Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа
Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Закон N 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию.
Помимо обязательного страхования от несчастных случаев на производстве органы государственной власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления, а также работодатели (юридические и физические лица - индивидуальные предприниматели) имеют право за счет собственных средств осуществлять и другие виды страхования работников.
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности
Пособие по временной нетрудоспособности назначается в связи с наступлением страхового случая и выплачивается за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Федеральным законом от 8 февраля 2003 года N 25-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) установлен минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием.
Так, в статье 14 Закона N 25-ФЗ сказано, что минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Обратите внимание!
Минимальный размер оплаты труда, применяемый исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, был установлен с 1 мая 2006 года в размере 1100 рублей Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием определен в статье 9 Закона N 125-ФЗ. Это пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о пособиях по временной нетрудоспособности.
Иногда возникают ситуации, когда организации временно необходимо приостановить свою деятельность. Пунктом 81 Положения, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС Российской Федерации от 12 ноября 1984 года N 13-6 "Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию", установлено, что при временной нетрудоспособности, наступившей до приостановки работы организации и продолжающейся в период приостановки работы организации, пособие выдается в том же размере, в каком выплачивается за это время заработная плата (далее - Постановление N 13-6).
Фондом социального страхования Российской Федерации в письме от 17 марта 1999 года N 02-10/05-1193 "Об исчислении размеров пособий по временной нетрудоспособности" также даны разъяснения по поводу определения размера пособия по временной нетрудоспособности и квалификации причины нетрудоспособности при обострении трудового увечья или профессионального заболевания. В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 125-ФЗ в счет страховых выплат не засчитываются пенсии, пособия и другие выплаты, которые назначены застрахованному лицу как до, так и после наступления страхового случая. В связи с этим пособие по временной нетрудоспособности при обострении прежнего трудового увечья или профессионального заболевания следует назначать в размере полного заработка в течение всего периода нетрудоспособности в соответствии с действующими правилами и квалифицировать причину временной нетрудоспособности как трудовое увечье или профессиональное заболевание с вытекающими отсюда последствиями, предусмотренными соответствующими нормативными актами.
При наступлении временной нетрудоспособности от заболевания, не связанного с полученным ранее трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, причина нетрудоспособности указывается как общее заболевание, и пособие назначается по общеустановленным нормам.
Назначение и выплата застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
В соответствии с пунктами 10, 11 Положения Постановления N 13-6:
"10. Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время рабочий или служащий был уволен.
11. При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе".
Конституционный Суд в своем Определении от 2 марта 2006 года N 16-О "По жалобе гражданина Корнилова Владимира Петровича на нарушение его конституционных прав положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию" признал применение непрерывного стажа при исчислении пособий по временной нетрудоспособности противоречащим Конституции Российской Федерации. Суд назвал такой стаж несоответствующим задачам социального страхования, поэтому он не должен применяться. При определении размера "больничных" организации должны руководствоваться страховым стажем работника (общим трудовым) с 1 января 2007 года.
5.7. Страховые выплаты
Закон N 125-ФЗ различает единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти.
В соответствии со статьей 10 Закона N 125-ФЗ единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются:
застрахованному лицу - если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности;
лицам, имеющим право на их получение, - если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.
Единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным лицам не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного лица - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения этих выплат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона N 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности со дня, когда учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.
В случае смерти застрахованного лица страховые выплаты выплачиваются лицам, имеющим право на их получение, в периоды, установленные пунктом 3 статьи 7 Закона N 125-ФЗ:
несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;
учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;
женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно;
инвалидам - на срок инвалидности;
одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи, неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14 лет либо изменения состояния здоровья.
При исчислении страховых выплат не могут уменьшить их размер все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные застрахованному как до, так и после наступления страхового случая. В счет страховых выплат не может быть засчитан также заработок, полученный застрахованным после наступления страхового случая.
В письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 18 мая 2000 года N 02-18/07-3341 "О ежемесячных страховых выплатах, назначенных пострадавшему" рассмотрен вопрос, касающийся выплаты ежемесячных страховых выплат, назначенных пострадавшему, но недополученных им в связи со смертью.
Выплата сумм ежемесячных страховых выплат, которые причитаются пострадавшему от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и недополученных им в связи с его смертью, производится за текущий месяц его наследникам на общих основаниях исполнительным органом Фонда.
Это означает, что выплата недополученных сумм ежемесячных страховых выплат производится исполнительным органом Фонда, назначившим и осуществлявшим пострадавшему обеспечение по страхованию, по истечении 6 месяцев со дня открытия наследства (смерти застрахованного) на основании свидетельства о праве на наследство.
Членам семьи умершего, которые производили похороны, эти суммы могут быть выплачены до принятия наследства.
Члены семьи - это лица, которые связаны родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.
Обратиться за недополученными выплатами обеспечения по страхованию могут дети умершего, супруг, родители и другие члены семьи, которые совместно с ним проживали и производили похороны. Выплата недополученных сумм в таком случае производится исполнительным органом Фонда при наличии заявления члена семьи, копии свидетельства о смерти, справки о совместном проживании. Член семьи, который не проживал совместно с умершим, но осуществлял похороны, может до принятия наследства обратиться в государственную нотариальную контору по месту открытия наследства за оформлением соответствующего распоряжения нотариуса об оплате за счет непосредственного имущества понесенных расходов. В таком случае недополученная сумма страховых выплат будет произведена исполнительным органом Фонда на основании распоряжения нотариуса.
Закон N 125-ФЗ предусматривает назначение застрахованным лицам страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей независимо от того, кто признан виновным в причинении вреда - работодатель или третье лицо, с которым пострадавший не состоял в трудовых отношениях.
Согласно письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 20 июня 2001 года N 02-18/07-4445 "О назначении страховых выплат при наступлении страхового случая в связи с исполнением трудовых обязанностей" в случае, если причинителем вреда признано лицо, не являющееся работодателем застрахованного, исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляет назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию в соответствии с требованиями Закона N 125-ФЗ. При возникновении таких ситуаций рекомендовано с учетом требований статьи 17 Закона N 165-ФЗ обратиться в суд с иском о взыскании с причинителя вреда суммы страховых выплат, произведенных застрахованному лицу.
Единовременные страховые выплаты.
Статьей 15 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" установлено, что в 2007 году сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет 46,9 тысячи рублей.
В пункте 1 статьи 11 Закона N 125-ФЗ установлено, что размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на день такой выплаты. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном 60 минимальным размерам оплаты труда, установленным федеральным законом на день такой выплаты.
В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер единовременной страховой выплаты определяется с учетом указанных коэффициентов и надбавок.
Учреждением медико-социальной экспертизы устанавливается степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности. Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789 "Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников