Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 07:29, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческая тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

Оглавление

Коммерческая тайна: понятие, требования, классификация (Каплина, 43-44).
Виды секретных документов и сведений (Каплина, 47-49).
Защита коммерческой тайны (Каплина, с. 49-51).

Файлы: 1 файл

Коммерческая тайна.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

КОММЕРЧЕСКАЯ  ТАЙНА 

            План  урока:

  1. Коммерческая тайна: понятие, требования,  классификация (Каплина, 43-44).
  2. Виды секретных документов и сведений (Каплина, 47-49).
  3. Защита коммерческой тайны (Каплина, с. 49-51).
 

1. В современных рыночных условиях информация является товаром, поэтому ее получение, хранение, передача, использование должны подчиняться законам рыночной экономики. 

      Коммерческая  тайна – это преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

      Коммерческие  секреты – форма коммерческой тайны, представляющая собой сведения в виде документов, схем, изделий, подлежащие защите службой безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.

      Носитель  коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители). 

      Коммерческие  секреты различают по нескольким признакам:

    1. По природе коммерческой тайны:
      • технологические;
      • производственные;
      • маркетинговые;
      • организационные;
      • торговые (коммерческие);
      • рекламные;
      • интеллектуальные.
    2. По принадлежности к собственнику:
      • собственность предприятия;
      • собственность группы предприятий;
      • собственность отдельного лица и т.д.
    1. По назначению:
      • сведения о финансовой деятельности;
      • деловые планы;
      • списки клиентов;
      • организационные схемы;
      • деловая переписка и др.

      Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает предприятия от недобросовестной конкуренции (промышленного шпионажа, использования торговой марки, обманной рекламы и т.д.).

      Промышленный  шпионаж - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием, не уполномоченным на то ее владельцем.

      Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф: «конфиденциально», «остро конфиденциально» и др.

      Документы, содержащие государственную тайну, снабжаются грифом: «секретно», «совершенно секретно», «особой важности», «для служебного пользования», «лично» и др. 

2. В законодательстве России понятие «коммерческая тайна» впервые появилось в 1990 году в тексте Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

     К коммерческой тайне относится следующая информация:

            Деловая информация:

      • финансовые сведения;
      • данные о цене (стоимости) продукции и услуг, о технологии;
      • деловые планы и планы производства новой продукции;
      • списки клиентов и продавцов, контракты;
      • соглашения, предложения, квоты;
      • списки персонала, организационные схемы и информация о сотрудниках (характеристики).

      Техническая информация:

      • научно-исследовательские проекты;
      • конструкторские разработки по производству продукции и ее технические параметры;
      • заявки на патенты;
      • информационный процесс;
      • программное  обеспечение ЭВМ.
 

      Перечень  «нетайных» сведений определен постановлением Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. № 35. К ним относятся:

      • учредительные документы;
      • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (свидетельства о регистрации, лицензии, патенты);
      • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;
      • документы о платежеспособности;
      • информация о численности, составе работающих, их зарплате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест;
      • справки об уплате налогов и других обязательных платежей;
      • данные о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, опасной для здоровья населения;
      • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, ОАО, ЗАО, ООО и др. организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
 

3. Механизм защиты коммерческой тайны делится на три блока:

      1. Нормы права, направленные на защиту интересов ее владельцев.
      2. Нормы, устанавливаемые руководством предприятия (фирмы) – приказы, распоряжения, инструкции.
      3. Специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм.
 

      Меры  по защите коммерческих секретов:

        • определение перечня сведений, составляющих коммерческую тайну;
        • установление сроков секретности;
        • определение носителей секретной информации (сотрудников, документы, изделия, средства хранения и передачи информации);
        • установление зон и времени материализации коммерческой тайны в носителях информации (место и время работы, переговоров, совещаний);
        • разработка схем работ с конкретными сведениями, в конкретных носителях, в конкретном месте и время.

      Каждый  сотрудник, независимо от его служебного положения, должен владеть только той  информацией, которая ему необходима для работы. Необходим строгий  контроль за допуском персонала к  секретным документам.

      Руководитель  предприятия должен утвердить инструкцию по работе с секретными документами и ознакомить с ней под роспись соответствующих сотрудников. Они должны дать письменные обязательства о сохранении коммерческой тайны фирмы.

      На  предприятии должна быть установлена  система материального и морального стимулирования сотрудников, имеющих доступ к секретной информации.

      Меры  воздействия на виновных в нарушении законодательства о защите коммерческой тайны:

      • штрафные санкции;
      • возмещение материального и морального ущерба, судебных издержек;
      • юридический запрет на использование незаконно полученных сведений;
      • увольнение работников, виновных в утечке информации;
      • применение различных форм уголовной ответственности к виновным;
      • уничтожение технических средств, использовавшихся для нелегального получения информации;
      • закрытие предприятия и др.
 

      ВЫВОД: коммерческая тайна является собственностью предприятия и призвана обеспечивать ему экономические преимущества в конкурентной борьбе.

Информация о работе Коммерческая тайна