Правовое регулирование прав и обязанностей работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Оглавление

Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование прав и обязанностей работника в сфере охраны труда.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

Одновременно с установлением степени утраты профессиональной трудоспособности учреждение медико-социальной экспертизы при наличии оснований определяет нуждаемость пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, а также признает пострадавшего инвалидом.

Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены Постановлением Минтруда Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56 "Об утверждении Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания". Форма программы реабилитации содержится в приложении N 2 к названному Постановлению.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из того, какие последствия повлек за собой несчастный случай на производстве, выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов. При определении степени утраты трудоспособности учитываются имеющиеся у пострадавшего профессиональные способности, психофизиологические возможности. Учитываются также профессионально значимые качества, позволяющие продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 30 января 2002 года N 5 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 года N 56" утверждена Инструкция о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Ежемесячные страховые выплаты.

В 2005 году размер ежемесячной страховой выплаты составлял 33 тысячи рублей и не может превышать этой суммы. Это ограничение применяется при назначении либо увеличении ежемесячных страховых выплат после 1 января 2005 года. Согласно статье 14 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год" размеры ежемесячных страховых выплат, которые превышают на 1 января 2005 года сумму 33 тысячи рублей, не меняются. Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" действие статьи 14 продлено на 2006 год.

В 2007 году максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать 36,0 тысяч рублей (статья 16 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 234-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год").

В статье 12 Закона N 125-ФЗ установлено, что размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

При исчислении размера утраченного застрахованным лицом заработка в результате наступления страхового случая учитываются все виды оплаты его труда (как по месту его основной работы, так и по совместительству), на которые начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Учитываются суммы вознаграждений по гражданско-правовым договорам и суммы авторских гонораров, если с них предусматривалась уплата страховщику страховых взносов, а также учитываются выплаченные пособия за период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.

Все виды заработка учитываются в суммах, которые начислены до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях с установленными районными коэффициентами, процентными надбавками к заработной плате размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок дан в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 25 января 2001 года N 02-18/07-597 "О применении районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате при расчете размера страховой выплаты":

"В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ для первоначального расчета страховой выплаты применяется средний месячный заработок с учетом районных коэффициентов, процентных надбавок, действовавших в расчетный период.

В дальнейшем при изменении районного коэффициента, процентной надбавки изменение ранее назначенных страховых выплат законодательством не предусмотрено.

При исчислении страховой выплаты, исходя из тарифной ставки (должностного оклада), в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, районный коэффициент, процентная надбавка применяются к данной тарифной ставке (должностному окладу) в случае, если они еще не учтены в указанной тарифной ставке (должностном окладе) по сведениям органов по труду и занятости субъекта Российской Федерации.

Размер ежемесячных страховых выплат сохраняется независимо от места проживания пострадавшего.

Иные разъяснения Фонда по указанному вопросу считаются утратившими силу и не подлежат применению".

При подсчете среднемесячного заработка застрахованного, которого страхователь направляет для работы за пределы территории Российской Федерации, учитываются заработная плата по основному месту работы и заработная плата, начисленная в иностранной валюте (если на нее начислялись страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которая пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день назначения ежемесячной страховой выплаты.

Среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания либо по выбору застрахованного лица установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на 12.

Если работа, повлекшая повреждение здоровья, продолжалась менее 12 месяцев, то среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления общей суммы его заработка за фактически проработанное им число месяцев, предшествовавших месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на число этих месяцев.

Если период повлекшей повреждение здоровья работы составил менее одного полного календарного месяца, то ежемесячная страховая выплата исчисляется исходя из условного месячного заработка, определяемого таким образом: сумма заработка за проработанное время делится на число проработанных дней, и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год. При подсчете среднемесячного заработка не полностью проработанные застрахованным месяцы заменяются предшествующими полностью проработанными месяцами или исключаются, если их заменить невозможно.

Согласно письму Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 июня 2005 года N 02-18/06-5674 "О направлении информационно-методического обзора вопросов по применению Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" время оплачиваемого отпуска, а также начисленные за этот период суммы в расчетный период для исчисления размера среднего заработка для определения размера ежемесячной страховой выплаты не включается, поскольку в расчет берется период, когда работник фактически осуществлял трудовую деятельность.

По желанию застрахованного при наступлении страхового случая по причине получения им профессионального заболевания средний месячный заработок может быть подсчитан за последние 12 месяцев работы, которые предшествовали прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Разъяснения о порядке определения расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат в том случае, когда застрахованный проработал в организации более 12 месяцев, даны в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 ноября 2002 года N 02-18/07-8240 "Об определении расчетного периода при исчислении ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В частности, в этом письме сказано, что для расчета среднего месячного заработка должен быть взят календарный двенадцатимесячный период, который предшествовал наступлению страхового случая, утрате или снижению трудоспособности застрахованного лица. Если в течение этого срока имелся перерыв в трудовой деятельности, средний месячный заработок определяется путем деления заработка за фактически проработанное время на число месяцев, за которое взят заработок. Другие разъяснения Фонда социального страхования Российской Федерации не применяются.

Ежемесячные страховые выплаты застрахованному лицу, которое не достигло на момент назначения обеспечения по страхованию возраста 18 лет, исчисляются из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Если страховой случай наступил после окончания срока действия трудового договора (контракта), по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора (контракта) либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (Постановление Правительства от 2 марта 2005 года N 105 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 г.").

В случае если в заработке застрахованного до наступления страхового случая произошли устойчивые изменения, которые улучшают его имущественное положение (повышена заработная плата по занимаемой должности, он переведен на более высокооплачиваемую работу, поступил на работу после окончания учебного учреждения по очной форме обучения и в других случаях, когда доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда застрахованного), при подсчете его среднего месячного заработка учитывается только заработок, который он получил или должен был получить после соответствующего изменения.

Сумма ежемесячной страховой выплаты, при невозможности получения документа о размере заработка застрахованного лица, исчисляется исходя из тарифной ставки (должностного оклада), установленной (установленного) в отрасли (подотрасли) для данной профессии, и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами.

Сумма ежемесячной страховой выплаты после представления документа о размере заработка пересчитывается с месяца, следующего за месяцем, в котором были представлены соответствующие документы.

Данные о размерах тарифных ставок (должностных окладов) работников предоставляются органами по труду субъектов Российской Федерации.

Лицам, которые имеют право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка с вычетом долей, которые приходились на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. При определении размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат подлежит делению на число лиц, которые имеют право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

Исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата не подлежит в дальнейшем перерасчету. Исключением являются следующие случаи:

изменение степени утраты профессиональной трудоспособности;

изменение круга лиц, которые имеют право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного;

случаи индексации ежемесячной страховой выплаты.

В соответствии с пунктом 11 статьи 12 Закона N 125-ФЗ размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, которые предусмотрены на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Правительством Российской Федерации определяются коэффициент индексации и ее периодичность. До настоящего времени индексация ежемесячных страховых выплат производилась не один раз.

В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года N 53 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что с 1 января 2004 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат, назначенных до 1 января 2004 года, составляет 1,1.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года N 230 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что с 1 января 2005 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенных до 1 января 2005 года, составляет 1,094.

Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников