Правовое регулирование прав и обязанностей работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Оглавление

Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование прав и обязанностей работника в сфере охраны труда.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

В зависимости от перечня грузов работа по их погрузке, разгрузке может оплачиваться по повышенным тарифным ставкам в соответствии с совместным Постановлением Госкомтруда СССР N 460, Секретариата ВЦСПС N 26-60 от 3 ноября 1986 года "Об утверждении Перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда". Указанный Перечень грузов дополнен в соответствии с совместным Постановлением Госкомтруда СССР N 5 и Секретариата ВЦСПС N 1-8 от 2 января 1989 года "О дополнении перечня грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда".

Для работников научно-исследовательских учреждений и подразделений может быть установлен повышенный оклад (ставка) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 6 июня 1994 года N 113 "Об утверждении "Перечня научно-исследовательских учреждений и подразделений, непосредственная работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда и Порядка его применения".

Для некоторых отраслей установлен другой порядок оплаты труда в связи с его вредностью или тяжестью.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года N 1002 "О некоторых вопросах охраны труда работников здравоохранения" Постановлением Минтруда Российской Федерации от 8 июня 1992 года N 17 "О размерах надбавок и доплат работников здравоохранения и социальной защиты населения" для работников здравоохранения, медицинских научных организаций и организаций социальной защиты населения установлено повышение должностных окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в размере от 15 до 60%.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 мая 1994 года N 41 "Об утверждении Перечня работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке)" (далее - Постановление N 41) принят Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Так, в этом Постановлении N 41 установлено, что размер доплаты для работников учреждений и организаций государственной ветеринарной службы Российской Федерации за работу во вредных условиях труда не должен быть менее 12% должностного оклада, а за работу с особо вредными условиями труда - не менее 24% должностного оклада.

В приложении к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 187 "Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием" установлено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок (должностных окладов) в зависимости от группы работ и стажа непрерывной работы с химическим оружием составляет от 15 до 50%. Этим же Постановлением предусмотрено ежегодное вознаграждение для указанной категории работников, кратное тарифной ставке, должностному окладу от 1,5 до 3 ставок (окладов) в зависимости от стажа и группы работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года N 188 "Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки" установлены указанные списки для граждан, занятых на производстве работ с химическим оружием.

Кроме того, совместным Приказом Минздрава Российской Федерации N 225, Министра обороны Российской Федерации N 194, МВД Российской Федерации N 363, Минюста Российской Федерации N 126, Минобразования Российской Федерации N 2330, Минсельхоза Российской Федерации N 777, ФПС Российской Федерации N 292 от 30 мая 2003 года "Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда" установлен Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, которые непосредственно участвуют в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, которые обслуживают больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, чье занятие связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право помимо дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенной рабочей недели и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда. Указанный Перечень согласован с Минтрудом Российской Федерации.

В соответствии с письмом Минфина Российской Федерации от 7 августа 2006 года N 03-05-01-04/240 порядок, размер, периодичность и иные условия предоставления компенсаций за тяжелые, вредные, опасные факторы труда не оказывают влияние на льготное налогообложение этих компенсаций, но указанные условия необходимо отразить в соответствующих актах организации;

- другие льготы, установленные нормативными правовыми актами.

Лицам, работающим на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, назначается льготная (досрочная) пенсия по старости. Для получения такой пенсии необходимо, чтобы профессия была отнесена к списку производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утверждены Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, введенные в действие на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет".

Список N 1 устанавливает перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, а Список N 2 устанавливает перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Из Постановления Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" следует, что:

"5. Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.

В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

7. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.

8. Период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей

9. Правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.

10. Специалисты, должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от образования и квалификации".

Кроме того, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда обладают:

работники железнодорожного транспорта и метрополитена (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда");

работники, занятые на лесозаготовках, лесосплаве (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273 "Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда").

Для получения льготной пенсии по старости необходимо также отработать на работах с вредными и (или) опасными условиями труда определенное количество лет и иметь определенный страховой стаж.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в пункте 1 статьи 27 предусматривает 15 категорий работ с особыми условиями труда, которые дают основание для снижения пенсионного возраста (далее - Закон N 173-ФЗ):

"1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам".

Нормы подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ следует применять в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года N 107-О "По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 27 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации":

"2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников