Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:31, курсовая работа
Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей день.
Принятие четвертой части Гражданского кодекса (далее по тексту - ГК РФ), а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии указанного института.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне, Закон) регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) а также характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, но не разъясняет сам термин "конфиденциальность". Между тем, то значение, которое ему придается в обыденной жизни, позволяет его трактовать как "секретность", "неизвестность третьим лицам". Статья 1465 ГК РФ дает понятие (ноу-хау).
Введение.
Информация. Требования к информации коммерческого.
характера.
Понятие коммерческой тайны.
Институт коммерческой тайны.
Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
Коммерческая тайна организации.
Практические шаги владельца тайны.
Персонал и секретные сведения.
Предоставление информации органам власти.
Ответственность за разглашение секретной информации.
Заключение.
Список использованной литературы.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: "Правовой режим коммерческой тайны
по законодательству РФ"
Содержание
Введение
1.1. Понятие коммерческой тайны
3.3. Предоставление информации органам власти
3.4. Ответственность за разглашение секретной информации
Заключение
Список использованной литературы
Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей день.
Принятие четвертой части Гражданского кодекса (далее по тексту - ГК РФ), а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии указанного института.
Федеральный закон от 29 июля 2004 г. в ред. от 24 .07.2007 №214-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне, Закон) регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау) а также характеризует коммерческую тайну как конфиденциальность информации, но не разъясняет сам термин "конфиденциальность". Между тем, то значение, которое ему придается в обыденной жизни, позволяет его трактовать как "секретность", "неизвестность третьим лицам". Статья 1465 ГК РФ дает понятие (ноу-хау).
Согласно этой статье секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Секретность информации, безусловно, обеспечивается рядом мер, препятствующих разглашению такой информации, несанкционированному ознакомлению с нею третьих лиц. В этой связи конфиденциальность -секретность следует рассматривать, прежде всего, как режим охраны информации, позволяющий ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Режим коммерческой тайны - это комплекс
правовых организационных и иных мер,
направленных на сохранение в тайне сведений,
составляющих коммерческую тайну, т.е.
по сути то же самое, что и конфиденциальность.
Отсюда
можно сделать вывод, что по Закону коммерческая
тайна - это правовой режим охраны информации,
инструмент ее защиты, близкий, например,
к патентованию - режиму охраны таких патентоспособных
объектов, как изобретения, полезные модели,
промышленные образцы. Однако подобные
положения вступают в противоречие со
ст. 1465 ГК РФ, которая рассматривает коммерческую
тайну как саму информацию, а не как режим
ее охраны.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе уделяется внимание понятию информации и требованиям к информации коммерческого характера. Раскрывается понятие коммерческой тайны.
Во второй главе рассмотрен институт коммерческой тайны и сведении, которые могут составлять коммерческую тайну.
Третья глава непосредственно освещает коммерческую тайну в организациях, а также защиту коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение.
Целью данной курсовой работы является изучение информации, правового режима коммерческой тайны по действующему законодательству РФ, рассмотрение коммерческой тайны организации.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и решения задач в данной курсовой работе были использованы нормативные акты: Конституция РФ от 12 декабря 1993 года как основополагающий нормативно-правовой документ; Гражданский кодекс РФ часть 4, (в ред. от 26.06.2007); Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) "О коммерческой тайне", научная статья Кошкиной Т.Ю. "Коммерческая тайна организации" из журнала "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2008, № 3 и учебная литература.
Глава I . Информация. Требования к информации коммерческого
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления. Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования в частности, классификацию информационных процессов, т.е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.1
Классификация информации проводится в зависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации. По общему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными.
Правовое регулирование рыночных, предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правила на практике. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке". Данным постановлением с 1 июля 1998 г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Наличие информации на русском языке обеспечивается организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими импорт в Российскую Федерацию.
Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида и особенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: наименование товара; наименование страны, наименование фирмы-изготовителя (наименование фирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); назначение (область использования), основные свойства и характеристики; правила и условия эффективного и безопасного использования; иные сведения о товарах в соответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов к отдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи. Информация должна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в прилагаемой технической (эксплуатационной) документации, листках-вкладышах к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Исключение из общего правила об открытости и доступности информации составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.2 Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.
По мере накопления опыта рыночных отношений требования к информации предпринимательского характера и механизм ее оборота конкретизируются, совершенствуются и обогащаются. Интерес представляет регулирование информации в одном из крупных законодательных актов - Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", в ред. от 25.11.2009 №281-ФЗ. В нем имеется специальная глава XII "Раскрытие информации о деятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда".
Федеральный закон определил для этих фондов четыре аспекта в работе с информацией: требования к содержанию распространяемой или публикуемой информации; информация, предъявляемая по требованию заинтересованных лиц; информация, подлежащая опубликованию.
Особо выделены объем, сроки, форма и порядок представления ими отчетности в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Статья 1465 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческой тайны возникают между собой у обладающих ею физических и юридических лиц, с имеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ (ст. 23, 24, 29, 34), Гражданским кодексом РФ, федеральными законами "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, "О государственной гражданской службе РФ" от 27.27.2004 №79-ФЗ (ред. от 17.12.2009), Таможенным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайны находят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном с регулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере, по подсчетам специалистов, действует более 100 законодательных и иных нормативно-правовых актов. Эти акты содержат две группы правовых норм, распространяющиеся: на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь на отдельных участников конфиденциальных информационных отношений.3
Действие правовых норм начинается с момента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этот вопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либо некоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителю юридического лица. Главное при этом, с одной стороны, избежать ошибок в определении информации, включив в перечень именно те сведения, которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой - дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особый режим их использования, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценке той или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну или как не представляющей таковой.4
Конкретная информация обладает качеством служебной или коммерческой тайны при наличии одновременно трех условий. Во-первых, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что информация не только нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время или может приобрести в будущем потребительскую стоимость, т. е. является товаром, может выступать предметом купли-продажи, обмена или иного обращения на рынке. Во-вторых, к ней нет свободного доступа на законном основании, т. е. обладатель не обязан предоставлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такой информации. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности: не разглашает в средствах массовой информации, не помещает на стендах, в рекламе, не хранит в общедоступных местах и т. п.
Таким образом, служебная и коммерческая тайна есть охраняемое законодательством право индивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций на засекречивание сведений о своей производственной, экономической и финансовой деятельности, которые, став известными конкурентам или иным посторонним лицам, могут причинить материальный и (или) моральный вред первоначальным обладателям этих сведений.
При решении вопроса о коммерческой и служебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица нередко сталкиваются с двумя трудностями. Первая вызвана тем, что они могут оказаться обладателями (собственниками) информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Последняя, как и конфиденциальная информация, входит в категорию ограниченного доступа, но с более строгим правовым режимом. Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ от 21 августа 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне".5 Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1997 г. № 973 утверждено Положение о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам6.
Перечень сведений, которые могут быть расценены как государственная тайна, дан в ст. 5 Закона "О государственной тайне". Перечень включает информацию в военной области, в области экономики, науки и техники и внешней политики. Если сведения, отнесенные обладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне, касаются государственной безопасности и подпадают под указанный перечень, то компетентный государственный орган вправе принять решение об отнесении их к государственной тайне.
Вторая трудность - отграничение служебной тайны от коммерческой. Решение этого вопроса предполагает, прежде всего, уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе общественных отношений по поводу информации. Статья 9 федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"7 гласит, что защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне; федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация о работе Правовой режим коммерческой тайны по законодательству РФ