Правовое регулирование прав и обязанностей работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:49, курсовая работа

Краткое описание

Охрана жизни и здоровья работников - первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.

Оглавление

Приложение……………………………………………………………………………………………………………….......2
Общие положения…………………………………………………………………………………………………………….3
1.1. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения………………….....5
1.2. Государственные нормативные требования охраны труда……………………………………………………...6
1.3. Охрана труда. Условия труда………………………………………………………………………………………….8
1.4. Гигиенические нормативы условий труда. Вредные условия труда……………………………………………9
2. Право работника на охрану труда…………………………………………………………………………………..10
2.1. Труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………11
2.2. Гарантии работников на безопасный труд………………………………………………………………………...15
3. Обеспечение охраны труда……………………………………………………………………………………….....16
3.1. Государственное управление охраной труда………………………………………………………………….....16
3.2. Служба охраны труда в организациях……………………………………………………………………………..18
3.3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда…………………………………..19
3.4. Аттестация рабочих мест. Сертификация работ по охране труда……………………………………………22
3.5. Необходимые медицинские осмотры……………………………………………………………………………...24
4. Обязанности работника в области охраны труда……………………………………………………………….26
4.1.. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда……………………28
4.2.. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, работающим во вредных условиях труда……31
5. Надзор и контроль в сфере охраны труда………………………………………………………………………...37
5.1. Государственный надзор и контроль……………………………………………………………………………….38
5.2. Государственная экспертиза условий труда……………………………………………………………………...41
5.3. Общественный контроль за охраной труда……………………………………………………………………….43
5.4. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве……………………………………….46
5.5. Обеспечение при несчастном случае на производстве………………………………………………………...47
5.6. Пособия по временной нетрудоспособности……………………………………………………………………..48
5.7. Страховые выплаты…………………………………………………………………………………………………..49
5.8. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат……………….55
6. Ответственность за нарушения в сфере охраны труда………………………………………………………...55
6.1. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда…………………………………………………………………………………………………………………56
6.2. Ответственность за нарушение требований охраны труда…………………………………………………….57
7. Заключение……………………………………………………………………………………………………………...64

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование прав и обязанностей работника в сфере охраны труда.doc

— 697.50 Кб (Скачать)

- федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 6 Постановления N 1008 государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации на уровне субъектов Федерации осуществляется организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов специализированной экспертизы, перечисленных в пункте 5 этого Постановления N 1008.

Согласно части 4 статьи 215 ТК РФ новые либо реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзором и его территориальными органами по субъектам Федерации проводится также санитарно-эпидемиологическая экспертиза проектной документации на соответствие санитарным правилам. Она осуществляется в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21 ноября 2005 года N 776 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации" (далее - Приказ N 776), принятым в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", по заявлению, поданному юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем исполнителю экспертизы.

Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 6 ноября 1998 года N 64 "Об утверждения Правил проведения экспертизы промышленной безопасности" утверждены Правила, регламентирующие порядок проведения экспертизы проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов. Эту экспертизу правомочны проводить организации, имеющие лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно Постановлению N 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

"органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

органом государственного горного надзора;

специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

органом государственного энергетического надзора;

специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха".

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

В целях охраны здоровья участников трудового процесса и потребителей готовой продукции в соответствии с нормами части 5 статьи 215 ТК РФ запрещено применение в производстве вредных либо опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. Также нельзя использовать их в случае, если не была проведена токсикологическая оценка.

Решение о том, отнести определенное техническое устройство к средствам метрологического контроля или нет, принимает Госстандарт Российской Федерации.

В статьях 8 и 9 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" установлен порядок разработки и аттестации методик проведения такого контроля и измерений. Приказом N 776 определены порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы, виды деятельности, продукции, проектной документации, которые подлежат гигиенической оценке.

В приложении N 3 к Приказу N 776 утвержден перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. К этому перечню относятся: медицинская техника, инструменты и гигиенические средства, в том числе физиотерапевтическое, диагностическое и лечебное оборудование; СИЗ кожи от воздействия вредных факторов (мази, кремы, пасты и другое) для использования на производстве; реагенты, используемые для подготовки питьевой воды и другое.

В приложении N 5 к Приказу N 776 утвержден перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе с целью выдачи санитарно-эпидемиологических заключений. К такой продукции относится: химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения, товары бытовой химии; продукция машиностроения и приборостроения производственного, медицинского и бытового назначения; полимерные и синтетические материалы, предназначенные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели и других предметов домашнего обихода; материалы для изделий, контактирующих с кожей человека и другие.

В соответствии с пунктом 13 приложения N 1 к Приказу N 776 санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат:

"- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, производимые в Российской Федерации при постановке на производство, при изменении состава, комплектации, конструкции, технологического процесса производства, при изменении нормативной или технической документации на продукцию;

- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, при истечении срока действия ранее выданного заключения, свидетельства о государственной регистрации;

- отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека".

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ее территориальными органами, структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности, федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, а также другими организациями, аккредитованными в установленном порядке, и включает в себя: проведение экспертизы документации; лабораторные и инструментальные исследования и испытания, обследование объекта, осуществляемое по предписаниям, распоряжениям, приказам Федеральной службы, ее территориальных органов и другое.

В соответствии с пунктом 6 статьи 215 ТК РФ в случае использования работодателем ранее не применяемых вредных и опасных веществ, он обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции надзора и контроля в установленной сфере деятельности, меры по сохранению жизни и здоровья работника с учетом характера вредности этих веществ, состава работающих, специфики условий труда и других факторов.

Государственные органы управления и субъекты хозяйственной деятельности при проектировании и изготовлении оборудования и средств защиты в целях соответствия машин, механизмов и иного производственного оборудования, технологических процессов, средств индивидуальной и коллективной защиты нормам по охране труда обязаны соблюдать государственные стандарты по соответствующим типам продукции.

Необходимое требование для оборудования иностранного производства - соответствие требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации. Что касается машин, механизмов, материалов, средств защиты, то для подтверждения их соответствия установленным требованиям необходимы сертификаты соответствия, выданные органами, осуществляющими сертификацию.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) регулируются отношения, которые возникают при разработке, принятии, применении и исполнении как обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, так и на добровольной основе, а также к выполнению на добровольной основе работ и оказанию услуг.

Помимо этого Законом N 184-ФЗ регулируются отношения по оценке соответствия указанных работ и услуг техническим регламентам и стандартам. Согласно письму Госстроя Российской Федерации от 29 января 2004 года N ЛБ-612/10 "О сфере применения Закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Закон N 184-ФЗ не регулирует отношения, возникающие в сфере экономического нормирования.

Порядок проведения Госстандартом Российской Федерации государственного контроля и надзора утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 1 сентября 2003 года N 99 "Об утверждении Порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора" (далее - Постановление Госстандарта N 99).

Госстандарт осуществляет свои функции совместно с государственными учреждениями - центрами стандартизации, метрологии и сертификации государственного контроля и надзора.

Согласно пункту 5 Постановления Госстандарта N 99 при проведении государственного надзора и контроля проверяются:

"продукция;

техническая документация на продукцию, в том числе документация о соответствии ее обязательным требованиям согласно нормативным документам в области обязательного подтверждения соответствия;

соблюдение юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями требований нормативных и правовых документов, устанавливающих правила проведения обязательного подтверждения соответствия в отношении проверяемой продукции, а также нормативных и правовых документов систем сертификации однородных групп продукции Системы сертификации ГОСТ Р".

Вся информация о технических регламентах, стандартах различного уровня, а также иных документах в сфере стандартизации содержится в информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 500 "О Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" действие данного фонда обеспечивается Госстандартом Российской Федерации, который взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти в целях информирования заинтересованных лиц.

 

 

 

4.2. Дополнительные гарантии и компенсации работникам,

работающим во вредных условиях труда

 

Согласно статье 224 ТК РФ работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, работодатель обязан предоставить дополнительные гарантии и компенсации в целях уменьшения воздействия вредных производственных факторов, которые не могут быть устранены в настоящее время, а также соблюдать установленные для некоторых категорий работников ограничения:

на привлечение их к выполнению тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;

осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с соответствующей оплатой;

устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

проводить другие мероприятия.

В статье 96 ТК РФ определены категории работников, которые не могут быть привлечены к работе в ночное время. К таковым относятся: беременные женщины; работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, за исключением лиц, участвующих в создании и (либо) исполнении художественных произведений, а также другие категории работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В этой же статье ограничено использование труда в ночное время следующих категорий работников:

- женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

- инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также работников, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением;

- матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекунов детей указанного возраста.

Вышеуказанная категория граждан может привлекаться к работе в ночное время с их письменного согласия и только при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Информация о работе Правовое регулирование прав и обязанностей работников