Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 07:29, курсовая работа
Коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.
Коммерческая тайна: понятие, требования, классификация (Каплина, 43-44).
Виды секретных документов и сведений (Каплина, 47-49).
Защита коммерческой тайны (Каплина, с. 49-51).
КОММЕРЧЕСКАЯ
ТАЙНА
План урока:
1. В современных рыночных условиях информация является товаром, поэтому ее получение, хранение, передача, использование должны подчиняться законам рыночной экономики.
Коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.
Коммерческие секреты – форма коммерческой тайны, представляющая собой сведения в виде документов, схем, изделий, подлежащие защите службой безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.
Носитель
коммерческого секрета
– лицо, осведомленное о коммерческих
секретах предприятия (руководители и
допущенные к коммерческим секретам исполнители).
Коммерческие секреты различают по нескольким признакам:
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает предприятия от недобросовестной конкуренции (промышленного шпионажа, использования торговой марки, обманной рекламы и т.д.).
Промышленный шпионаж - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем.
Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф: «конфиденциально», «остро конфиденциально» и др.
Документы,
содержащие государственную
тайну, снабжаются грифом: «секретно»,
«совершенно секретно», «особой важности»,
«для служебного пользования», «лично»
и др.
2. В законодательстве России понятие «коммерческая тайна» впервые появилось в 1990 году в тексте Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
К коммерческой тайне относится следующая информация:
Деловая информация:
Техническая информация:
Перечень «нетайных» сведений определен постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. № 35. К ним относятся:
3. Механизм защиты коммерческой тайны делится на три блока:
Меры по защите коммерческих секретов:
Каждый сотрудник, независимо от его служебного положения, должен владеть только той информацией, которая ему необходима для работы. Необходим строгий контроль за допуском персонала к секретным документам.
Руководитель предприятия должен утвердить инструкцию по работе с секретными документами и ознакомить с ней под роспись соответствующих сотрудников. Они должны дать письменные обязательства о сохранении коммерческой тайны фирмы.
На предприятии должна быть установлена система материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации.
Меры воздействия на виновных в нарушении законодательства о защите коммерческой тайны:
ВЫВОД: коммерческая тайна является собственностью предприятия и призвана обеспечивать ему экономические преимущества в конкурентной борьбе.