может нанести фирме ущерб, во многом зависит от профиля ее деятельности. И все же общие признаки у "опасных" сведений есть. Ниже мы приводим примерный перечень данных, возможную утечку которых специалисты по защите информации рекомендуют пресекать в первую очередь.
В сфере финансов следует защищать:
1) данные бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
2) плановые и фактические
показатели финансово-
3) сведения о личных доходах каждого работника;
4) сведения о состоянии
банковских счетов и
5) сведения о рентабельности производства;
6) сведения о долговых
обязательствах предприятия, в
том числе о размерах и
7) механизм ценообразования (прямые издержки, накладные расходы, норма прибыли);
8) сведения об эффективности
импорта и экспорта (в том числе
расчеты экспортной и
9) сведения об участии
предприятия в уставных
В рыночных взаимоотношениях следует защищать:
1) оригинальные методы маркетинговых исследований;
2) результаты изучения
рынка, оценка состояния и
3) сведения о рыночной
стратегии фирмы и об
4) проекты прайс-листов
и условия предоставления
5) сведения о предполагаемых
закупках, о полученных заказах
и об объемах взаимных
6) сведения о предприятии как о торговом партнере;
7) данные обо всех контрагентах,
деловых партнерах и
8) содержание торговых
соглашений, которые по договоренности
сторон считаются
9) сведения о подготовке к торгам, аукционам и об их результатах.
В сфере управления предприятием и обеспечения безопасности подлежат защите:
1) сведения о механизме подготовки, принятии и исполнении управленческих решений;
2) сведения о проведении, повестках дня и результатах служебных совещаний;
3) сведения о подготовке
и результатах переговоров с
деловыми партнерами
4) сведения об организации
защиты коммерческой тайны, об
охранной системе предприятия,
о коммерческой тайне,
5) состояние программного и компьютерного обеспечения фирмы;
6) содержание заданий
на командировку (если командировки
носят конфиденциальный
В сфере производства подлежат защите:
1) сведения о структуре
производства, производственных мощностях,
типах и размещении
2) направления и объемы инвестиций. Плановые и отчетные данные о вводе объектов в эксплуатацию;
3) плановые экономические показатели;
4) планы расширения или
свертывания производства
5) сведения о новых
материалах и технологии их
применения, о комплектующих изделиях,
которые придают продукции
6) сведения о модернизации
известных технологий, которая позволяет
повысить
В научно-технической деятельности подлежат защите:
1) сведения о целях,
задачах и программах
2) материалы о
3) конструкционные
4) особенности конструкторско-
5) условия экспериментов и характеристика оборудования, на котором они проводились;
6) используемые методы защиты от подделки товарных знаков.
Естественно, приведенный список не является обязательным или исчерпывающим. В зависимости от конкретных условий работы предприятия его можно сократить или дополнить. При этом нужно постараться спрогнозировать, какие отрицательные последствия возникнут, если та или иная информация уйдет на сторону.
А результатом беспечности могут стать:
1) разрыв (или ухудшение)
деловых отношений с
2) срыв переговоров, потеря выгодных контрактов;
3) невыполнение договорных обязательств;
4) необходимость проведения
дополнительных рыночных
5) отказ от решений, ставших неэффективными из-за огласки информации, и, как следствие, финансовые потери, связанные с новыми разработками;
6) потеря возможности
запатентовать продукт или
7) снижение цен или объемов реализации;
8) ущерб авторитету или деловой репутации фирмы;
9) более жесткие условия получения кредитов;
10) трудности в снабжении и приобретении оборудования и т.д.
Вводя режим коммерческой тайны, многие предприятия стремятся «засекретить» всё что можно, однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Существует официально утвержденный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну в РФ.
К ним относятся:
- учредительные документы
(устав, учредительный договор)
- документы, дающие право
заниматься
- сведения по установленным
формам отчетности о финансово-
- документы о
- сведения о численности
работающих, их составе, заработной
плате, наличии свободных
- документы об уплате
налогов и обязательных
- сведения о соблюдении установленных правил охраны труда;
- сведения о соблюдении
установленных норм охраны
- сведения о нарушении
антимонопольного
- сведения о реализации
продукции, причинившей вред
- сведения об участии
должностных лиц предприятия
в кооперативах, малых предприятиях,
акционерных обществах и
Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа – всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами. Прежде чем приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена на следующие группы:
1. Высшая степень
2. Строго конфиденциальная
информация. Утечка этой информации
может вызвать значительные по
тяжести последствия. Это
3. Конфиденциальная информация. Ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.
4. Информация ограниченного доступа. Ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).
5. Открытая информация. Ее
распространение не
1.4. Методы защиты коммерческой тайны
Информация является одним из важнейших элементов управления деятельностью любого предприятия. В условиях рынка от наличия информации в значительной степени зависит успех предпринимательской деятельности. На сегодняшний день организации нередко сталкиваются с проблемой утечки информации и необходимостью построения системы защиты коммерческой тайны. Создание такой системы – сложный и многоплановый процесс, который затрагивает все структурные подразделения организации, в т.ч. и отдел кадров. Система защиты коммерческой тайны создаётся в целях:
- достижения устойчивых
позиций в условии
- сохранения конфиденциальной
информации в течение
- получения возможности проверить каждый из вероятных каналов утечки информации;
- предотвращения негативных последствий текучести кадров.
Основная цель функционирования системы защиты информации – установить оптимальный режим работы предприятия с таким расчетом, чтобы ограничить распространение сведений, содержащих коммерческую тайну, сделать эти сведения недоступными для посторонних лиц, предотвратить их утечку и создать необходимые условия работы лицам, имеющим к ним законный доступ. По мере функционирования предприятия накапливается определённый объём информации, разглашение которой, в т.ч. самими работниками, способно ухудшить его экономическое положение.