Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:28, реферат
Многочисленные публикации последних лет показывают, что злоупотребления информацией, циркулирующей в предпринимательской деятельности, совершенствовались, не менее интенсивно, чем меры защиты от них. В настоящее время для обеспечения защиты информации требуется не просто разработка частных механизмов защиты, а реализация системного подхода, включающего комплекс взаимосвязанных мер (использование специальных технических и программных средств, организационных мероприятий, нормативно-правовых актов, морально-этических мер противодействия и т.д.). Комплексный характер защиты проистекает из комплексных действий злоумышленников, стремящихся любыми средствами добыть важную для них информацию.
Цель данной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. Утрата этой информации может иметь самые неприятные последствия для её владельца: начиная с угрозы безопасности предпринимательской деятельности и финансовых потерь, вплоть до полного разорения фирмы.
Введение 3
1. Сущность и значение коммерческой информации. 5
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны в России. 5
1.2. Различие между государственной и коммерческой тайнами. 6
1.3. Интеллектуальная собственность и её защита – патент, авторское право, коммерческая тайна. 7
2. Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа. 9
2.1 Понятие и признаки промышленного шпионажа. 9
2.2 Виды и способы осуществления промышленного шпионажа. Правовые и международные аспекты. 10
2.3. Легальные способы получения коммерческой информации. 18
Заключение 21
Список литературы 22
Содержание
Введение 3
1. Сущность и
значение коммерческой
1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны в России. 5
1.2. Различие между государственной и коммерческой тайнами. 6
1.3. Интеллектуальная собственность и её защита – патент, авторское право, коммерческая тайна. 7
2. Коммерческая
тайна как объект
2.1 Понятие и признаки промышленного шпионажа. 9
2.2 Виды и способы
осуществления промышленного шпионажа.
Правовые и международные аспекты.
2.3. Легальные способы
получения коммерческой информации.
Заключение 21
Список литературы
Введение
По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды, в которой оно осуществляет свою деятельность.
Многие
вопросы предпринимательской
В
связи с развитием рыночных отношений
предпринимательскую
Предпринимательство
тесно связанно с конкуренцией. Осуществление
последней может принимать
Многочисленные
публикации последних лет показывают,
что злоупотребления
Цель данной работы – показать, что в условиях рыночной экономики коммерческая информация, как особого рода товар, имеет определенную ценность. Утрата этой информации может иметь самые неприятные последствия для её владельца: начиная с угрозы безопасности предпринимательской деятельности и финансовых потерь, вплоть до полного разорения фирмы.
Задачи:
1.
Раскрыть сущность понятия «
2. Дать характеристики объекту промышленного шпионажа - «коммерческой тайне». Выделить её особенности в экономике, как зарубежных стран, так и в России. Рассмотреть основные проблемы, связанные с её защитой от посягательств третьих лиц.
1.
Сущность и значение
1.1.
Понятие коммерческой
В условиях командно-административной экономики СССР вся экономическая обстановка формировалась «сверху» в приказном порядке в виде набора правил и норм. Так в 1917 году для ужесточения контроля на ненационализированных предприятиях был принят декрет «О рабочем контроле», отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т. е. отменяющий понятие «коммерческая тайна»).
Такая
жесткая система
Понятие
«коммерческая тайна» совсем недавно
появилась в нашем
Разглашение
коммерческой тайны может ухудшить
экономическое положение
1.2. Различие между государственной и коммерческой тайнами.
Долгое время в нашей стране было 2 вида «тайн» – военная и государственная тайна. Во всем мире под государственной тайной понимают сведения, относящиеся к внешней политике и обороне, у нас же государственной тайной был охвачен огромный объем информации - от здоровья руководителей партии и государства до рецептуры хлеба и вареной колбасы.
В настоящее время имеется проект разделения тайны на государственную и коммерческую. Таким образом, в области публичного права выделился институт частного права, который защищает интересы предпринимателей. Рассмотрим, чем отличается коммерческая тайна от государственной.
Сведения,
составляющие государственную тайну,
установлены соответствующим
Согласно
Закону о печати от 12 июня 1990 года не
допускается использование
Кроме того, Закон о печати не предусматривает ответственности за возможности нанесения публикацией даже ощутимого имущественного вреда посредством разглашения коммерческих тайн предпринимателей.
Столь существенные недочеты Закона о печати, не говоря уже и других менее значимых, заставляют (и обязывают!) любого предпринимателя быть настороже в общении с журналистами.
1.3. Интеллектуальная собственность и её защита – патент, авторское право, коммерческая тайна.
С коммерческой тайной связано такое понятие, как «интеллектуальная собственность», которая в широком смысле слова может быть определена как коммерчески ценные идеи. Не обязательно, чтобы это было что-то новое или запатентованное. Главное, чтобы информация не относилась к числу общеизвестной.
Впервые
понятие «интеллектуальная
Новые идеи – это специфический товар, имеющий коммерческую стоимость. В отличие от материальных вещей, которые постоянно обладают стоимостью, сколько бы раз их не производили, стоимость идей одноразовая - никто не будет платить за уже известные сведения.
Интеллектуальная
собственность имеет не только реальную
стоимость, в которую входят затраты
на получение и защиту информации,
но и потенциальную стоимость, т.е.
возможную прибыль при ее реализации.
Потенциальную стоимость имеет
также и «негативная
Возможными
источниками утечки интеллектуальной
собственности могут стать
Существует три общепризнанных метода защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право и коммерческая тайна.
Патентом
оформляется право изобретателя
«законно монополизировать»
Патент является способом защиты промышленной, а не коммерческой информации.
Авторское
право, напротив, защищает только форму,
в которой выражена конкретная идея,
а не саму идею. Это отличает авторское
право от патента, и от коммерческой
тайны, которые относятся к сущности,
содержанию идеи. Оригинальные мысли,
содержащиеся в книгах и научных
статьях, после их прочтения уже
принадлежат каждому. Ими можно
свободно пользоваться. Но при использовании
этих идей в новых публикациях
необходимо делать ссылки на конкретного
автора, иначе будут нарушены авторские
права. Это относится в большей
степени к литературному
Коммерческая
тайна как форма
2. Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа.
2.1.
Понятие и признаки промышленного шпионажа.