Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64
В соответствии с пунктом 5 Положения N 244 органы исполнительной власти, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, могут в процессе проведения экспертизы запрашивать у ее заказчика дополнительную информацию, которая необходима для оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Документы и материалы, которые представлены на государственную экспертизу условий труда в соответствующие органы исполнительной власти, регистрируют и передают на исполнение в соответствующее структурное подразделение органа исполнительной власти.
Руководитель соответствующего структурного подразделения органа исполнительной власти, который является руководителем экспертизы, формирует состав экспертов, организует проведение государственной экспертизы условий труда, а также подготовку проекта экспертного заключения.
В целях проведения государственной экспертизы условий труда в каждом случае определяется специалист-эксперт или группа специалистов-экспертов из числа штатных и внештатных специалистов, которые обладают соответствующими знаниями.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в зависимости от сложности экспертных работ и от объема документов и материалов, представленных на экспертизу, но не может превышать одного месяца.
Срок проведения государственной экспертизы условий труда в исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В случае представления заказчиком на государственную экспертизу условий труда документов и материалов, которые не соответствуют установленным требованиям, орган исполнительной власти в течение 7 дней со дня регистрации этих документов и материалов должен уведомить об этом заказчика. В случае, если заказчик не устраняет указанные нарушения, орган исполнительной власти через 1 месяц с момента регистрации указанных материалов и документов сообщает заказчику о невозможности проведения экспертизы и возвращает представленные на экспертизу документы и материалы.
При осуществлении государственной экспертизы условий труда могут быть проведены лабораторные исследования (измерения) факторов производственной среды, которые выполняются за счет средств заказчика аккредитованными исследовательскими (измерительными) лабораториями. Правила аккредитации испытательных лабораторий установлены приложением N 2 к Постановлению Минтруда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 77 "Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий".
Результатом государственной экспертизы условий труда является экспертное заключение, которое составляется в двух экземплярах, подписывается лицом (лицами), проводившим экспертизу, и руководителем экспертизы.
В случае, если исполнители не смогли прийти к общему мнению, каждый из них обязан изложить в письменной форме причины своего несогласия с мнением других экспертов для рассмотрения их руководителем экспертизы.
Экспертное заключение содержит обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Оба экземпляра экспертного заключения утверждаются органом исполнительной власти и имеют равную юридическую силу.
Один экземпляр экспертного заключения вместе с документами и материалами, которые прошли экспертизу, направляется заказчику, другой экземпляр остается в органе исполнительной власти.
Экспертные заключения должны храниться органами исполнительной власти в течение 5 лет, если другой, более длительный, срок хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения N 244 в случае несогласия с экспертным заключением заказчик может обжаловать это заключение в судебном порядке.
Государственная экспертиза условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности не проводится в связи с принятием Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
5.3. Общественный контроль за охраной труда
Согласно статье 370 ТК РФ общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений работодателями и их представителями осуществляется профессиональными союзами.
Для этой цели общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда, профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
В свою очередь межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, которые действуют на территории субъекта Российской Федерации, вправе создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, действующие на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Этим правом также наделены уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда должны избираться открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации либо на общем собрании работников структурного подразделения.
Согласно части 6 статьи 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
"осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников".
В соответствии с частью 2 статьи 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах:
"направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения".
Форма представления указана в приложении N 1 к приложению Постановления Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года N 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (далее - Постановление N 30):
"осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве".
Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" дает понятие профсоюза:
"Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов".
В соответствии со статьей 20 этого Закона профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда.
Профсоюзы полномочны осуществлять общественный контроль за состоянием охраны труда через профсоюзные организации в своих структурных подразделениях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через подконтрольные им собственные инспекции по охране труда.
В соответствии с частью 7 статьи 370 ТК РФ профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
Для осуществления этих целей они имеют право беспрепятственно посещать организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности, структурные подразделения этой организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
В том случае, когда профсоюзами, уполномоченными инспекторами по охране труда будут выявлены нарушения охраны труда, они имеют право обратиться к работодателю с требованием о немедленном устранении выявленных нарушений с одновременным обращением в Федеральную инспекцию труда.
При невыполнении требований по устранению нарушений в сфере охраны труда в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью работников профсоюзы и уполномоченные инспекторы по охране труда правомочны требовать от работодателя (его представителя, должностных лиц организации) приостановить выполнение работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.
Профсоюзные органы могут принимать участие в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах. Аналогичными правами профсоюзы пользуются при экспертизах безопасности проектируемых и эксплуатируемых инструментов и механизмов.
Работодатель обязан учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Порядок учета мнения профсоюзной организации регламентирован статьей 372 ТК РФ.
А порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регламентируется статьей 373 ТК РФ.
Основные задачи, функции, права уполномоченных (доверенных) лиц, гарантии прав деятельности уполномоченных лиц установлены Постановлением N 30.
Согласно части 8 статьи 370 ТК РФ уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Уполномоченные (доверенные) лица выбираются в организации для общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных в зависимости от конкретных условий производства. Численность уполномоченных (доверенных) лиц, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре либо ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
Выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом осуществляют профсоюз(ы) либо иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы.
Эти выборы лучше всего проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения со сроком избрания не менее двух лет. В случае если в организации имеется несколько профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, то каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. По согласованию с работодателем уполномоченные (доверенные) лица могут быть избраны из числа специалистов, которые не работают в данной организации. Не следует избирать уполномоченными работников, несущих по занимаемой должности ответственность за состояние охраны труда в организации.
Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников