Коммерческая тайна

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:28, реферат

Краткое описание

Многочисленные публикации последних лет показывают, что злоупотребления информацией, циркулирующей в предпринимательской деятельности, совершенствовались, не менее интенсивно, чем меры защиты от них. В настоящее время для обеспечения защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а реализация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных мер (использование специальных технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально-этических мер противодействия и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них информацию.
Цель данной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. Утрата этой информации может иметь самые неприятные последствия для её владельца: начиная с угрозы безопасности предпринимательской деятельности и финансовых потерь, вплоть до полного разорения фирмы.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и значение коммерческой информации. 5
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны в России. 5
1.2. Различие между государственной и коммерческой тайнами. 6
1.3. Интеллектуальная собственность и её защита – патент, авторское право, коммерческая тайна. 7
2. Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа. 9
2.1 Понятие и признаки промышленного шпионажа. 9
2.2 Виды и способы осуществления промышленного шпионажа. Правовые и международные аспекты. 10
2.3. Легальные способы получения коммерческой информации. 18
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

работа по экономике.docx

— 47.10 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение            3

1. Сущность и  значение коммерческой информации.      5

1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны в России.  5

1.2. Различие между государственной и коммерческой тайнами.    6

1.3. Интеллектуальная собственность и её защита – патент, авторское право, коммерческая тайна.          7

2. Коммерческая  тайна как объект промышленного  шпионажа.              9

2.1  Понятие и признаки промышленного шпионажа.                9

2.2  Виды и способы осуществления промышленного шпионажа. Правовые и международные аспекты.                              10

2.3. Легальные способы получения коммерческой информации.                        18

Заключение                               21

Список литературы                   22 

     Введение

     По  мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства  существенно зависит от той политико-экономической  среды, в которой оно осуществляет свою деятельность.

     Многие  вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Однако правовое регулирование и  охрана не обеспечивают должной безопасности предпринимательства.

     В связи с развитием рыночных отношений  предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях изменчивости экономической среды. Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы.

     Предпринимательство тесно связанно с конкуренцией. Осуществление  последней может принимать самые  различные формы, в том числе  и такие, как хищение или сбор чужой информации, которая носит  общеизвестное название шпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилось  довольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе, кино- и телефильмах. Однако необходимость  в более  глубоком изучении такого явления как шпионаж обусловлена рыночно-конкурентной деятельностью, условия которой резко меняются. И предпринимателю приходится сталкиваться с этой проблемой - одной стороны, он вынужден защищать свои секреты (ценную информацию), а с другой - пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжить в рыночном противоборстве.

     Многочисленные  публикации последних лет показывают, что злоупотребления информацией, циркулирующей в предпринимательской  деятельности, совершенствовались, не менее интенсивно, чем меры защиты от них. В настоящее время для  обеспечения защиты информации требуется  не просто разработка частных механизмов защиты, а реализация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных  мер (использование специальных  технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально-этических мер противодействия  и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них  информацию.

     Цель  данной работы – показать, что в  условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. Утрата этой информации может иметь самые неприятные последствия для её владельца: начиная с угрозы безопасности предпринимательской деятельности и финансовых потерь, вплоть до полного разорения фирмы.

     Задачи:

     1. Раскрыть сущность понятия «промышленный  шпионаж». Рассмотреть его виды  и способы осуществления, правовые  и международные аспекты, а  также, последствия данного рода  деятельности для мировой экономики.

     2. Дать характеристики объекту  промышленного шпионажа - «коммерческой  тайне». Выделить её особенности  в экономике, как зарубежных  стран, так и в России. Рассмотреть  основные проблемы, связанные с  её защитой от посягательств  третьих лиц.

     1. Сущность и значение коммерческой  информации.

     1.1. Понятие коммерческой информации  и коммерческой тайны в России.

     В условиях командно-административной экономики  СССР вся экономическая обстановка формировалась «сверху» в приказном  порядке в виде набора правил и норм. Так в 1917 году  для ужесточения контроля на ненационализированных предприятиях был принят декрет «О рабочем контроле», отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т. е. отменяющий понятие «коммерческая тайна»).

     Такая жесткая система централизованных установок и предписаний хоть и сковывала инициативу, подавляла  интерес и творческое начало, но она вносила явную, или, по крайней  мере, кажущуюся четкость.

     Понятие «коммерческая тайна» совсем недавно  появилась в нашем законодательстве. 12 июня 1990 года был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской  деятельности». «Информация составляет служебную или коммерческую тайну  в случае, когда информация имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу неизвестности  ее третьим лицам, к ней нет  свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает  меры к охране ее конфиденциальности»1.

     Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия  или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это  делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней  сведения, подпадающие под категорию  государственной тайны, так как  они имеют свой, специальный режим  охраны. Кроме того, в силу прямого указания на закон2 руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другой негативной деятельности, способной нанести ущерб обществу.

     1.2. Различие между государственной и коммерческой тайнами.

     Долгое  время в нашей стране было 2 вида «тайн» – военная и государственная  тайна. Во всем мире под государственной  тайной понимают сведения, относящиеся  к внешней политике и обороне, у нас же государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба  и вареной колбасы.

     В настоящее время имеется проект разделения тайны на государственную  и коммерческую. Таким образом, в  области публичного права выделился  институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Рассмотрим, чем отличается коммерческая тайна  от государственной.

     Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена, поскольку она всегда разная применительно  к различным предприятиям и фирмам. Другое отличие состоит в том, что государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих  органов, а коммерческая тайна - службой  безопасности предприятия. При этом следует иметь в виду, что коммерческие секреты могут быть государственными секретами, однако государственные  секреты не могут быть коммерческой тайной, поскольку в противном  случае шла бы торговля государственными интересами.

     Согласно  Закону о печати от 12 июня 1990 года не допускается использование средств  массовой информации для разглашения  сведений, составляющих государственную  или иную специально охраняемую законом  тайну. Но до настоящего времени наше законодательство не имеет толкового  определения коммерческой тайны  и поэтому не предписывает охранять ее кому бы то ни было, не говоря уже  о журналистах, которых Закон  о печати наделяет правом «искать, получать и распространять информацию»3.

     Кроме того, Закон о печати не предусматривает  ответственности за возможности  нанесения публикацией даже ощутимого  имущественного вреда посредством  разглашения коммерческих тайн предпринимателей.

     Столь существенные недочеты Закона о печати, не говоря уже и других менее значимых, заставляют (и обязывают!) любого предпринимателя  быть настороже в общении с  журналистами.

     1.3. Интеллектуальная собственность и её защита – патент, авторское право, коммерческая тайна.

     С коммерческой тайной связано такое понятие, как «интеллектуальная собственность», которая в широком смысле слова может быть определена как коммерчески ценные идеи. Не обязательно, чтобы это было что-то новое или запатентованное. Главное, чтобы информация не относилась к числу общеизвестной.

     Впервые понятие «интеллектуальная собственность» прозвучала у нас в стране в 1990 году в тексте Закона «О собственности  в СССР». Хотя уже в 1967 г., на Стокгольмской  конференции была создана Всемирная  организация интеллектуальной собственности, к которой недавно присоединилось и наше государство. До этого собственностью считалось только то, что можно  взять в руки, потрогать или  на что можно посмотреть. Наше государство  не задумывалось над тем, какой поистине бесценной интеллектуальной собственностью располагает наша страна и что  беречь ее надо не меньше, чем золотой  запас. Этому свидетельствует целый  ряд горьких уроков (например, метод  непрерывной разливки стали, изобретенный у нас и успешно используемый во всем мире, для возвращения которого на родину пришлось заплатить немалые  деньги). В стране создано большое  количество лекарственных препаратов, секреты которых «уплыли» за рубеж, а сейчас мы вынуждены покупать патенты  на их производство. Японский бизнесмен  тепло поблагодарил журнал «Юный  техник» за его приложение «Сделай  сам». Используя чертежи, помещенные в этом издании, он заработал миллионы…  И подобным примерам нет числа4.

     Новые идеи – это специфический товар, имеющий коммерческую стоимость. В  отличие от материальных вещей, которые  постоянно обладают стоимостью, сколько  бы раз их не производили, стоимость  идей одноразовая - никто не будет  платить за уже известные сведения.

     Интеллектуальная  собственность имеет не только реальную стоимость, в которую входят затраты  на получение и защиту информации, но и потенциальную стоимость, т.е. возможную прибыль при ее реализации. Потенциальную стоимость имеет  также и «негативная информация» (о том, чего не надо делать), которая  позволяет не расходовать средства на тупиковые разработки.

     Возможными  источниками утечки интеллектуальной собственности могут стать конгрессы, конференции, симпозиумы, торговые выставки, демонстрации созданной техники, ярмарки, реклама и т.п. Профессионалов промышленного шпионажа привлекают и различные съезды специалистов.

     Существует  три общепризнанных метода защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право  и коммерческая тайна.

     Патентом  оформляется право изобретателя «законно монополизировать» использование  изобретения в течение установленного периода времени. Основами гражданского законодательства срок действия патента  определен в 20 лет.

     Патент  является способом защиты промышленной, а не коммерческой информации.

     Авторское право, напротив, защищает только форму, в которой выражена конкретная идея, а не саму идею. Это отличает авторское  право от патента, и от коммерческой тайны, которые относятся к сущности, содержанию идеи. Оригинальные мысли, содержащиеся в книгах и научных  статьях, после их прочтения уже  принадлежат каждому. Ими можно  свободно пользоваться. Но при использовании  этих идей в новых публикациях  необходимо делать ссылки на конкретного  автора, иначе будут нарушены авторские  права. Это относится в большей  степени к литературному творчеству, музыке, программному обеспечению.

     Коммерческая  тайна как форма интеллектуальной собственности в нашей стране не охвачена правовым регулированием. Поэтому для защиты коммерческой информации применение законодательных  мер осложнено, и здесь большое  значение приобретают другие меры защиты.

     2. Коммерческая тайна как объект  промышленного шпионажа.

     2.1. Понятие и признаки промышленного шпионажа. 

Информация о работе Коммерческая тайна