Правовое регулирование прав и обязанностей работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Оглавление

Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование прав и обязанностей работника в сфере охраны труда.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 года N 410 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что с 1 января 2006 года коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенных до 1 января 2006 года, составляет 1,085.

Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается максимальный размер ежемесячной страховой выплаты.

В случае назначения страховых выплат застрахованному лицу по нескольким страховым случаям ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховой выплаты.

Ограничение максимальным размером применяется к общей сумме страховых выплат, назначенных в связи со смертью застрахованного лица при назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в связи со смертью застрахованного.

Вопросам индексации страховых выплат в связи с увеличением минимального размера оплаты труда посвящено также письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 8 мая 2002 года N 02-18/07-3248 "О проведении индексации страховых выплат". В соответствии с этим письмом увеличению подлежали ежемесячные страховые выплаты.

Размер ежемесячных страховых выплат увеличился с 1 мая 2002 года в 1,5 раза. При этом было установлено следующее: страховые выплаты, проиндексированные в соответствии с Федеральным законом от 29 апреля 2002 года N 42-ФЗ "О внесении дополнения в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" в 1,5 раза, не могут превышать максимального размера (30 000 рублей), предусмотренного статьей 16 Федерального закона от 11 февраля 2002 года N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Размеры ежемесячных страховых выплат, превышавшие 30 000 рублей на момент вступления в силу данного Закона, индексации в 1,5 раза в связи с увеличением минимального размера оплаты труда не подлежат и в дальнейшем при увеличении минимального размера оплаты труда также не индексируются.

Письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 7 октября 2002 года N 02-18/07-7048 "О расчете ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также посвящено вопросам расчета ежемесячных страховых выплат.

Следует иметь в виду, что указанное письмо применяется в части, не противоречащей Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 7 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Приведем текст письма полностью:

"I. При исчислении ежемесячных страховых выплат суммы заработка, полученного застрахованным до 1 января 2000 года, увеличиваются в порядке, установленном пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".

Исчисленные в таком порядке суммы увеличиваются на коэффициенты повышения минимального размера оплаты труда, установленные до 2000 года, в порядке, предусмотренном законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

После вступления в силу указанного Федерального закона страховая выплата увеличивается с момента установления застрахованному степени утраты профессиональной трудоспособности.

Данная позиция обусловлена следующим.

Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.

При этом в соответствии с требованиями пункта 11 статьи 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" при повышении минимального размера оплаты труда в централизованном порядке размеры ежемесячной страховой выплаты увеличиваются пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Таким образом, коэффициенты увеличения минимального размера оплаты труда, установленные Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", применяются к суммам страховых выплат с момента установления застрахованному степени утраты профессиональной трудоспособности.

 

    Например: Дата установления заключительного диагноза

              профзаболевания - 01.01.1993.

              Дата установления процента утраты профессиональной

              трудоспособности - 01.02.2002.

              Дата первого обращения за выплатами - 02.10.2002.

 

Заработок взят до прекращения работы, повлекшей профессиональное заболевание, - с января по декабрь 1992 года.

1. Заработок увеличивается на коэффициент 3;

2. Сумма возмещения вреда до 2000 года индексируется с применением коэффициентов 2.500, 1.900, 1.810, 1.900, 1.400, 1.678, 1.270, 1.259, 1.050, 1.048, 1.045, 1.200, 1.100, 0.001;

3. После 2000 года индексируется страховая выплата, право на получение которой возникло с 01.02.2002, в связи с этим страховая выплата увеличивается на коэффициент 1.500 (введенный с 01.05.2002, то есть после установления процента утраты профессиональной трудоспособности).

II. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1 суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждением здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз, с 1 января 1991 года по 31 января 1993 года в три раза.

Указанные коэффициенты применяются в зависимости от даты наступления несчастного случая (установления диагноза профессионального заболевания) при условии, что заработок для исчисления страховых выплат взят за период до 31.01.93.

Таким образом, коэффициент "6" применяется при наличии следующих условий:

- несчастный случай на производстве (установление диагноза профессионального заболевания) имел место до 01.01.91;

- заработок для исчисления страховой выплаты взят за период до 31.01.93. Коэффициент "3" применяется при наличии следующих условий:

- несчастный случай на производстве (установление диагноза профессионального заболевания) имел место в период с 01.01.91 по 31.01.93;

- заработок для исчисления страховой выплаты взят за период до 31.01.93. Если несчастный случай на производстве (установление диагноза профессионального заболевания) имел место после 31.01.93, коэффициенты "3" и "6" не применяются.

Если в расчетный период включены месяцы после 31.01.93, заработок за период после 31.01.93 на коэффициенты "3" и "6" не увеличивается".

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного, ежемесячные страховые выплаты назначаются со дня его смерти, но не ранее приобретения права на получение страховых выплат.

Требования о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на получение этих выплат, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

 

5.8. Учет вины застрахованного при определении размера

ежемесячных страховых выплат

 

В статье 14 Закона N 125-ФЗ предусмотрен учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат.

Если при расследовании страхового случая комиссия по расследованию страхового случая приходит к выводу, что грубая неосторожность застрахованного способствовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то размер ежемесячных страховых выплат уменьшается соответственно степени вины застрахованного, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного лица, установленная комиссией по расследованию страхового случая в процентах, указывается в акте о несчастном случае на производстве. При определении степени вины застрахованного лица должно быть рассмотрено заключение профсоюзного комитета либо иного уполномоченного застрахованным лицом представительного органа.

В случае смерти застрахованного лица размер ежемесячных страховых выплат, предусмотренных Законом N 125-ФЗ, не может быть уменьшен.

Отказ в возмещении вреда при наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, не допускается.

Не подлежит возмещению вред, который возник вследствие умысла застрахованного лица, подтвержденного заключением правоохранительных органов.

Следует учесть, что данное ограничение не применяется к лицам, получившим трудовое увечье до 6 января 2000 года, так как Закон N 125-ФЗ не имеет обратной силы. Такой порядок применения статьи 14 установлен в письме Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 02-18/07-1810 "О применении статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ".

 

 

 

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

 

Российским законодательством предусмотрены различные виды ответственности за нарушение законодательства в сфере охраны труда: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная и уголовная. Предусмотрены различные меры воздействия в виде установления ответственности организации за выпуск и поставку продукции, не соответствующей требованиям охраны труда, приостановления деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда, а также ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда.

Приоритет сохранения жизни и здоровья работников является общечеловеческим принципом, и закрепление именно этого принципа в ТК РФ выдвигает на первое место в ряду обязанностей работодателя обязанность по обеспечению безопасных и благоприятных условия труда его работникам, а если он не сумел обеспечить, то приходится отвечать за нарушение требований в сфере охраны труда.

 

 

 

6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда

 

В части 6 статьи 215 ТК РФ сказано, что в случае применения новых либо не использовавшихся ранее у работодателя вредных либо опасных веществ он обязан до начала использования этих веществ провести разработку и согласование с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда, ранее регулировалась статьей 23 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", которая отсылала нас к нормам гражданского законодательства (далее - Закон "Об охране труда").

Этот Закон перестал действовать в связи с вступлением в силу с 6 октября 2006 года Закона N 90-ФЗ.

Ответственность организаций за выпуск и поставку продукции, не соответствующей требованиям охраны труда, рассматривается как за продукцию ненадлежащего качества напрямую в ГК РФ, Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей") и других.

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, которая не отвечает требованиям охраны труда, обязаны возместить потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Так, в статье 475 ГК РФ предусмотрено, что покупатель (получатель) в случае поставки ему товара ненадлежащего качества, если недостатки товара не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Понятие качества товара дано в статье 469 ГК РФ таким образом, что качество должно соответствовать договору купли-продажи. В том случае, когда в договоре купли-продажи отсутствует условие о качестве товара, то согласно пункту 2 статьи 469 ГК РФ товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

Согласно пункту 3 статьи 469 ГК РФ при продаже товара по образцу и (либо) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (либо) описанию.

А также согласно этой статье в договоре купли-продажи могут быть оговорены обязательные требования к качеству продаваемого товара и повышенные требования к качеству по сравнению с обязательными требованиями.

Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников